Потребитель – король рынка? Что делать, если вас обманули

02 квітня 2010 о 08:44 - 3517

Сложилось так, что в современном капиталистическом мире продавец, прежде всего, думает о том, как нажиться на обычных гражданах. Пытается извлечь максимальную выгоду из сделки, когда мы, в обмен на деньги, получаем товар, который часто можно назвать качественным с большой натяжкой. Мы платим за обман и надувательство, подслащенные елейным закадровым голосом девушек из рекламы, цветными глянцевыми фотографиями людей с белоснежными улыбками, предлагающими то, без чего мы, естественно, не сможем обо­йтись. Мы попадаемся на эту удочку снова и снова. Почти никому не удавалось избежать участи обманутого покупателя, но что бы там ни случилось, нужно знать, что победить непорядочного продавца можно — нужно только знать свои права.

Кто защитит потребителя

Основными законодательными актами, которые регулируют отношения потребителя и продавца, являются принятый в 1991 году Закон «О защите прав потребителей» и Закон 1996 года «О рекламе». Но главная проблема заключается не в отсутствии законодательной базы или ее недобросовестной подготовке, а в том, что практически все проекты, призванные защищать покупателей от хитрых уловок продавцов, предоставля­ющих некачественные товары или услуги, не имеют реальной финансовой поддержки со стороны государства.

В случае чего, не ждите особой помощи от государства. Ведь общественный совет связан по рукам и ногам. Как сообщила Нина Арышева, заместитель начальника Главного Днепропетровского областного управления по делам защиты прав потребителей, прежде чем рассматривать полученную жалобу, им необходимо переслать ее в Киев, где руководство Госпотребстандарта примет решение о том, достойна ли она внимания.

По словам Владимира Голушко, председателя Общественного Совета при этом Управлении, наиболее эффективный метод работы с потребителями — это консультации, и в 90% случаев после получения консультации человек может решить свою проблему самостоятельно.

Как рассказали эксперты в пресс-центре ИА «Новый мост», на пресс-конференции «Наши деньги, наши права», посвященной защите прав потребителей, чаще всего в Управление обращаются с жалобами на качество промышленных товаров. При поломке техники продавцы обычно отправляют недовольных покупателей в сервисный центр. Действительно, проблему потребителя будет решать сервисный центр, но при обнаружении неисправностей прежде всего следует обратиться именно к продавцу и оставить письменное заявление, потребовать экспертизу и ремонт. Потребитель имеет право получить неустойку или аналогичный  товар из обменного фонда, если в течение четырнадцати дней с момента написания заявления дефект не будет устранен. Если товар весит более пяти килограмм, продавец обязан сам доставить его в сервисный центр.

Система голосового взаимодействия

В Днепропетровске существует «Лига защиты потребителей» — организация, которая оказывает квалифицированную помощь не только частным лицам, но и решает глобальные проблемы несоответствия законодательства, о которой сообщил Юрий Биленко, председатель Совета областного объединения граждан-потребителей. Ко всемирному Дню защиты прав потребителей, с 15 марта, участниками Лиги была запущена система голосового взаимодействия с потребителями. Теперь, позвонив по номеру: 376-03-99 и выбрав нужные пункты меню, вы сможете получить ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся ваших, как потребителя, прав. Это удобная и к тому же бесплатная услуга. Если у Вас возникла более сложная проблема, то существуют консультационные центры, о которых вы также можете получить информацию по указанному номеру.

Интернет-покупки

Об интернет-торговле как о новом направлении в торговле, которое развивается стремительными темпами, рассказала Светлана Торопчина-Агалакова, директор адвокатского бюро, президент Днепропетровского облобъединения по защите прав человека «Адвокат». При осуществлении интернет-покупок возникают дополнительные трудности, ведь кому предъявлять претензии, если продавца вы и в глаза не видели? Поэтому, если вы решили приобрести что-то через сеть Интернет, нужно соблюдать особую бдительность.

При заключении договора о покупке по сети обратите внимание на то, есть ли у вас право возврата товара. Чаще всего серьезные, уважающие себя фирмы, которые занимаются ди­станционной торговлей, состоят в Украинской ассоциации прямых продаж, где подчиняются очень четким деловым и этическим правилам, согласно которым разрешено заказать товар без предварительной оплаты, отказаться от товара, бесплатно вернуть его, если он не подошел. То есть при заключении договора с такой организацией у вас будут гарантии, согласно которым вы как потребитель будете полностью защищены. Не стоит иметь дело с компаниями, не указывающими свой адрес, или если информацию о компании невозможно проверить. В любом случае, обратите внимание на 13-ю статью Закона Украины «О защите прав потребителей».

Победить банк можно

Григорий Дубовой, председатель правления областной общественной организации «Днепропетровская ассоциация потребителей, защиты прав вкладчиков и акционеров», заявил, что «в нашей стране даже кризис не такой, как везде, и для кого-то он превратился в «мать родную», потому что некоторые банки начали на этом зарабатывать». Например, банки поднимали процентные ставки, когда договора уже были заключены, хотя не имели на это права, тем более без согласия граждан. Поэтому, прежде всего, необходимо очень внимательно прочитать договор с банком, прежде чем подписывать его.

Бороться с банками небесполезно. Для этого нужно обращаться к юристам, которые много лет работают на этом поприще. Только не стоит обращаться к фирмам-однодневкам с громкими названиями. Если вам не возвращают депозит, то, по словам эксперта, возможно, не надо подавать прямые иски, а обращаться в суд через другие механизмы: просить у суда вынести приказ о возмещении ущерба. Даже в проигрышной ситуации не стоит опускать руки: существует закон, согласно которому банк не имеет права забирать у должника жилье, есть и другие «лазейки». Продуманным шагом будет предварительное, перед подписанием, согласование договора с юристом. Ведь вы должны вступать в отношения с банком на равных правах. Если вас ставят в позицию «неравного партнера», не стоит иметь дело с таким банком. Особое внимание в договоре обратите на пункт «Ответственность сторон».

Итоги

Итак, если вам досталась роль обманутого потребителя, не стоит оставаться безмолвным страдальцем. Займите активную гражданскую позицию и обращайтесь с жалобами в организации по защите прав потребителей, call-центры, к юристам. А самое главное  — очень внимательно выбирайте и проверяйте того партнера, с которым вы вступаете в деловые отношения. Особое внимание обращайте на наличие адресов производителя и продавца.

* * *

А ведь это не просто теории и досужие вымыслы, что в Европе живут лучше. Несмотря на то, что законодательство развитых стран даже не предусматривает ответственности за нарушение прав потребителей, там такие нарушения практически не совершаются. А все потому, что европей­ские производители живут и работают в конкурентной среде, им выгодно производить качественные товары, достойно оказывать свои услуги, чтобы покупатель остался доволен и пришел еще раз.

Неизвестно, сколько времени пройдет, прежде чем Украина «научится» у Европы, но, тем не менее, хочется верить, что и у нас в стране когда-нибудь потребителя можно будет смело назвать королем рынка.

Варвара Груздева

Поділитися: