СМИ ПРОТИВ ВЛАСТИ Как «Лица» отвоевали право на информацию о растрате Управлением труда и соцзащиты горсовета бюджетных средств

04 вересня 2009 о 09:46 - 1331

Милая, я тебе скажу о своем чувстве — это чувство к тебе я пронес через всю жизнь,

через еще более трудное мирное время… и вот сегодня говорю тебе — «Я не люблю тебя!»

«Мысли», М.Жванецкий

 

В конце 2007 года в статье, размещенной в рекламной рамке в газете «Лица» и оплаченной одной из партий, шла речь о прекрасной новации депутатов горсовета Днепропетровска — они приняли программу, по которой малообеспеченные будут получать субсидии (адресную помощь) из горбюджета на оплату услуг ЖКХ.

В редакции заинтересовались этой программой, стали «копать», и выяснили следующее:

«Из городской казны на Комплексную программу предоставления адресной помощи на оплату услуг ЖКХ социально незащищенным слоям населения в 2008 году было выделено 15 млн. 200 тыс. грн., и еще 80 тыс. грн. — на обеспечение работы управлений труда и социальной защиты»;

«Условия получения новой помощи удивительным образом совпадают с условиями обычной субсидии (если месячный доход не превышает 600 грн. на человека, то государство на 100% оплачивает коммунальные услуги и т.д.), правда, есть одно но — помощь положена также гражданам, не имеющим никаких доходов, при условии… письменного объяснения отсутствия доходов. А давать после этого помощь или не давать — должна решать постоянная комиссия горсовета по вопросам социально-экономического развития, бюджета и финансов.

Здрасьте — приехали! Выходит, что субсидии могут получить все без исключения, написав объяснительную записку. По этой логике, также наркоманы, алкоголики и тунеядцы могут раз и навсегда скинуть бремя оплаты коммунальных услуг в тот момент, когда трудящиеся люди за это отдают добрую долю семейного бюджета.

Логики — ноль»;

«На сегодня в указанных районах (Бабушкинском, Жовтневом, Индустриальном и АНД — авт.) не зафиксировано ни одного случая выплаты адресной помощи из городского бюджета, согласно вышеупомянутой Комплексной программе. В остальные районные управления труда дозвониться нам не удалось».

Процитированная выше статья «Субсидии по-днепропетровски, или Зачем депутаты горсовета похоронили 15 миллионов», опубликованная в газете «Лица» №36 (436) за 7 мая 2008 года (см. http://www.the-persons.com.ua/news/uchetchik/3257/), чиновникам от соцзащиты не понравилась. Ведь в ней критиковалась не сама идея, а разработанный ими (точнее, неразработанный) механизм предоставления адресной помощи — четко не выписанный, без обозначенных критериев и сроков, по которому выделение денег той или иной семье должно происходить по указке «группы товарищей».

 

И уже 8 мая АНД райуправление труда и соцзащиты отправило нам гневное письмо с требованием опровержения, и признанием: «…к сожалению, на сегодняшний день права для назначения адресной помощи не имеют (обратившиеся — авт.)».

На наш ответ, что, для обоснования опровержения, просим предоставить данные о порядке и механизмах начисления соцпомощи, райуправление не отреагировало.

Тогда наш корреспондент направился в городское управление. Его главный специалист Наталья Сушкевич рассказала, что за 5 месяцев 2009 года лишь 4 семьи днепропетровцев получали субсидию из горбюджета.

Мы дозвонились одному из получателей, просившему представить его в публикации как И.П.:

«По телефону он рассказал, что в течение двух месяцев, пока шло оформление, ему довелось неоднократно посещать районное управление труда и соцзащиты, приносить справки для необходимого пакета документов. Некоторые, кстати, а именно — справку о составе семьи, пришлось обновлять. Вышел срок ее действия — один месяц. Кроме того, пожилому человеку пришлось выдержать «десант» из чиновников, которые высадились на его жилплощади, чтобы оценить ее состояние и составить соответствующий акт. А при упоминании некоторых каверзных вопросов, которые ему задавались на заседании районной комиссии, мужчина в редакционной телефонной трубке начал всхлипывать и перевел разговор на другую тему.

На мой вопрос: «Сколько же Вы реально получаете помощи?» собеседник задумался и неуверенно ответил: «Что-то около трех гривен».

Засомневавшись, я перезвонил в районное управление соцзащиты. Здесь меня чиновники заверили, что такого не может быть. И после непродолжительных поисков документов одна из работниц уверенно сообщила, что И.П. получает адресную помощь по квартплате — 4 гривны, по холодной воде — около 7 гривен в месяц».

Вот такие цифры. Тем не менее, «дела идут, контора пишет. Ведь, в самом-то деле, не пропадать же 80 тысячам гривен, выделенным решением горсовета на техническое обеспечение (читай: компьютеры, принтеры, бумагу, ручки и т.д.) районных управлений труда для выполнения вышеназванной Комплексной программы?» («Лица» №50 (450) от 25 июня 2008 г., статья «Мыльная» программа для днепропетровцев», см. http://www.the-persons.com.ua/news/uchetchik/3307/).

 

Такого насмехательства (но ведь справедливого?) в Управлении соцзащиты не стерпели. Когда 30 октября редакция вновь обратилась туда с просьбой дать новые данные о выделенных субсидиях по-днепропетровски, начальник Управления, Михаил Сопильняк, прислал абракадабру:

«На Ваш інформаційний запит від 30.10.08. №134 повідомляємо, що Статутом територіальної громади міста передбачається право членів територіальної громади міста на одержання достовірної, об'єктивної і повної інформації з питань роботи органів місцевого самоврядування. Оприлюднення рішень органів місцевого самоврядування відбувається безпосередньо прес-службою міського голови.

Рішення про виконання комплексної програми надання адресної допомоги на оплату житлово-комунальних послуг незахищеним верствам населення м. Дніпропетровська на 2008 рік, буде опубліковане прес-службою міського голови після прийняття міською радою рішення про виконання бюджету 2008 року».

Мы отреагировали на попрание права на информацию подачей двух заявлений: в Управление СБУ в области (по факту нарушения пунктов 5, 7 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» — неправомерный отказ в предоставлении информации) 10.12.08 и искового заявления в районный как административный суд 15.12.08.

СБУ отмолчалось. АНД суд ответил постановлением от 25.12.2008г. об отказе в принятии иска, рекомендовав обратиться в Днепропетровский окружной административный суд.

И в этот же день, 25 декабря 2009-го, в пресс-центре ИА «Новый мост» выступали депутаты днепропетровского горсовета — Евгений Морозенко и Ирина Шайхутдинова. Последняя (сейчас пребывающая в ИВС по подозрению в получении взятки — авт.) ничтоже сумяшеся заявила:

«В Днепропетровском городском бюджете было предусмотрено 15 млн. гривен на оказание адресной помощи малообеспеченным гражданам на оплату услуг ЖКХ. К сожалению, эти средства были освоены всего на 3%. Должно быть, люди не до конца разобрались в механизмах получения этой адресной помощи».

В то же время, цитируем нашу газету №1 за 06.01.09., статья называется «Должно быть, люди не разобрались»: «…что касается продолжения Комплексной программы на год нынешний, то, по словам Куличенко на последней сессии, «рассматриваются вопросы как о повышении ее размера, так и об одновременном снижении необходимого для ее получения доходного порога с 20% до 10-15%»... В то же время, получателей «субсидий по-днепропетровски» решили осчастливить микропроцессорными пластиковыми картами».

Вот такие шокирующие данные о проценте претворения в жизнь замысла днепропетровских депутатов (3%!) стоимостью 15 млн. грн. и о не менее грандиозных планах на будущее.

 

Мы уже почти отчаялись от глупости властьимущих и нашего (четвертой власти, якобы!) бессилия перед их круговой порукой…

Хорошо, что в Украине действует Ассоциация медиа-юристов, специалисты которой оказывают СМИ бесплатную правовую помощь. Редакция газеты «Лица» обратилась к юристу этой Ассоциации Александру Бурмагину, который сообщил нам, что иск к гор­управлению соцзащиты горсовета в районный как административный суд мы подавали правомерно, и предложил исковое заявление по тем же фактам, но уже подготовленное профессионалами Ассоциации медиа-юристов, направить повторно. Ведь п. 6 ст. 108 Кодекса административного судопроизводства гласит: «Залишення позовної заяви без руху або повернення позовної заяви не позбавляють права повторного звернення до адміністративного суду в порядку, встановленому законом».

И вот, 10.02.2009 в АНД райсуд поступает усовершенствованный иск СМИ (т.е. редакции газеты «Лица») к Управлению труда и соцзащиты горсовета и г-ну Сопильняку лично. Компенсации не требуем, просим признать действия Управления и М.Сопильняка по отношению к информзапросу редакции противоправными и обязать их предоставить запрашиваемую информацию.

А днепропетровский горсовет в это время не дремлет — 08.04.09 принимается «Комплексная программа предоставления адресной помощи на оплату услуг ЖКХ социально незащищенным слоям населения на 2009 год». Правда, теперь на ее реализацию из городской казны выделяется в 150 «с хвостиком» раз меньше, чем в 2008-ом — 100 тысяч гривен. Поднимаются и границы доходов семьи, которая может получать такую помощь:

«здійснити надання адресної допомоги на оплату житлово-комунальних послуг у межах норм споживання (21 кв.м) за утримання будинків і споруд та прибудинкової території, теплопостачання, гаряче та холодне водопостачання, вивезення твердих побутових відходів сім'ям громадян:

— у яких сукупний дохід на члена сім‘ї не перевищує мінімальної заробітної плати — у розмірі 100% від різниці тарифів між економічно обґрунтованими та діючими станом на 01.10.08;

— у яких сукупний дохід на члена сім‘ї становить від однієї до двох мінімальних заробітних плат, — у розмірі 50% від різниці тарифів між економічно обґрунтованими та діючими станом на 01.10.08.».

Казалось бы, многим горожанам должна помочь эта программа. Или снова профанация? Но не будем забегать вперед!

 

Районный суд 09.06.09. снова отказывает редакции в принятии иска (4 месяца решал!). При этом в определении судья, в частности, отмечает, что «місце проживання відповідача Сопільника М.Ф. та місцезнаходження відповідача Кіровської селищної ради Дніпропетровського району Дніпропетровської області (выд. авт.) не відноситься до підсудності Амур-Нижньо­дніпровського суду м. Дніпропетровську як адміністративного суда». (Все смешалось в доме Облонских!.. Просто редакция также судится за информацию с поссоветом Кировского и его председателем Вилько — авт.).

В апелляционный — так в апелляционный! 07.07.2009г. Днепропетровский апелляционный административный суд получает нашу апелляционную жалобу, в которой редакция просит отменить Определение АНД райсуда и постановить новое, открыв административное производство по нашему иску.

А через полтора месяца юрист Бурмагин советует «Лицам» еще раз обратиться с информзапросом в Управление труда и соцзащиты, в котором требовать предоставления «старой» информации, за 2008 год, плюс можно запросить и новую, данные по первому полугодию 2009г.

И — о чудо! Адресат выдал «достовірну, об'єктивну і повну інформацію». Читайте, уважаемые люди, про «роботу органів місцевого самоврядування» и анализируйте их КПД — как умеют презентовать под фанфары мелкие, ничтожные «Комплексные программы», растрачивая на них средства из нашей казны городской:

«…Інформація щодо виконання у 2008 році вищезазначеної Комплексної програми:

1) АНД, Індустріальний, Красногвардій­ський, Ленінський, Самарський райони — немає звернень. Бабушкінський район — 2 сім'ї на суму 347,00 грн. Жовтневий район — 1 сім'я на суму 77,00 грн. Кіровський район — 1 сім'я на суму 27,00 грн.

2) Випадків надання громадянами сфальсифікованих документів для отримання адресної допомоги немає.

3) Випадків припинення виплати раніше призначеної адресної допомоги немає.

(Выше — информация за 9 месяцев, январь-сентябрь 2008г. Сравните, изменились ли показатели количества семей и получаемых ими денежных средств по итогам всего 2009 г., о чем речь ниже, п. 4, 5, 6авт.):

4) АНД, Індустріальний, Красногвардій­ський, Ленінський, Самарський райони — немає звернень. Бабушкінський район — 2 сім'ї на суму 347,00 грн. Жовтневий район — 1 сім'я на суму 77,00 грн. Кіровський район — 1 сім'я на суму 27,00 грн.

5) Випадків надання громадянами сфальсифікованих документів для отримання адресної допомоги немає.

6) Так, по заяві отримувача про припинення надання адресної допомоги для оформлення житлової субсидії на опалювальний період.

(Как видим, в IV-ом квартале адресная помощь не предоставлялась. Далее — цифра за первое полугодие с.г. Программа вообще не работала, и ни копейки незащищенные слои населения города не получили — авт.).

7) АНД, Бабушкінський, Індустріальний, Жовтневий, Кіровський, Красногвардій­ський, Ленінський, Самарський райони — немає звернень.

8) Випадків надання громадянами сфальсифікованих документів для отримання адресної допомоги немає.

9) Випадків припинення виплати раніше призначеної адресної допомоги немає».

P.S. Вестей из апелляционной инстанции пока нет.

P.P.S. Всем заинтересовавшимся — координаты Управления: 49061, Днепропетровск, пр. Кирова, 121-Б; тел: 749-68-03.

Алена Гарагуц

Поділитися: