Метростроевцам помогут военные Николай Швец знает, где взять резервы для завершения строительства первой линии подземки в Днепропетровске

29 січня 2010 о 10:22 - 1990

В декабре этого года исполнится 15 лет с момента пуска Днепропетровского метрополитена. Правда, особой радости по этому поводу местные власти не испытывают и торжеств, судя по всему, не планируют. Еще бы — после славного трудового подвига в 1995 году и по­следующих нескольких лет ударной работы метро­строевцы сегодня, что называется, дошли до ручки.

Не стоит уповать на иностранцев

Город, в основном, финансирует работы по откачке воды из тоннелей, но это — противоаварийное мероприятие. Проходка же не ведется. В результате недостроенная подземка съедает немалые бюджетные средства, не продвигаясь ни на сантиметр вперед. Такая «экономия» хуже воровства, но что делать, чиновники не знают. А чтобы избиратели не догадались об их некомпетентности, время от времени они производят информационные выбросы. Наподобие того, что в ближайшем будущем метро нам достроят китайцы, причем недорого — за счет широты душевной, а также благодаря чудо-машинам «Made in China» с небывалой производительно­стью. Нетрудно догадаться, что подобные сенсации на поверку оказываются не более чем газетными «утками».

Тем временем в городе еще не перевелись специалисты (хотя их ряды за последние годы заметно поредели), которые не просто могут, но и страстно желают довести задуманное до конца. Ведь первая линия подземки, построенная процентов на 70, главного своего предназначения — разгрузить центр Днепропетровска от транспорта — пока не выполнила.

Начальник «Днепрометро­строя» Василий Савченко убежден, что ждать у моря погоды, надеясь, что добрые дяди когда-нибудь подарят нам дорогостоящую импортную технику, нет смысла. Днепропетровщина способна до трех четвертей необходимого оборудования и комплектующих произвести собственными силами. Остальное можно закупить на украин­ских предприятиях из других регионов. Кроме того, переход на новые, более экономичные технологии тоже сулит немалый эффект. По словам Василия Савченко, в Новомосковске уже освоен выпуск железобетонных тюбингов, которые можно с успехом использовать взамен чугунных. Новшество позволило бы сэкономить при достройке первой линии до 80 млн. грн. 

Так стоит ли уповать на ино­странцев? Тем более что заграничный опыт не столь универсален, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев, как в дальнем зарубежье, так и в странах СНГ, подземку прокладывают на небольшой глубине и в рыхлых грунтах. Часто применяется самый дешевый — открытый способ. Такие работы несложно механизировать. А вот днепропетровские скальные породы поддаются лишь взрыву, да и проходка у нас ведется на глубине около 50 м. Без тяжелого, в том числе ручного труда здесь не обойтись. Деньги на достройку метро, если консолидировать городскую, областную и центральную власть, как это было в 1995 году, добыть хоть и сложно, но можно. А вот где взять сотни квалифицированных рабочих, которые согласились бы годами вкалывать под землей за умеренную плату? Николай Швец, возглавлявший наш город в 1994-99 г.г., знает, как решить эту непростую задачу.

— На помощь должны прийти военные, — утверждает он.

Только захотят ли служивые люди связываться с небезопасным и очень ответственным делом, не имеющим прямого отношения к их функциональным обязанностям? За ответом на этот вопрос Николай Швец отправился в 26-ю отдельную железнодорожную Кенигсбергскую ордена Александра Невского бригаду, которая расположилась на выезде из Днепропетровска в сторону Кривого Рога.

Справка

26-я отдельная железнодорожная бригада была сформирована в Днепропетровске в самом начале Великой Отечественной войны — 26 июня 1941 года. За боевые заслуги награждена орденом Александра Невского и удо­стоена звания Кенигсберг­ской. Вернувшись в 1946 году в Днепропетровск, получила в нашем городе постоянную прописку. Солдаты и офицеры бригады участвовали практически во всех крупнейших стройках на территории СССР, в том числе прокладывали железнодорожную колею на Байкало-Амурской магистрали.

Сотрудничество будет продолжено

В свое время Николай Антонович работал в тесном контакте с командованием и личным составом железнодорожной бригады. В 1995 году военные принимали активное участие в строительстве метрополитена, в 1996-м — укладывали рельсы и шпалы на трамвайной линии Левобережный-3 — пл. Островского. Но с тех пор прошло уже немало лет, сменились люди и обстоятельства, как новое руководство примет предложение о возможном сотрудничестве?

Оказалось, военные не забыли добрых отношений с днепропетровским мэром и губернатором. У штаба части Николая Швеца встретил командующий бригадой полковник Александр Кубицкий. Он доложил, что, несмотря на множество трудностей последних лет, кадры и технику удалось сохранить. Чтобы обеспечить жильем кадровых офицеров, силами части была перестроена казарма, на месте которой появился 44-квартирный жилой дом. Солдаты-контрактники обеспечены благоустроенным общежитием. Но из-за отсутствия средств военные не могут проводить полномасштабных учений. Теряются навыки, личный состав, не видя перспектив, увольняется в запас. В этих условиях участие в строительстве метро было бы для железнодорожных войск настоящим спасением. И у города появилась бы альтернатива част­ным строительным фирмам, для которых главное — прибыль. Командир понтонного полка полковник Николай Савчук также сообщил о готовности вверенного ему подразделения принять участие в строительных работах на территории Днепропетровска.

Комбриг Александр Кубицкий отметил, что пока потенциал военных, к сожалению, не востребован городскими властями. Его встреча с Николаем Швецом проходила в конце прошлой недели, когда за окном бушевала стихия, а главные городские магистрали были заблокированы брошенными фурами. Но днепропетровские коммунальщики боролись со снегом в одиночку, используя, в основном, колесные бульдозеры типа «Беларусь». В то же время бригада располагает тремя с лишним сотнями единиц специальной дорожной техники и почти тысячей человек личного состава. 

Николай Швец подчеркнул, что огромные людские и материальные ресурсы военных строителей обязательно будут использованы на благо Днепропетровска. Их опыт и навыки обязательно пригодятся и при завершении первой линии метро, и при строительстве объезд­ных дорог в районе Кайдакского и Южного мостов, и при борьбе со стихийными бедствиями. Ссылка на то, что в город­ском бюджете нет средств для привлечения военных, отметил Швец, не выдерживает критики. Ведь когда сплошь и рядом тендеры выигрывают коммерческие фирмы с сомнительной репутацией, деньги для них в городской казне почему-то находятся.

— Командование 26-й бригады, — сказал в завершение Николай Швец, — демонстрирует по-настоящему государственный подход. Я убедился, что в части высокая дисциплина, что территория ее ухожена, а имущество — в целости и сохранности. Убежден, что солдаты и офицеры бригады — настоящие патриоты Днепропетровска, и у них в ближайшее время появится немало возможностей, чтобы принести пользу любимому городу.

Дмитрий Владимиров

Поділитися: