Не будь «чайником»!

07 серпня 2009 о 10:12 - 1604

Всем прекрасно знакомы бытовые ситуа­ции, возникающие в связи с покупкой товаров или использованием услуг. Например, купил пылесос, принес домой, а он не работает; сдал в ремонт туфли, а набойки через день отвалились; купил в турфирме путевку на море, а в посольстве не дают визу. Приобретая что-то, мы становимся потребителями. У каждого потребителя есть права. Но зачастую эти права пытаются нарушить. Что нужно делать, чтобы их отстоять?

Можно найти литературу по защите прав потребителей, проштудировать ее в свободное от работы или учебы время, а дальше попытаться самостоятельно отстоять свои права. А можно обратиться за помощью в специальный государственный орган, где вам помогут восстановить потребительские права. В Днепропетровске одним из таких органов является управление по вопросам защиты прав потребителей департамента потребительского рынка и сферы услуг Днепропетровского городского совета.

Хочется уж очень больше полномочий

Основными направлениями работы управления являются рассмотрение обращений жителей Днепропетровска, оказание им помощи по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, а также предо­ставление необходимых консультаций. Причем все услуги — бесплатные. Кроме того, его специалисты сообщают в Главное управление в Днепропетровской области по делам защиты потребителей в случае выявления продукции ненадлежащего качества, фальсифицированной, опасной для здоровья потребителей и окружающей среды. Кстати, именно последнему государство делегирует полномочия по осуществлению государственного надзора за сферой защиты прав потребителей.

Но есть такие вопросы, которые и в Главном облуправлении не могут делать, а обращаются в городское управление. Например, анализировать договоры, которые заключают продавцы (исполнители, производители) с потребителями, с целью выявления условий, которые ограничивают последних. Подспорьем в этой работе служит «Городская программа защиты прав потребителей г. Днепропетровска на 2007-2010». Благодаря ей, горуправлению удается привлекать юристов для выполнения определенного рода работ. Правда, финансирование этой программы из городского бюджета за 1 квартал 2009 года составило 5 тыс. грн., а это всего лишь 10,6%, от запланированных  47,3 тыс. грн.

«В Законе «О защите прав потребителей», к сожалению, четко не прописан как механизм изъятия продукции органами местного самоуправления для проведения анализов, так и сам механизм проверок, — отмечает начальник управления по вопросам защиты прав потребителей департамента потребительского рынка и сферы услуг Днепропетровского городского совета Сергей Веретник. — Это связано с тем, что мы работаем в условиях закона №877, который регулирует правило проведения проверок контролирующими органами, в том числе и органами местного самоуправления. Так, в частности проверяемый субъект или предприятие должно быть предупреждено о предстоящей плановой проверке не менее чем за 10 дней до ее проведения. При этом должны быть указаны точные сроки ее проведения, но не более 5 дней. Сами понимаете, что в такой ситуации сложно выявить фальсифицированную, контрафактную продукцию, нелицензионный алкоголь и т.п. Кроме того, некоторые предприниматели вообще предпочитают закрыться на дни проверки. Понятно, что сложно выявить те недостатки, которые там присутствуют».

По словам чиновника, они уже около трех месяце не проводят плановых проверок, а работают только по обращениям граждан, организаций, государственных органов. «Не хватает времени, возможно­сти, сил. В Днепропетровске около 13 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. У нас в управлении из 10 человек по штату реально работает 8 человек. Жалобы жителей занимают все свободное время», — сетует Сергей Анатольевич.

 

СПРАВКА

За первое полугодие 2009 года управлением рассмотрено 185 письменных обращений горожан, из них положительно удовлетворено 147. Обратившимся возвращено 74,5 тыс. грн.

Качество, и никаких компромиссов!

Сегодня днепропетровцы больше всего жалуются на качество услуг связи — на компании «Укртелеком» и «Оптиму». Так, за 6 месяцев этого года в управление поступило 22 таких обращения. По 15 из них вопрос решен в сторону потребителей, а два материала подготовлены к суду. Как отмечает Сергей Веретник, связисты «прячутся» за Закон Украины «О телекоммуникациях», поэтому больших претензий к предприятиям связи предъявить зачастую не удается. Они прикрываются тем, что происходят частые хищения кабеля, поэтому нет возможности оказывать качественные услуги связи. В то же время, по письмам управления они производят перерасчет абонентской платы. Но не все люди обращаются в управление по защите прав потребителей. Поэтому им связисты продолжают успешно начислять абонентскую плату за неработающий телефон.

Следующий «лидер» — это жилищно-коммунальные услуги — 12 обращений. В первую очередь, это размер коммунальных тарифов, несоответствие их величины качеству оказываемых услуг, текущие крыши жилых домов и т.п.

Обращаются горожане и по проблеме качества продуктов питания, приобретае­мых как в магазинах, так и на рынках областного центра.

«К сожалению, эту проблемы мы можем решать лишь в части компенсации понесенного ущерба, — отмечает Сергей Веретник. — И, как правило, субъекты предпринимательской деятельности особо не упираются, признают свою вину и возвращают покупателям деньги».

 

НА ЗАМЕТКУ

Если у граждан возникают жалобы, то можно обращаться в само городское управление, расположенное по адресу: ул. Чичерина, 20, по телефону 42-69-26.

Также можно отправить «защитникам потребителей» заказное письмо с изложением конфликтной ситуации по адресу: 49006, Днепропетровск, ул. Чичерина, 20.

А можно придти лично на прием к начальнику управления — ежедневно с 9:00 до 16:00 (в пятницу до 15:00), перерыв — с 12:00 до 13:00.

Среда — неприемный день.

В зоне особого внимания

В последнее время в зоне особого внимания оказались предприниматели, работающие по весенне-летней торговле. «Одним из самых ярких открытый для нас было то, что многие предприниматели отказались от осуществления такой деятельно­сти, — заверяет Сергей Веретник. — Т.е. они подали свои объекты в дислокацию для торговли, но когда наши специалисты приходят на места, их там не находят».

В ходе проверок выявлено 12 серьезных фактов безлицензионной продажи алкогольных напитков и сигарет. По всем ним направлено письмо в ГНА Украины в Дне­пропетровской области, которая занимается выдачей этих лицензий. Сумма штрафных санкций составила около 38 тыс. грн.

«Я должен сказать, что крупные торговые сети Днепропетровска наиболее дисциплинированные. С ними легко работать. Если там выявляются какие-то недостатки, они их сразу устраняют. А вот малые архитектурные формы, небольшие магазинчики, выносные палатки — это наша головная боль», — отметил Сергей Веретник.

Анатолий Будяшевский

Поділитися: