Большая игра по захвату государственного имущества

07 серпня 2009 о 10:03 - 2767

Есть на Днепропетровщине село Нива Трудовая, расположенное в 30 км от г. Кривого Рога. Во времена СССР это было цветущее и развивающееся село. На территории его успешно работал совхоз-комбинат имени 60-летия Советской Украи­ны.

В 70-80 годы прошлого века вблизи села на участке площадью более 170 гектаров были построены уникальные, мощные агропромышленные объекты: свинокомплекс на 108 тысяч голов, племенной репродуктор на 12 тыс. голов, комплекс крупного рогатого скота на 12 тыс. голов, комбикормовый завод. Объекты имели железнодорожное сообщение с узловой станцией районного центра, г. Апостолово. По ж/д ветке длиной более 10 километров ежемесячно доставлялись сотни тонн грузов для агропромышленного комплекса. Обратно отправлялась продукция животноводства и комбикорма.

Село Нива Трудовая застроено пятиэтажными жилыми домами, имеет развитую социальную инфраструктуру и больше напоминает небольшой городок, чем село. Более половины местных жителей, а это около 5 тысяч человек, работали в одном из наибольших животноводческих комплексов Украины.

 

Во второй половине 90-х годов объекты агропромышленного комплекса нивотрудовского совхоза-комбината были переданы государственному металлургическому предприятию «Криворожсталь».

Под благовидным предлогом — «сохранения и дальнейшего развития» — пряталась реальная цель: не допустить распаевания и передачи людям (в соответствии с действовавшими в тот период законодательными нормами) имущества и земель.

«Криворожсталью», и его правопреемниками — ОАО «Криворожсталь», ОАО «Миттал Стил Кривой Рог» — с 1996 по 2006 год эти объекты практически не использовались, и находились в управлении Министерства промышленной политики Украины.

В 2006 году началась «большая игра», в результате которой эти уникальные, мощные агропромышленные объекты: свинокомплекс, племенной репродуктор, комплекс крупного рогатого скота и комбикормовый завод — были захвачены преступными структурами при содействии коррумпированных чиновников Минпромполитики Украины и органов Государственной налоговой службы Украины, а в настоящее время — удерживаются благодаря попустительству коррумпированных правоохранительных органов.

 

Согласно правилам данной «большой игры», захвату имущества необходимо было придать видимость соблюдения законности.

В июне 2006 года Минпромполитики Украины издает приказ № 232 о передаче имущества агропромышленного комплекса с. Нива Трудовая (далее — АПК) с баланса ОАО «Миттал Стил Кривой Рог» на баланс государственного предприятия «Кривбассшахтозакрытие» (которое существует за счет бюджетных средств государства, а не средств от хозяйственной деятельности), и опять передача происходит под благовидным предлогом — «с целью повышения эффективности использования государственного имущества».

Имущество АПК «уходит» с баланса ОАО «Миттал Стил Кривой Рог» стоимостью более 22 млн. гривень, а «приходит» на баланс ГП «Кривбассшахто­закрытие» уже оцененное… в 4 млн. гривен.

И помогает совершиться этому процессу уценки независимый профессиональный оценщик Селевко Д. Сделанный им отчет об оценке имущества АПК будет проанализирован ниже.  

Исполняя правила «большой игры», руководство ГП «Кривбассшахтозакрытие» взмолилось перед Минпромполитики Украины о предоставлении средств на содержание этих, переданных объектов АПК, — или же о продаже их за 4 млн. гривен.

Ответ министерства предугадать несложно: средств на содержание нет, имущество можно продать.

В сентябре 2006 года имущество АПК было арестовано Центральной межрайонной государственной налоговой инспекцией г. Кривого Рога и при посредничестве биржи «продано» обществу с ограниченной ответственностью «Апостоловагромаш-Плюс» (г. Апостолово Днепропетров­ской области).

Биржевой договор между ГП «Кривбассшахтозакрытие» и ООО «Апостоловагромаш-Плюс» представляет немалый интерес. Так,  нотариально удостоверен он не был и государственную регистрацию не прошел. Притом, что, по действующему законодательству, без нотариального удостоверения сделки по продаже недвижимого имущества являются ничтожными, а без их государственной реги­страции — не происходит переход права собственности на недвижимое имущество.

Приведенный в договоре список имущества АПК с. Нива Трудовая включает около 400 (!!!) единиц недвижимого имущества, четыре железнодорожные ветки, грузовые автомобили (стоимостью от 700 до 2.000 гривен), тяжелые и средние трактора (700-2.000 грн.), специальную технику и оборудование. В момент заключения договора документов о праве собственности и какой-либо технической документации на данное имущество у ГП «Кривбассшахтозакрытие» не было. Был лишь список имущества, который представлял собой инвентарную опись.

Через 3 (!!!) дня после покупки, ООО «Апостоловагромаш-Плюс» продало все имущество предприятию ООО «Рантье» (г. Харьков). Опять же договор купли-продажи не удостоверялся нотариально и содержит тот же список имущества. Потом — этот договор был «легализован» региональным третейским судом при ассоциации «Региональная правовая группа», который признал договор действительным. Третейский судьи, чувствуя сильную «региональную» поддержку, признали право собственности  ООО «Рантье» на имущество АПК, при этом еще ухитрились превысить свои полномочия и обязать непривлеченное к участию в деле Апостоловское БТИ зарегистрировать недвижимое имущество!

В прошлом, 2008 году ООО «Рантье» продало имущество в виде списка из 4-х железнодорожных веток за 750 тысяч гривен частному предприятию «Ай Темс»  (г. Запорожье). А то — демонтировало более 10 км железнодорожного пути от станции Апостолово до предприятия ОАО «Апостоловский комбикормовый завод», действуя под прикрытием органов милиции и прокуратуры, а также бойцов охранных структур. По ценам 2008 года реальная стоимость железнодорожного пути составляла 1-1,5 млн. гривен за один километр пути!

Председатель Нивотрудовского сельского совета, а также генеральный директор ОАО «Апостоловский комбикормовый завод», несмотря на угрозы со стороны преступных структур и даже некоторых правоохранительных органов, пытались противостоять демонтажу железнодорожного пути. Были многочисленные обращения в органы милиции, прокуратуры местного уровня, Апостоловскую райгосадминистрацию, профсоюз завода провел в Дне­пропетровске громкую пресс-конференцию. Однако контролирующие инстанции не только не противостояли демонтажу железной дороги, но и способствовали руководству ЧП «Ай Темс». Обращения в Верховную Раду Украины, к Президенту, премьер-министру, в Генеральную прокуратуру Украины, в СБУ, МВД, Днепропетровскую облгосадминистрацию результатов не дали. Указанные органы направляли обращения в Генеральную прокуратуру, которая перенаправляла их в прокуратуру области, которая, в свою очередь, перенаправляла в Апостоловскую прокуратуру, которая, в свою очередь, оказывала поддержку ЧП «Ай Темс» и ООО «Рантье», защищая демонтаж железнодорожных путей и не находя нарушений законодательства при осуществлении сделок с имуществом АПК с. Нива Трудовая.

Понимание и поддержку удалось получить лишь от тогдашнего председателя Фонда госимущества Украины Валентины Семенюк-Самсоненко, которая обратилась к руководителю Дне­пропетровской облгосадмини­страции с призывом против демонтажа железной дороги и о возврате АПК в госсобственность. Аналогичные письма Семенюк направила Генпрокурору и в МВД.

В ноябре 2008 года Нивоторудовской сельский совет получил ответ заместителя прокурора Днепропетровской области, в котором обобщались результаты деятельно­сти прокуратуры по проверкам заявлений сельского совета. Никаких нарушений законодательства прокуратура не выявила…

Данная позиция может быть следствием чрезвычайно низкого  профессионального уровня работников облпрокуратуры (что маловероятно) или же заинтересованности в сокрытии преступлений и оставлении государственного имущества у его захватчиков.

Изложим лишь самые очевидные и самые ключевые факты нарушений, которые прокуратура Днепропетровской области «не заметила»:

1. Акт приема-передачи государственного имущества АПК с баланса ОАО «Миттал Стил Кривой Рог» на баланс ГП «Кривбассшахтозакрытие» не соответствовал форме, установленной постановлением КМУ от 21.09.98 г. №1482. В частности, данный акт не содержит сведений о передаче технической  документации и документов о собственности на передаваемое имущество.

2. Как уже отмечалось, при передаче государственное имущество потеряло более 18 млн. грн. балансовой стоимости. Поводом для уценки послужил отчет, выполненный оценщиком Дмитрием Селевко. Письмом от 23.07.2008 г. №10-07-05584 Региональное отделение Фонда госимущества Украины по Дне­пропетровской области сообщило о том, что отчет об оценке не соответствует требованиям нормативно-правовых актов по вопросам оценки, является не­качественным, непрофессиональным и не может быть использован с целью, указанной в отчете, т.к. содержит следующие нарушения:

— в описании объекта оценки отсутствует описание места расположения объектов и описание технического состояния кон­структивных элементов объектов оценки;

— не определялась и не учитывалась стоимость земельного участка, на котором расположены объекты оценки;

— при определении износа и стоимости объектов оценки подобраны аналоги из сборников УПВС, не отвечающие составным частям определенных объектов оценки;

— в перечне основных средств, представленных для оценки, содержатся 4 железнодорожных линии, а в расчетной части отчета об оценке определена стоимость лишь одной железнодорожной линии на сумму 1.209.117 грн., после чего стои­мость всех 4-х железнодорожных линий «подогнана» к ней;

— заключительные результаты стоимости и налога на добавленную стоимость не отвечают результатам, которые содержатся в разделах отчета.

3. При продаже имущества АПК отсутствовали документы о собственности. Договоры об отчуждении имущества АПК из государственной собственности и последующей перепродаже нотариально не удостоверялись. Государственная регистрация сделок не проводилась. Таким образом, несмотря на то, что имущество АПК находится во владении ООО «Рантье», а железнодорожная ветка демонтирована и вывезена ЧП «Ай Темс», данное имущество является государственной собствен­ностью, потому что ничтожные сделки не могут быть основанием для перехода права собственности. Указанное подтверждается ст. 334, 657, 658 Гражданского кодекса Украины. При таких обстоятельствах органы прокуратуры обязаны возбудить уголовное дело, а также обратиться в судебные инстанции с целью истребования имущества из чужого незаконного владения.

4. В соответствии с законодательством Украины, при осуществлении сделок с недвижимым имуществом уплачивается сбор в Пенсионный фонд Украины (ПФУ) в размере 1% от суммы сделки. При продаже имущества за 4 млн. грн. в ПФУ должно было поступить 40 тыс. грн. Если бы имущество продавалось за 22 млн. грн. — ПФУ получил бы 220 тысяч грн.

5. Постоянно действующий региональный третейский суд при ассоциации «Региональная правовая группа» в своем решении обязал непривлеченное к участию в деле Апостоловское БТИ зарегистрировать имущества АПК за ООО «Рантье», чем грубо нарушил требования Закона Украины «О третейских судах в Украине».

6. Плата за землю площадью более 170 гектаров, на которой расположены объекты АПК с. Нива Трудовая, ООО «Рантье» не уплачивается до сих пор.

 

Итак, Государство практичеcки потеряло уникальные производственные объекты АПК Нива Трудовая стоимостью более 20 млн. гривен. Коррумпированные государственные чиновники получили хорошие откаты. А селяне, чьим трудом создано имущество АПК, получили «фигу с маком», а не имущественные и земельные паи. Более 10 км железнодорожного пути демонтировано и вывезено. Объекты животноводства АПК Нива Трудовая по назначению не используются, продукцию не производят, рабочими местами жителей села не обеспечивают.

Быть может, в масштабах Государства потеря имущества на сумму более чем 20 млн. грн. является несущественной?.. Однако для жителей и работников с. Нива Трудовая Апостоловского района Днепропетровской области указанные события — большая трагедия…

Петр Повный

Поділитися: