Идеология бойкота

19 березня 2010 о 10:04 - 1745

Под бойкотом подразумевают прекращения всяческих отношений с лицом или организацией. Наиболее распространённой формой бойкота является отказ от покупки товаров, производимых или продаваемых тем или иным предприятием, отраслью, государством. Термин «бойкот» происходит от имени английского чиновника Чарльза Бойкота, с которым в 1880 г. ирландские арендаторы прекратили все отношения, чтобы заставить его снизить рентную плату за землю.

В ХХ веке бойкот начали активно использовать экологиче­ские активисты. Экономическая ситуация в мире начала складываться таким образом, что в результате системного кризиса перепроизводства бизнес-структуры в первую очередь стали бороться за рынки сбыта, поэтому бойкот товаров начал всё чаще приносить свои плоды. Разумеется, что основными «мишенями» для экологического бойкота являются предприятия или отрасли, которые наносят весомый ущерб природе или чья деятельность связана с жестоким обращением с животными. 

Успех бойкота, прежде всего, определяется хорошо организованной информационной кампанией и высоким уровнем готовности, сознательности и принципиальности граждан, которых призывают бойкотировать ту или иную структуру. Значительно повышает шансы на успех бойкота наличие у бойкотируемого предприятия конкурента, производящего аналогичную продукцию, но не уличённого в грубой антиэкологической деятельности. Проще всего бойкотировать недорогие товары, которые не являются продуктами первой необходимости. Например, экологисты призывают бойкотировать тех производителей косметики, чьё производство предусматривает опыты на животных.

У бойкота есть и свои сложности. Непросто бойкотировать продукцию, которая пользуется повышенным спросом и которая в данном регионе незаменима. Также существует продукция, которая хоть и не является товаром широкого потребления, но и бойкотировать которую простые граждане не могут. Речь идёт о предметах роскоши. Люди со средним уровнем достатка без всяких призывов не приобретают слоновую кость или норковые шубы. Поэтому многие экологические организации привлекают к таким кампаниям бойкота знаменитых людей, чаще всего представителей шоу-бизнеса, которые пропагандируют отказ от такого рода товаров среди тех, кто способен их покупать. Одной из наиболее распространённых кампаний такого плана является бойкот изделий из меха животных.

Успех бойкота во многом определяется соотношением сил бойкотируемой компании и тех, кто решается на бойкот. Например, в какой-то местности огромная транснациональная корпорация производит добычу нефти и наносит ущерб местной экосистеме. Бойкот со стороны местных жителей, которые откажутся от покупки бензина на автозаправках этой корпорации (да ещё при условии, что в этой местности есть заправки другой фирмы), вряд ли приведёт к ощутимому ущербу для нефтедобытчика. В таком случае эффективность бойкота может быть достигнута только тогда, когда к нему присоединятся и те люди, которые не испытывают непосредственного вреда от деятельности данной корпорации. Именно в такой ситуации принципиальность, солидарность и организованность всех граждан является ключом к успеху.

Бойкоты бывают первичные и вторичные. Первичные бойкоты направлены против какого-то конкретного предприятия. Вторичные — представляют собой более развёрнутый процесс. Они могут быть направлены на целую страну с целью того, чтобы предотвратить деятельность нескольких предприятий или целой отрасли этого государства. В таком случае бойкоту подвергаются все товары, производимые в данной стране, даже если их производители непричастны к грубой антиэкологической деятельности. Таким образом, эти непричастные бизнес-структуры подталкиваются к тому, чтобы они также присоединились к требованиям организаторов бойкота.

Бойкот со стороны общественности фактически компенсирует бездеятельность государственных служб, которые обычно оперируют правовыми нормами, но далеко не всегда беспокоятся о моральной составля­ющей. Однако в последние годы идеология бойкота становится не только инструментом общественных организаций или локальных общин, но и государственной политики ряда стран. Например, в Евросоюзе многие политические деятели всё чаще высказывают мнение по поводу бойкотирования большинства канадских товаров до тех пор, пока это государство не прекратит охоту на бельков (детёнышей тюленей), во время промысла которых животных попросту забивают битами. Другим примером является призыв ряда экологических организаций бойкотировать любые японские товары, пока Япония не прекратит добычу китов. США и Евросоюз в настоящий момент запретили ввоз чёрной икры в свои страны, чтобы таким образом повлиять на сохранение популяции осетра.

В современном мире имеется немало примеров, когда за счёт бойкота удавалось добиваться своих требований или хотя бы уступок. Например, экологическая организация «Rainforest Action Network» объявила бойкот сети ресторанов быстрого питания «Burger King», потому что «Burger King» закупала мясо животных, выращенных на пастбищах, созданных на месте уничтоженных джунглей. В результате чего «Burger King» сменил поставщиков. В США многие организации присоединились к бойкоту морепродуктов из Ньюфаундленда, чтобы добиться от правительства Канады полного запрета на промысел тюленей. В результате этого экономика Ньюфаундленда понесла большие потери — экспорт морепродуктов сократился более чем на 40%. Бойкоты, связанные с экологической проблематикой, обычно носят характер долгосрочных кампаний, направленных скорее против явлений, а не отдельных предприятий.

В Украине экологические организации постоянно призывают всех граждан бойкотировать покупку краснокнижных видов растений и животных, посещение цирков, дельфинариев, передвижных зоопарков и прочих заведений, которые наживаются на жестоком обхождении с животными.  В то же время, имеют место и краткосрочные акции бойкота. Например, во время проката фильма Фёдора Бондарчука «Обитаемый остров» ряд экологических организаций Украины призвали к бойкотированию его просмотра в кинотеатрах. Дело в том, что съёмки проходили на заповедной территории в Крыму, по которой носилась тяжёлая военная техника, организовывались киношные взрывы и т.п. Экологи также призвали наказать тех чиновников, которые допустили съёмочную группу на территорию заповедника. Как известно, прокат этого фильма потерпел фиаско. И хотя бойкот не был решающим в провале кинокартины, тем не менее, он тоже внёс свою лепту.

Поскольку современный капитализм во многом зависит от финансовых спекуляций, изменения курса валют и системы кредитования, то при серьёзном подходе к организации бойкота можно подорвать экономиче­скую деятельность практически любого предприятия. Однако самым важным компонентом бойкота является психология личности. Каждый человек может отказаться покупать какой-либо товар в силу того, что фирма-производитель делает его некачественным или слишком дорогим. Но далеко не каждый может принять волевое решение не покупать товар (даже если его ценовые и качественные показатели превосходны) только в силу убеждений. Для этого нужно, прежде всего, обладать этими самыми убеждениями, а не просто плыть по течению. Поэтому в основе бойкота лежит принципиальная идейная позиция, а не меркантильный интерес. И если такими принципами руководствуется большое количество людей, то экономика, основанная на неограниченном потреблении, не в состоянии что-либо противопоставить этой стратегии.

Отзывы на статью можно прислать на ecologist@ukr.net

Алексей Бурковский

Поділитися: