Взгляд из прошлого в… никуда Что на самом деле может предложить экс-мэр Швец горожанам?

19 лютого 2010 о 14:33 - 1148

Николая Швеца крупно подставили его пиарщики, заставив умного в общем-то человека заявить о том, что метро он до­строит руками солдатиков-призывников!

Появившись после долгого отсутствия в городе и стране, Николай Швец демонстрирует всем, насколько он отстал от реалий сегодняшней жизни Украины и Днепропетровска. Сразу в нескольких газетах и в Интернете появилась довольно смешная статья о том, как Швец, опять став начальником, будет решать проблему строительства днепропетровского метрополитена.

«Где взять сотни квалифицированных рабочих, которые согласились бы годами вкалывать под землей за умеренную плату?» — почему-то вдруг заволновался Николай Антонович, но тут же нашел ответ: «На помощь должны при­йти военные». А память услужливо подсказывает ему, как в 1995 году солдат безвозмездно привлекали для достройки метрополитена, а в 1996-м — для укладки рельсов и шпал на трамвайной линии к Левобережному.

Ну, если солдатики согласны, остается решить самую малость: а где взять деньги на строительство? В год на строительные работы требуются сотни миллионов, а государство, чьей собственностью является метрополитен, не дает даже десятка миллионов для того, чтобы выплатить зарплату метростроевцам и рассчитаться за электроэнергию, без которой перестанут работать откачивающие подземные воды насосы. Причем денег в 2009 году не дали не только днепропетровским метростроевцам, но и харьковским, доне­цким и киевским.

Швец на этот вопрос ответил просто: «Деньги на достройку метро, если консолидировать город­скую, областную и центральную власть, как это было в 1995 году, добыть хоть и сложно, но можно». Маг? Волшебник? Игорь Кио? Давайте разбираться.

О финансировании

Как вы думаете, почему строительство днепропетровского метро заморозилось именно в 1996 году, когда главная власть в стране принадлежала нашему уважаемому земляку — президенту Леониду Кучме? Областью тогда рулил Лазаренко, а городом — Швец. Ответ, пожалуй, очень простой — Кучма к тому времени уже по-настоящему не доверял Лазаренко и не хотел давать деньги на объект, строительство которого чрезмерно раздувало бы личную славу Павла Ивановича.

А когда Лазаренко на посту губернатора сменил Швец — он, как утверждают знающие люди, вообще не обращался с таким вопросом к Кучме. Из всей последующей череды губернаторов за метрополитен хлопотала только Надежда Деева, остальные были временщиками, поставленными к очередным выборам. Нужно понимать, что пост губернатора — это самая короткая дорога между местной властью и властью государственной. Губернатор — это доверенное лицо президента в области. Почему Швец не воспользовался этим доверием, чтобы помочь Днепропетровску?

Все премьер-министры послед­них семи лет — Янукович, Ехануров и Тимошенко — при каждом своем приезде перед выборами в Днепропетровск клятвенно обещали, что деньги для днепропетровского метро найдут. Но обещания не выполнили. А с 2008 года, когда страна, как и весь мир, скатилась на дно финансового кризиса, деньги в госбюджете закончились окончательно, надеяться на них бесполезно.

Что может сделать город, не имеющий своего лобби в высших эшелонах власти? Есть несколько путей решения проблемы метрополитеновского долгостроя.

Первый путь предлагает и активно пробивает через Ассоциацию мэров городов и Кабинет министров Иван Куличенко. Он предлагает внести в бюджетный кодекс специальную поправку, которая давала бы право тем городам Украины, которые имеют метро, не перечислять в Госбюджет, а оставлять в городском бюджете 10% налогов. С четкой пометкой — эти деньги можно тратить только на строительство метро и ни на что другое. Если такое решение удастся пробить — можно будет не только достроить первую линию метро, но и планово приступать ко второй.

Есть и другой путь — поиски инвестора. Понятно, что украинский бизнес деньги в метро вкладывать не будет, он пока не может заморозить свои инвестиционные миллионы на десятки лет, жила тонка. А вот зарубежный инвестор — вполне. Мало кто знает, но сегодня городская власть ведет трудный, но конструктивный диалог с ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), и на весну уже назначено первое заседание экспертно-кредитного комитета по рассмотрению заявки днепропетровской мэрии. ЕБРР, что очень важно, не является коммерческим банком. Он дает кредиты только на развитие под символические 4-5% и на срок в 20-30 лет. Более того, для Восточной Европы Банк открыл специальную бонусную программу: если Днепропетровск получит 20 миллионов евро кредита, то нам еще вдобавок 10 миллионов евро… подарят! Возьмем 30, а отдавать будем 20.

Сегодня большая экспертная группа специалистов в городе работает по подготовке документации для ЕБРР. Банк интересует буквально всё — динамика пассажиропотока, расчет себестоимости поездки и возможность её уменьшения, перспективы развития жилых массивов, которые связывает линия метрополитена, и еще десятки параметров, по которым можно будет понять, насколько работа построенного метро будет прибыльной, чтобы мы гарантированно смогли вернуть кредитные деньги.

Проще всего заявить: «А деньги мы найдем». Гораздо труднее — не болтать, а искать эти деньги.

О строителях

В старые советские времена не существовало, пожалуй, лучшей дармовой рабочей силы, чем солдаты-срочники. Они строили, убирали, красили, грузили. Времена, к счастью для солдатских матерей, коренным образом изменились.

На всякий случай сообщим Николаю Швецу о том, что за время его отсутствия Минобороны утвердило специальные правила привлечения военнослужащих к работам, не связанным с укреплением боеспособности страны. В частности, приказ категорически запрещает использовать труд солдат в опасных для жизни работах, требующих специального опыта и квалификации. В тоннели метро 18-летних пацанов никто не пустит. Кроме того, введены универсальные расценки на солдатский труд. Отныне стоимость «аренды» одного пацана с погонами составляет 120 гривен за 8-часовый рабочий день. Думается, что метростроители с удовольствием получали бы такие деньги за свой тяжкий труд, если бы их кто-то платил.

Но Швец не унимается, он продолжает говорить о том, что солдаты — лучшие строители. И подводит под это заявление такую вот базу: «…у города появилась бы альтернатива частным строительным фирмам, для которых главное — прибыль».

Ну и ну! Читает ли сам Николай Антонович то, что от его имени пишут и публикуют? И неужели он действительно наивно полагает, что под землей в тоннеле работает частная конторка, которую легко можно заменить некоей «альтернативой»? Совершенно смешное заявление из уст немолодого уже человека.

А автор статьи продолжает разливаться соловьем: «Командир понтонного полка полковник Николай Савчук также сообщил Швецу о готовности вверенного ему подразделения принять участие в строительных работах на территории Днепропетровска». С понтоном под землю? Или просто — «с понтами».

На самом деле весь этот смешной бред очень просто объясним вполне объективными обстоятельствами. Николай Швец — типичнейший образ руководителя советского и первого постсоветского времени, когда все делалось и строилось с помощью горкома партии и совещаний с матюками. Накричать, пригрозить потерей партбилета, стукнуть по столу, испугать — эти методы были тогда достаточно эффективны. И Швец ими владеет мастерски. Но в нынешние времена эти навыки становятся откровенно бесполезными. Вспомните, например, с каким треском четыре года назад Николай Антонович проиграл политикам и депутатам, когда попытался избрать себя председателем областного совета. Ни шантаж, ни угрозы, ни подковерные договоренности, ни физическая блокада сессионного зала — ничего ему не помогло.

Сегодня у нас другое время и другая страна. Сейчас эффективному руководителю нужны не матюки, а калькулятор и Интернет, умение искать и находить нестандартные решения, умение формировать команду из профессионалов нового поколения, умение брать на себя ответственность и не бояться сложных долгосрочных проектов.

Нужно сказать, что Николай Швец, человеческие и моральные качества которого мы сейчас не обсуждаем — это отдельная тема, безнадежно устарел в качестве руководителя. И даже его собственная самореклама это подтверждает — старые понятия, старый образ мышления, неготовность быть эффективным руководителем во времена новой экономики и новых технологий.

Солдатики нам, конечно, помогут, если, не дай Бог, будет война или катастрофа. А пока пусть сидят в казарме и зубрят матчасть. А метро пусть лучше строят профессионалы из Метростроя — без их опыта и их знаний ничего хорошего ни у кого не получится.

Вот и спрашивается: если город за истекшие десять лет сделал немало шагов вперед, то зачем же нам возвращаться назад — туда, куда тянет нас Николай Швец?

Сергей Шведов

Поділитися: