Мы будем с ЖЭКом жить по-новому

04 вересня 2009 о 09:29 - 1047

Не имея ни желания, ни возможностей приступить к «капитальному ремонту» всей системы ЖКХ, государство ограничивается «косметическим ремонтом». То есть, не вкладывая капиталовложений в структурную перестройку отрасли и «перезагрузку»  ее на новую рыночную конкурентную матрицу, государство шаг за шагом принимает законодательные и нормативные акты, призванные перекладывать заботу и ответственность о домах на плечи и кошельки их жителей. И чем быстрее население осознает неотвратимость этой тенденции и покончит с иллюзиями о том, что государство (президент, правительство, депутаты и т.д.) наведет-таки порядок в ЖКХ, тем быстрее к нему придет ответственность за свой дом.

Я думаю, ни у кого не возникает  вопрос: платить или не платить за обслуживание систем своего дома и поддержание его жилого состояния. Конечно платить! Ведь ни трубы, ни шифер, ни стекла, ни краска, ни мусорные контейнеры, в конце концов, с неба не падают — они имеют цену. Более правильно нужно ставить вопрос: «За что платить и кому?» Тем более именно этот вопрос возникает, когда в почтовом ящике обнаруживаешь счет из ЖЭКа на конкретную сумму, при том, что в подъезде годами не горит освещение, вода в краны верхних этажей не доходит, с потолка льет во время дождя, а в подвале поселились лягушки или грызуны. Вот на этот вопрос попробуем найти ответ.

 

Да, можно «отморозиться» и перестать платить вообще. Как форму протеста против бездействия ЖЭКа, это можно понять. Но будет ли эта позиция на пользу дому, в котором находится ваша квартира? Ваши пассивные неплатежи ЖЭКу не будут его мотивировать к улучшению качества услуг. Если уж и не платить ЖЭКу за непредоставленные  услуги, то делать это надо юридически правильно и грамотно, не давая шансов чиновникам взыскать с вас через суд деньги ни за что. Тем более что законодательная база и нормативные документы дают нам право платить именно за сделанную конкретную работу.

Одним из последних нормативных актов, касающихся тарифов на услуги ЖЭКа, является Постановление Кабинета министров Украины от 20 мая 2009 года №529, утвердившее новый «Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий».

Указанное постановление, без преувеличения, можно считать значительным шагом вперед в обновлении и приведении договорных отношений между ЖЭКом и собственниками квартир или жильцами общежитий в цивилизованные партнерские отношения, а самое главное — это дает населению шанс выйти из неестественного своего положения подчиненного существующей сегодня безраздельной и неконтролируемой обществом системы ЖКХ. Это постановление существенно расширяет права и возможности граждан в определении объемов предоставления им жилищных услуг ЖЭКом, что, как следствие, отразится на сумме «квартплаты», а также будет способствовать максимальному учету общественных и частных интересов потребителей услуг ЖЭКов.

Рассмотрим подробно преимущества, которые заложены в новом постановлении, для жителей дома в целом и отдельных собственников квартир (жилых помещений в общежитиях), собственников нежилых помещений в жилых домах (общежитиях) (далее — собственники квартир), а также предложим механизмы реализации этих преимуществ, исходя из интересов граждан.

 

Итак, первая новация — собственники квартир стали полноправными субъектами тарифообразующего процесса. Говоря «по-русски», без их участия тарифы не могут быть утверждены, а значит, быть законными и такими, что подлежат исполнению.

Новация вторая — исполнитель услуг по содержанию дома, сооружений и придомовой территории независимо от формы собственности не только делает расчет тарифа по каждому дому отдельно, но и доводит эти расчеты до сведения собственников квартир путем проведения общественных слушаний для каждого дома.

По результатам общественных слушаний перечень услуг по каждому дому может быть уменьшен исполнителем услуг, по сравнению с типовым перечнем, при условии получения в срок до 30 дней с даты проведения общественных слушаний оформленного в письменной форме и в установленном законодательством порядке решения собственников жилых домов (общежитий), собственников квартир об обеспечении предоставления услуг, предложенных исполнителем, перечень которых уменьшен.

Для примера: в доме, в котором я проживаю, ЖЭК физически не может мне и моим соседям оказать услуги согласно типовому перечню, так как все системы, входы в квартиры у нас индивидуальные. Что касается содержания двора и общих коммуникаций, то все работы  производим в складчину, нанимая исполнителей за наличные. Мы преобразовали свой двор, вложив в него более 10 тысяч долларов, свой труд, душу и время. Тем не менее, ЖЭК упорно выставляет счета по полной программе, то есть собирает «оброк» ни за что.

В случае если перечень услуг уменьшается согласно решению, принятому на общественных слушаниях, исполнитель делает перерасчет тарифа и подает новый расчет органу местного самоуправления, который принимает решение об его утверждении (согласовании).

После утверждения тарифа исполнитель заключает с собственниками (нанимателями) квартир договор о предоставлении услуг по содержанию дома, сооружений и придомовой территории, перечень которых определен по результатам общественных слушаний согласно типовому перечню.

Следующей новацией является утверждение (согласование) органом местного самоуправления, наряду с тарифом, также и его структуры, периодичности и сроков предоставления услуг. Копия такого решения является неотъемлемой частью договора о предоставлении услуг.

Постановление требует от исполнителей и органов местного самоуправления обеспечить прозрачность определения стои­мости всех услуг из расчета на 1 м кв. общей площади квартиры, жилого помещения в общежитии и нежилого помещения в жилом доме (общежитии).

Также постановление предусматривает корректировку тарифов на предоставление услуг только тех составляющих затрат, по которым произошли ценовые изменения в сторону увеличения (уменьшения), что долж­но способствовать обеспечению экономической обоснованности тарифов. К этим составляющим отнесены: изменения ставок налогов и сборов (обязательных платежей), уровень зарплаты у исполнителя (в соответствии с законодательством, Генеральным и отраслевым соглашениями), цены (тарифы) на топливно-энергетические и материальные ресурсы.

Каким образом будет осуществляться изменение тарифа в связи с его корректировкой,  постановление ответа не дает. Поэтому будем ориентироваться в этом во­просе на ст.32 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», согласно которой при изменении стоимости жилищно-коммунальных услуг исполнитель не позд­нее чем за 30 дней извещает об этом потребителя с указанием причин изменения стоимости и предоставлением соответствующих обоснований со ссылкой на согласование соответствующих органов.

 

Для чего мы так подробно разбираем очередное «судьбоносное» постановление правительства в сфере ЖКХ? Только с одной целью — проинформировать граждан о грядущем изменении тарифов на жилищные услуги и порядка их принятия — в связи с тем, что указанным Постановлением №529 отменяется действие Постановления Кабинета министров Украины от 12.07.2005 года №560. В связи с чем  ЖЭКи попытаются, как обычно — «втихаря», протащить новые тарифы в своих интересах. А чтобы этого не произошло, мы более подробно расскажем о механизме нового порядка принятия тарифов — с вашим участием и учетом ваших интересов — в следующей части.

Василий Сухов, координатор ОО «ГРАД»

Поділитися: