Не так давно благодаря ряду расследований днепропетровских и киевских журналистов в повседневный обиход прочно вошел термин «паркомафия».
Дабы случайно не оклеветать честных бизнесменов и предпринимателей, решаю на собственном опыте проверить, сколько сегодня, 10 марта 2010 стоит парковка в центре города. Общественный деятель, глава Днепропетровского городского центра помощи жертвам деструктивных культов Ян Щекатуров любезно предоставил свою машину для этого эксперимента.
Сажусь на переднее сидение, вооружившись кошельком и диктофоном. Первую остановку мы сделали возле отеля «Украина». С нас потребовали 2 гривны, вместо положенных по решению горсовета 1,50 грн. Разумеется, за час парковки. Вручили талончик. Краска на талоне размазана, зато на корешке и «теле» талона стоит номер 019056, что создает некоторую видимость правдоподобия. Правда, в талоне отсутствовало указание субъекта, выдающего талончики, адрес парковки тоже не был прописан.
Дальше – больше. Мы решили запарковаться возле торгового центра «Мост-Сити». Там цена на парковку была уже 3 гривны. Правда, цена была озвучена устно и на деле в талоне почему-то в графе «отримано за паркування» стояло 2 гривны. Этот талон был уже с неразмазанными буквами – на полиграфию хоть не поскупились, что радует.
– Какое вы имеете право взымать такую сумму денег, если горсоветом утверждена сумма 1,50? – спрашиваю парковщика.
Парковщик не ответил и брезгливо вбросил трупно-синий талончик нам в машину.
– Да нафиг их посылать надо. Или вручить положенные 1,50 – и хватит с них, – поделился с нами Виктор, водитель с двадцатилетним стажем.
– Жуткий беспредел! Парковки в основном организованы в ущерб проезжей части. Что это получается, у нас украли кусок дороги, в итоге мы страдаем от пробок, и за это у нас ещё отбирают наши деньги? – удивляется водитель Ирина.
В день подготовки этого номера, 16 марта, в ИА «Новый мост» прошла пресс-конференция с главой комиссии по вопросам промышленности топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Александром Гавриловым. «Стоимость всех городских парковок составляет 2 гривны», – заявил он. Учитывая, что этот вопрос может решать исключительно сессия горсовета, остаётся только удивляться подобным заявлениям.
Такая вот ПО-ПА
Парковщики тем временем продолжают собирать наличные деньги у населения и выдавать ему парковочные билеты, гордо именуемые «форма ПО-ПА-2» (бытовое обслуживание – парковка автомобилей). Причём, согласно решению, принятому на 53-й сессии Днепропетровского горсовета 28 декабря 2009 г., стоянка транспорта возле Центрального ж/д вокзала на время, менее 15 минут, – бесплатная. На всех остальных платных парковках города бесплатная стоянка действует в течение 5 минут.
Что интересно, согласно указу №8 от 29.09.1995, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины, «Про утверждение форм документов строгой отчетности и инструкции по их исполнению», парковочные билеты на время до 40 минут должны соответствовать форме ПО-ПА-1 (в углу должен стоять штамп «30 минут»), а не 2 (со штампом «60 минут»), как это повсеместно происходит. К тому же корешок об оплате должен оставаться у парковщика, а не отдаваться автомобилисту. Пункт 2.3 указа гласит: «Під час оформлення замовлення виконавець заповнює у формах: найменування господарюючого суб'єкта, його ідентифікаційний код, адресу, телефон (або проставляє штамп підприємства з цими даними); дату приймання та термін виконання замовлення». На практике же эти данные указываются весьма редко. Как сообщают водители со стажем, улица, указанная на парковочном билете, и фактическое место парковки также часто не совпадают. Мистика, не так ли?
Наша борьба
Самая громкая попытка бороться с произволом парковщиков была в 2008 году. Тогда журналисты всех средств массовой информации Днепропетровска при поддержке Днепропетровской областной организации Национального союза журналистов Украины призывали владельцев автомобилей присоединиться к акции «Паркомафии – стоп!», осуществлять активное сопротивление противоправным действиям парковщиков. До этого обращения журналистов в городское коммунальное предприятие (ГКП) «Горавтопарк», в частности к господину Ченчевичу, его коллегам Гаврилову или Сухову, приводили к волне активной «показухи» в течение недели-двух и возвращению потом в нормальный, «неаварийный» режим работы. Журналисты даже предложили простой план борьбы с нарушениями на парковках, состоящий из трех шагов:
1) вывесить стоимость услуги на всех парковках города;
2) указать стоимость парковки на служебных бейджах и жилетах парковщиков;
3) собрать всех парковщиков города и объяснить им лично их служебные обязанности. Но, увы, глас вопиющего, как всегда, остался не услышан.
К тому же в нашем городе мы наблюдаем интереснейшую ситуацию: официальная власть разделилась на поддерживающего «Паркомафии – стоп!» Куличенко и – Ченчевича с его «Горавтопарком» (кстати, Сергей Ченчевич – депутат горсовета от фракции Блок Витренко, входящей в горсоветовское большинство – ред.).
Мы решили предпринять еще одну попытку достучаться до господина Ченчевича. Но, увы, как и попытки наших коллег, она закончилась ничем. По словам барышни в приемной «Горавтопарка», он постоянно отсутствовал на рабочем месте. И до обеда, и после. С офисом «Горавтопарка» было еще интереснее. Адрес, найденный в Интернете, безнадёжно устарел, а новый в горсовете… не знают. «Ну, он связывается с нами сам», – сказала одна из работниц горсовета. Или не хотят говорить журналистам, дабы те не тревожили покой таинственного и неуловимого Ченчевича?
Ксения Чубук