Мэр мечтает научить солдат, что такое взятка и откат?

12 березня 2010 о 09:04 - 1707

Стоило «Лицам» опубликовать безобидную заметку о том, что известный политик Николай Швец предложил к строительству метро и другим трудоемким работам привлекать военных, как пиарщики Ивана Куличенко буквально захлебнулись от злости. В статье «Взгляд из прошлого в… никуда» (см. http://www.the-persons.com.ua/news/chinovnik/4024/) они обвинили Швеца в ретроградстве и стремлении нажиться на бесплатном труде бедных солдатиков. 

Деньги на метро нам подарят

Аргументируя свою позицию, мэрские заступники вы­двинули четыре главных тезиса.

1. В 1995 и 1996 годах с подачи Николая Швеца военные трудились на строительстве первой очереди метро и укладке трамвайной линии от пл. Ост­ровского до Левобережного-3 на безвозмездной основе, то есть бесплатно. А это — противозаконно и аморально.

2. Министерство обороны запрещает использовать труд солдат на опасных для жизни работах. «В тоннели метро 18-летних пацанов никто не пустит».

3. Военные городу нужны, но только на случай войны или катастрофы. «А пока пусть сидят в казарме и зубрят матчасть. А метро пусть лучше строят профессионалы из метростроя».

4. Достроить метро в Днепропетровске можно, но только не за счет концентрации ресурсов и лоббирования интересов города в центральных органах власти, как это делал в свое время Швец, а благодаря Европейскому банку реконструкции и развития. ЕБРР не только дает кредиты «под символические 4-5% и на срок в 20-30 лет». Он вдобавок «открыл специальную бонусную программу: если Днепропетровск получит 20 миллионов еврокредита, то нам еще вдобавок 10 миллионов евро… подарят. Возьмем 30, а отдавать будем 20». (В кавычках приведены дословные цитаты из статьи пиарщиков Куличенко).

«Какой *** это написал?»

Кривляться и ерничать в адрес оппонентов, как это делают штатные защитники Ивана Ивановича, — последнее дело. Поэтому мы решили ознакомить с лоббистской статьей личный состав 26-го объединенного железнодорожного ордена Александра Невского отряда, который в 1990-е годы достраивал метро, укладывал трамвайные рельсы и много еще чего полезного сделал для развития Днепропетровска. Перед началом обсуждения сразу было оговорено: действия городских властей мы не оцениваем и конкретных чиновников не упоминаем. Цель ведь не в том, чтобы пристегнуть военных к политическому конфликту, а чтобы выяснить, насколько оправданным может быть их участие в решении городских проблем.

Сразу отметим — реакция наших собеседников на пресловутую статью была крайне негативной. «Какой *** (нецензурное слово — авт.) это написал?» — вот, пожалуй, самая мягкая оценка из прозвучавших. Впрочем, речь не об эмоциях, а о случайной или намеренной лжи, задевшей военнослужащих за живое. Но обо всем по порядку. 

«Лучше нас профессионалов нет»

Итак, ложь №1: якобы в 1990-е годы использовался бесплатный труд солдат при строительстве метро и прокладке трамвайной линии. Владимир Бербушенко, служивший в то время командиром роты, свидетельствует — городские власти за участие военнослужащих в перечисленных работах рассчитались сполна. Вырученных денег хватило, чтобы построить многоэтажный дом по ул. Кавалерийской, 9. В нем получили благоустроенное жилье 56 офицерских семей. И город остался в выигрыше: если бы не помощь 26-го объединенного отряда, первую очередь метро точно не сдали бы в намеченный срок.

Ложь №2 заключается в том, что Минобороны вовсе не запрещает использовать труд солдат на гражданских объектах. Но дело даже не в этом. А в том, что с 2004 года 26-й объединенный отряд переподчинен Министерству транспорта Украины. Участие в восстановлении и строительстве железнодорожных и автомобильных дорог, мостов, тоннелей, путепроводов, переправ, аэропортов и прочих аналогичных сооружений — не какая-нибудь «шабашка», а прямая штатная задача военнослужащих отряда. Все работы проводятся исключительно на основании договоров, которые утверждаются в столице.

Начальник строительно-восстановительной части отряда Евгений Шендеров вспоминает, как тепло солдат и офицеров принимали в городе Гайворон Кировоградской области. Тогда шло строительство автобана Киев-Одесса, и 26-й отряд внес весомый вклад в завершение этого объекта всеукраинского значения.

Ложь №3 касается якобы низкого профессионального уровня военнослужащих. Заместитель командира части по воспитательной работе Сергей Пономаренко утверждает: ни один солдат не приходит в отряд прямиком из военкомата. Призывников ждет «учебка» в Чернигове, где будущие специалисты овладевают соответствующей профессией. Чтобы стать, например, бульдозери­стом, нужно учиться не менее 4 месяцев. Но и солдата с «корочками» к опасной работе не допустят, пока он не наберется опыта на учебном полигоне. В целом же к труду, сопряженному с риском для жизни, привлекаются преимущественно сверхсрочники, которых в отряде свыше 100 человек.

Кстати, пассаж из статьи о том, что солдатам лучше не соваться в метро, а «сидеть в казарме и зубрить матчасть», в 26-м отряде прокомментировали громким хохотом. Ведь часть имеет государственные лицензии на все виды строительных работ, в том числе, проходку тоннелей и укладку рельсов под землей. В свое время солдаты и офицеры отряда работали на БАМе в условиях суровой сибирской зимы. «Лучше нас профессионалов в этой отрасли нет», — с гордостью заявляет командир отряда полковник Александр Кубицкий.

Честность — порок?

Можно долго рассуждать о том, почему профессионалы 26-го отряда, как, впрочем, и других армейских подразделений так слабо востребованы властями всех уровней. Ведь по соотношению «цена — качество» они утерли бы нос любой коммерческой структуре. Секрет нам раскрыл Александр Кубицкий. После ряда иносказаний и оговорок его, наконец, прорвало: «Да просто мы не даем чиновникам откат! Даже если захотели бы — не смогли бы: технология финансирования воинских частей такую возможность категорически исключает».

 Вот вам и ответ на вопрос, почему так ополчились пиарщики Куличенко на ни в чем не повинных военных. Они и унизить их профессиональные достоинства не постыдились, и на дурацкие советы не поскупились, лишь бы выгородить мэра, который в последнее время увяз в коррупционных скандалах по самый нос.

Между тем 26-й отряд в прошлом году был загружен максимум на 45%, при этом руководители мотались в поисках работы по всей стране. Но даже в этих ограниченных условиях заработанных денег хватило, чтобы улучшить питание солдат, благоустроить общежитие для сверхсрочников и переоборудовать бывшую казарму в 44-квартирный дом для офицеров.

И напоследок. В качестве альтернативы участию военно­служащих в достройке метро авторы кляузной статьи предложили воспользоваться «дармовым» кредитом ЕБРР. Трудно сказать, зачем они это сделали — то ли в насмешку над город­ским фантазером Куличенко, то ли в расчете на то, что днепропетровцы — сплошные лохи. Ну, кто, скажите, поверит в сказку о 10 бесплатных миллионах евро, если вполне реальный кредит на реконструкцию горводоканала, о котором говорили еще лет пять назад, так и не получен? Экс-губернатор Виктор Бондарь, при всей его маниловщине, был все-таки честнее. Он хоть мечтал об абстрактных китайцах, которые достроят нам метро задарма, не конкретизируя, в какой организации они трудятся.

Впрочем, потуги «мордоделов» Ивана Ивановича, пыта­ющихся убедить горожан, что мэр с ЕБРР на короткой ноге, заведомо обречены на провал. Уж как ни старались они внушить массам, что Платини и Куличенко — близнецы-братья, а ЕВРО-2012 все равно пролетело мимо…

Виталий Холодный

Поділитися: