Повод для осторожного оптимизма

26 березня 2010 о 10:11 - 1583

Конец 2009 — начало 2010 года можно охарактеризовать как существенный прорыв многих природоохранных инициатив, которые наконец-то обрели конкретные юридические рамки.

Украина — парадоксальная страна. Высокий градус политического накала страстей и кажущегося беспорядка во властных коридорах ещё в период президентской гонки не стал помехой тому, что Верховная Рада приняла ряд законодательных природоохранных инициатив, которые никогда не принимались в периоды относительно нормальной работы парламента страны. При этом депутаты проявили удивительное единодушие, давая за некоторые законопроекты более 300 голосов! Похоже, что высказывание многих экологов о том, что идея спасения родной природы может стать реальной национальной идеей и фактором объединения страны, не такая уж и фантастика.

Увлечённые президентской кампанией, отечественные СМИ как-то вяло освещали эти события, часто не упоминая о самом важном. Поэтому в данной публикации есть возможность познакомить читателей с усовершенствованием природо­­охранного законодательства.

Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины» значительно усиливает режим охраняемых природных территорий и запрещает проведение любого туризма в природных заповедниках. Он также запрещает охоту в охранных зонах природных заповедников, в национальных парках, биосферных заповедниках и заказниках. Запрещает областным управлениям Минприроды самостоятельно, без согласования с Минприроды Украины и наличия экспертного обоснования, за­крывать или уменьшать площадь охраняемых природных территорий местного значения. Региональные ландшафтные парки теперь могут создаваться с изъятием территории у прежних владельцев. Служба государственной охраны природно-заповедного фонда Украины получила статус правоохрани­тельного органа со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

11 января 2010 г. Окружной административный суд г. Киева завершил судебное дело по иску Киевского эколого-культурного центра и «Экоправо-Киев» к Кабинету министров Украины и Минприроды Украины. Экологи обвиняли правительство и Минприроды в грубом нарушении Закона Украины «О Красной книге Украины», которое заключалось в том, что третье издание Красной книги Украины опоздало на 4 года. Понимая, что шансов на выигрыш суда нет, предыдущий Кабмин срочно выделил деньги, благодаря чему были окончательно согласованы и утверждены списки заносимых туда животных и растений, и в конце 2009 года два тома (животные и растения) третьего издания Красной книги были срочно выпущены. В связи с благополучным разрешением предмета спора и при согласии истцов суд принял решения за­крыть судебное дело.

Закон Украины №1827-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам охотничьего хозяйства, охоты и рыболовства, охраны, использования и воспроизводства животного мира» значительно ужесточил наказание за браконьерство как в сфере охоты, так и в сфере рыбной ловли. Но по-настоящему революционной для Украины поправкой в этом законе стал пункт, благодаря которому впервые в Украине ограничен срок охоты на волков, и они внесены в список охотничьих животных. Как это ни странно, но статус охотничьего вида значительно выше, чем такой, всё ещё существующий, архаичный и варварский, термин в нашем законодательстве, как «вредный вид». Статус охотничьего вида вводит конкретные сроки охоты на волка, а именно: с октября по февраль включительно. Ранее же на волка, как на «вредный вид», можно было охотиться круглый год без ограничений. Следует отметить, что подписанию этого закона предшествовали несколько судебных побед Киевского эколого-культурного центра (КЭКЦ) над Госкомлесхозом Украины. По словам директора КЭКЦ Владимира Борейко: «Таким образом, Украина наконец-то оторвалась от двойки последних европейских стран, где волков можно стрелять круглый год (Россия, Беларусь), и присоединилась к остальным странам Европы, где волки находятся под строгой охраной или частично охраняются».

Понятно, что принятые законопроекты нужно реализовывать не только в теории, но и на практике, что всегда делать сложнее. Однако следует помнить, что в Украине постепенно нарастает роль общественных организаций и появление такой законодательной базы облегчает природоохранную деятельность последних. Нужно также отметить, что многие принятые законодательные инициативы не только не уступают европейским стандартам, но по некоторым критериям даже превосходят их. Говоря же о наших соседях на севере и востоке, можно сказать следующее: если в экологиче­ском законодательстве полгода назад между нами и Беларусью с Россией был просто позитивный разрыв в нашу пользу, то сейчас он превратился в настоящую пропасть. Например, мы уже успели внести поправки в уже существующий «Закон о защите животных от жестокого обращения», в то время как в России и Беларуси такого закона вообще нет. Кроме того, в России наблюдается отход от классического заповедования.
Руководство российских заповедников получает разнарядку из Росприроднадзора, в которой даётся указание, сколько внебюджетных денег должен получить заповедник от туризма, экс­курсий и т.п. Всё это нарушает режим природоохранных территорий и превращает их в предприятия по зарабатыванию денег. Но ведь заповедник — это государственная бюджетная организация, а не коммерческая структура. С таким же успехом можно дать указание милиции или армии заниматься коммерческой деятельностью. 

Следует сказать несколько слов и о тех, кто приложил усилия к широкомасштабному юридическому прорыву в тех или иных направлениях природоохранной деятельности. Это Киевский эколого-культурный центр, «Экоправо-Киев» и Государственная служба заповедного дела Украины. Таким образом, совместная работа общественных организаций и ответственных чиновников дала хорошие плоды. Но было бы несправедливо забыть о роли ещё одной личности во всей этой истории. Это теперь уже экс-президент Виктор Ющенко. Последние месяцы правления Виктора Андреевича были отмечены, мягко говоря, рядом сомнительных и противоречивых решений с его стороны. Но в природоохранном направлении было сделано немало хорошего. Начиная с декабря 2009 года, буквально в течение месяца, он подписал указы о создании 14 новых национальных парков, одного заповедника, одного национального заказника, одного ботсада и расширении двух заповедников. Такого быстрого и массового создания новых объектов природно-заповедного фонда еще не было в Украине. Интересно отметить, что территория Каневского запо­ведника была увеличена в 6 раз, а 2 национальных парка в Киевской области были созданы на базе элитных охотничьих хозяйств, подчинявшихся ранее Государственному управлению делами при президенте. Складывается впечатление, что для реализации высоких целей следует отменить право президента баллотироваться на второй срок. Может тогда действия главы государства будут направлены не на попытку второй раз оказаться в президентском кресле, а на конкретные дела?

Хотелось бы, чтобы все эти добрые начинания не были подвержены ревизии со стороны нынешней правящей команды. Ведь принятые решения отражают европейский выбор Украины, о котором не устаёт повторять новая власть.

Отзывы на статью можно прислать на ecologist@ukr.net

Алексей Бурковский

Поділитися: