СТРОИТЕЛИ ВОССТАЛИ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ На научно-практической конференции в ПГАСА они дали бой обнаглевшим чиновникам

19 лютого 2010 о 14:38 - 2123

«Мирная» тема конференции — «Проблемы строительной отрасли в современных условиях», казалось бы, не предвещала взрыва эмоций. Но стоило участ­никам перейти к выступлениям с трибуны, как сразу же стало ясно — у днепропетровских зодчих терпение лопнуло. Главной проблемой, тормозящей развитие отрасли, они назвали отнюдь не экономический кризис, а тотальную коррупцию в Днепропетровском городском совете.

Беспредел чиновничьей братии

А ведь сравнительно недавно строителям было чем гордиться. Не случайно в центре внимания участников конференции оказались выступления Николая Швеца (мэр Днепропетровска  в 1994-1999 г.г. и губернатор Днепропетровской области в 1999-2003 г.г.) и Владимира Залунина (доктор экономических наук, профессор, бывший вице-губернатор по вопросам строительства). Экономические реалии середины 1990-х были ничуть не лучше нынешних, но именно тогда за счет слаженной работы строительных организаций и местных органов власти удалось завершить первую очередь метрополитена, пустить трамвай с Левобережного-3 до площади Островского, достроить Южный мост, попутно решив массу социальных вопросов (в 1996 году только из зоны стро­ящейся трамвайной линии было переселено в благоустроенные квартиры свыше ста семей).

Отчего же сегодня отрасль №1 буксует? Главную причину открыто назвал Владимир Залунин: «Беспредел расплодившейся чиновничьей братии». Эту же мысль, только другими словами, выразил архитектор Игорь Соколов: «Когда земля стала бизнесом, чиновники потеряли голову. Коррупция достигла небывалых размеров».

А депутат горсовета Евгений Бачев, знающий ситуацию, так сказать, изнутри, обнародовал коррупционные «тарифы», о которых каждый застройщик знает, но почему-то предпочитает помалкивать. Итак, по словам Бачева, в горсовете специально, с целью вымогательства взяток, затягиваются сроки принятия решений по отводам земельных участков. Если заявитель не соглашается дать взятку (а это в среднем 10% от рыночной стоимости земли), то проект решения не выносится на рассмотрение сессии. Но стоит заплатить «положенную» сумму, как проект тут же попадает в повестку дня, и решение принимается.

Поставить барьер коррупционерам мог бы Земельный кодекс Украины, которым установлен месячный срок для принятия решений по землеотводу. Однако этот важнейший документ «земельная мафия» в горсовете попросту игнорирует. Фактиче­ские сроки рассмотрения заявлений колеблются от двух месяцев до трех лет. На данный момент в горсовете зависло около 500 проектов решений. Налицо — грубейшее нарушение закона, но прокуратура, в которую Евгений Бачев неоднократно обращался с депутатскими запросами, коррупционных схем старается не замечать.

Досаднее всего, что вымогатели даже не пытаются маскировать свои действия, настолько они уверены в собственной безнаказанности. Строители утверждают, что коррупционное гнездо в горсовете свили представители депутатского большинства. Того самого большинства, которым руководит Загид Краснов. По иронии судьбы, Загиддин Габибулаевич является главой фракции Блока Лазаренко — главного украинского коррупционера, ныне отбывающего тюремный срок в США.

Впрочем, сваливать все грехи на распоясавшихся депутатов, видимо, не стоит. Ведь город­скую власть возглавляет мэр Куличенко, который по должности обязан отвечать за то, что творится в городском совете. Однако, как подчеркнул Евгений Бачев, городской голова даже не пытается навести порядок в сфере земельных отношений. То ли боится «земельной мафии», то ли ей покровительствует. По крайней мере, ни на один из депутатских запросов Бачева, в которых приводились примеры конкретных злоупотреблений, Иван Иванович так и не отреагировал.

За все расплачиваются горожане

Кто-то может сказать: «Ну и черт с ними, с коррупционерами. Пусть себе берут, лишь бы нас не трогали!» Но в том-то и дело, что взяточники из горсовета грабят не только застройщиков, но и городскую казну, а значит, всех нас. По грубым подсчетам, за послед­ние четыре года из-за разгула «земельной мафии» Днепропетровск недополучил около 4 миллиардов гривен или в среднем по 4000 грн. на каждого горожанина — от младенцев до стариков. Между тем для достройки метро требуется 2-2,5 млрд. грн. Для приведения в идеальное состояние всех днепропетровских дорог — 1-1,5 млрд. грн. Но город­ские власти не устают доказывать, что денег в казне на означенные цели нет, и в ближайшее время не будет.

Возможно, кто-то сочтет приведенные цифры пропагандой. Но как тогда объяснить неопровержимые факты? Ведь по официальным данным за три послед­них года Днепропетровский горсовет продал с аукциона прав собственности (аренды) на земельные участки всего на 5,8 млн. грн. А это в 7 раз меньше, чем во Львове, в 10 раз меньше, чем в Харькове, и в 24 раза меньше, чем в Одессе! Не потому ли сегодня одесские дороги не уступают варшавским или берлинским, а наши стали сущим проклятием для водителей?

Кстати, игнорирование мэром Куличенко и его депутатским окружением земельных аукционов не просто попахивает мздоимством. Это — уголовно наказуемое деяние. Ведь, в соответствии со статьей 134 Земельного кодекса Украины, с 1 января 2008 года все земельные участки, на которых отсутствуют объекты недвижимости, за редким исключением, подлежат продаже отдельными лотами на земельных торгах, то есть аукционах. Увы, власть по сей день продолжает распоряжаться городской землей в «ручном» режиме. И даже экономический кризис не сломал эту порочную практику.

Дни «земельной мафии» сочтены

Так или иначе, но боевой дух работников строительной отрасли, продемонстрированный на конференции в ПГАСА, показал — дни «земельной мафии» в Днепропетровском горсовете сочтены. Разумеется, решающее слово здесь должны сказать горожане на ближайших выборах в местные органы власти. А пока специалисты разрабатывают план первоочередных мер по выводу строительной отрасли из тупика, в который ее загнали нынешние руководители города.

Как подчеркнул Николай Швец, строительство является локомотивом, способным вытянуть экономику города. Ведь один строитель оьеспечивает работой 15-18 человек в смежных отраслях. Именно с подъема строительства начиналось преодоление Великой депрессии в США. По тому же пути пошла послевоенная Германия. Да и современная Россия в этом смысле может дать фору нашей стране. Например, наш северный сосед на данный момент полностью решил проблему с жильем для участников боевых действий, чем Днепропетровск, к сожалению, похвастаться не может. В то же время в городе около 1.000 квартир стоят либо недостроенными, либо застройщики не могут их продать из-за нехватки денег у потенциальных покупателей. Почему бы, предложил Николай Швец, городской власти не выкупить часть этих квартир, в том числе, в кредит, чтобы обеспечить очередников из числа льготных категорий населения. Нуждающиеся вселились бы в пустующие квартиры, а строители получили бы столь необходимые средства для завершения «замороженных» объектов.

Николай Швец также указал на необходимость жесткого соблюдения генплана, который наряду с Конституцией и бюджетом должен стать основным документом для градоначальника. Иначе будут повторяться циничные эпизоды, как в случае с новостройкой у памятника Славы, когда в угоду заказчику были вырублены две березовые рощи и изуродован исторический облик города.

С взяточничеством в разрешительной системе местных органов власти Николай Швец предложил бороться, прежде всего, организационными методами. Так, в Кривом Роге и других городах области уже несколько лет успешно работает система «Единого окна», и проблема коррупции там не столь остра, как в Днепропетровске.

— Если будут открыто проводиться земельные торги, если земля для строительства индивидуальных жилых домов будет выделяться действительно нуждающимся, а не на продажу, если городской совет будет работать по закону и для людей, тогда и оживится строительство, будут отремонтированы дороги, заработают лифты, и жизнь в городе станет лучше, — сказал в завершение Николай Швец.

Дмитрий Владимиров

Поділитися: