Квадратные метры для «коммунальной мафии»

07 серпня 2009 о 09:16 - 1928

В XXI-м столетии проживание в благоустроенной квартире с газом, электричеством, канализацией, холодной и горячей водой — не роскошь, а необходимость. Но многоэтажки остаются «бедными родственниками» под «крылом» у жилищно-эксплуа­та­цион­ных контор, которые, по закону, должны заботиться и ухаживать за вверенным им жилым фондом. Но это по закону, а в жизни зачастую происходит наоборот.

Жить становится дороже, но не веселее…

В Днепропетровске тариф на содержание домов и придомовых территорий не просто завышен, а существует целенаправленная, продуманная система его «раздувания».

Так, с 1-го января 2009-го горожане платят средневзвешенный тариф — 1,39 грн. за 1 кв. м.

Для сравнения: в 2008 году, с учетом услуг на техническое обслуживание лифтов и вывоза твердых бытовых отходов (!!! — ред.), он составлял 1,36 грн. за 1 кв. м, в 2007 — 0,68 грн., в 2006 — 0,57 грн.

Фактическое же выполнение тарифа в этом году — не 1,39 грн за кв. м., а лишь 0,70 грн. за кв. м, т.е. тариф завышен, как минимум, в два раза!

Чтобы выяснить это, общественная организация Гражданский актив Днепра (ГРАД) провела экспертное исследование состояния жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Днепропетровска, проанализировав большое количество документации, материалов контролирующих и проверяющих органов, отчетность городского управления жилищного хозяйства.

То, что так называемая квартплата должна была составлять за 1 кв. м не 1,39 грн., а 70 копеек — «это те цифры, за которые я лично, общественная организация ГРАД готовы отвечать на любом уровне — в прокуратуре, в суде и т.п.», — заявил лидер ГРАДа  Ан­дрей Денисенко на пресс-конференции в ИА «Новый мост» 3 июля.

По его словам, схема «раздувания» суммы тарифа, как ни парадоксально, напрямую связана с фондом заработной платы ЖКХ. Так, сегодня фонд зарплаты в общей доле квартплаты составляет 2/3 — 66,8%. Какое нормальное предприятие может выдержать такую нагрузку?

В то же время, как минимум, на протяжении последних трех лет, укомплектованность штатами структур жилищного хозяйства Днепропетровска, в первую очередь ЖЭКов, составляет всего лишь 60%. Т.е. оставшиеся 40% работников — штатных единиц, на которые начисляется зарплата, — «мертвые души». Они-то и являются основным способом «раздувания тарифного пузыря».

«Мы убеждены, что речь идет о коррупционной схеме, которая не могла бы существовать в Дне­пропетровске без прикрытия на достаточно высоком уровне — заместителем городского головы Владимира Медведчука, который отвечает за ЖКХ, при преступной халатности и бездействии самого городского головы Ивана Куличенко. А также при невыполнении управлением жилищного хозяйства города своих прямых обязанностей», — заверяет координатор ГРАДа.

Помимо вышеуказанных чиновников, также свою роль играет равнодушие, безответственность и халатность депутатского корпуса горсовета. «В 2006 году лидеры правящего большинства в горсовете — Загид Краснов, представители Партии регионов, КПУ, Блока «Не так!» и их союзники из ПСПУ, — т.е. все те, кто сегодня сформировали коалицию в горсовете, — заявили, что они берут на себя всю полноту ответственности за ситуацию в Дне­пропетровске. На сегодняшний день эта полнота ответствен­ности в городском ЖКХ вылилась в ежегодное возрастание коррумпированности этой системы, без­ответственность и катастрофическое ухудшение качества услуг», — заявляет Андрей Денисенко.

Чиновников заставят слушать людей?

Как отмечает координатор ГРАДа Василий Сухов, процент начисления за фактически предоставленные жилищно-коммунальные услуги в 2007 году составлял 87%, а в 2008 — 70%. Это говорит о том, что ЖЭКи постепенно уменьшают объем услуг, предоставляемых горожанам. В тоже время, размер субсидий и льгот, которые выделяются из местного бюджета управлению ЖКХ, увеличивается. «Это ничто иное, как паразитирование целой отрасли на бюджете Днепропетровска», — считает он.

Кроме того, общие затраты ЖКХ выросли на 20%, в то же время материальные затраты сократились на 21%. Убытки в 2007 году составляли около 5 млн. грн., в 2008-ом эта цифра превысила 10 млн. грн. Про какое развитие ЖКХ можно говорить?

Спасибо, 20 мая 2009 года Кабинет министров Украины принял Постановление №529 «Об утверж­дении Порядка формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий» и «Типовой договор о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий», которыми утвердил новый порядок формирования тарифов. Теперь, чтобы тарифы вступили в силу, они должны пройти процедуру общественных слушаний с участием жителей тех домов, которые будут оплачивать эти услуги. «Понятно, что выполнение этого Постановления будет связано с определенными трудностями, но хорошо, что есть юридическая база, которая будет побуждать чиновников жилищного управления прислушиваться к интересам жителей, — отмечает Василий Сухов. — Кроме того, жители смогут сами выбирать те услуги, которые им действительно необходимы. Только после таких общественных слушаний, жилищное управление будет подавать горсовету на утверждение тарифы по каждому дому».

Убийственная «забота»

Как утверждают активисты ГРАДа, основная проблема нашей городской власти состоит в том, что она вообще не задумывается над структурными реформами в сфере ЖКХ. Например, в 2008 году в Днепропетровске на 60 тыс. кв. м, что эквивалентно двум десяткам жилых домов, увеличился жилищный фонд ОСМД. «Городская власть делает все, чтобы усложнить процедуру регистрации, оформления придомовой территории ОСМД, — констатирует Андрей Денисенко. — В Днепропетровске нет не только комплексной программы реформирования городского ЖКХ, но и те программы, которые «запущены» Киевом на общегосударственном уровне, абсолютно сознательно блокируются. И делается это в интересах «коммунальной мафии», для которой каждый квадратный метр в домах коммунального фонда приносит каждый день, месяц, год зримые дивиденды».

Как правило, у нас все упирается в размер городского бюджета. Но в то же время и городской голова, и депутатский корпус палец о палец не ударили, чтобы наполнить доходную часть горбюджета, в первую очередь, за счет поступлений от продажи или сдачи в аренду городских земельных участ­ков. На протяжении 2009 года в Днепропетровске не состоялось ни одного земельного аукциона (!). Ни руководство, ни чиновники, ни депутаты горсовета сегодня не заинтересованы, чтобы городская земля прозрачно распределялась на конкурсных условиях. Все происходит кулуарно, по понятиям…

От слов — к делу!

Как заверяет Андрей Денисенко, ГРАД готов предложить целост­ную и комплексную стра­тегическую программу структурных и системных реформ в ЖКХ Днепропетровска.

Так, ее первой частью должна стать реформа жилищного хозяйства. Будет предложена структура коммунальных тарифов на те услуги, которые должны предоставляться населению, в т.ч. и утвержденных решением исполкома горсовета, а также видение системы управления ЖКХ мегаполиса. «В сегодняшнем виде ЖКХ в Дне­пропетровске просуществует не более 10 лет, — прогнозирует Ан­дрей Денисенко. — Изношенность основных фондов, по разным данным, составляет до 80%. Мы имеем и физически, и морально устаревший жилищный фонд. И если им срочно не заняться, он начнет рушиться, как карточный домик».

Анатолий Звягель

Поділитися: