Непосильное бремя

27 липень 2009 о 10:36 - 1200

Для обеспечения выдачи пенсий, назначенных за работу по спискам 1, 2 (то есть за работу во вредных и/или опасных условиях — авт.), как и других пенсий, Пенсионный фонд согласно законодательства несёт расходы: на пенсии, на услуги выплаты пенсий, на услуги доставки пенсий. Нормами законодательства предусмотрено возмещение затрат на выплату и доставку пенсий, назначенных за работу по спискам 1, 2, за счёт средств предприятий, но сложилась практика не только возмещения затрат на выплату и доставку, но и самих пенсий. Такая практика противоречит законодательству. Но изменить ее сложно, требуются веские доказательства и обоснования (мною разработаны такие обоснования — авт.), отличные от тех, которые применяются в настоящее время предприятиями.

Излишне говорить, что возмещение пенсий, назначенных за работу по спискам 1, 2, за счёт средств предприятий отрицательно влияет на работу предприятий и на экономику страны в целом. А также, в конечном итоге, на наполнение денежными ресурсами Пенсионного фонда Украины (ПФУ). Хотя Пенсионный фонд сейчас и получает определённую выгоду, но она временная, и с ухудшением экономического положения предприятий, ситуация будет ухудшаться и в ПФУ.

Пенсионный фонд не может вытянуть ни предприятия, ни страну из кризиса. А вот предприятия, если им дать сейчас поддержку, поднимут экономику, Пенсионный фонд и страну.

По моему мнению, кризис 90-х был создан не разрывом экономических связей, а искусственно, путём введения непосильных налогов и отчислений: увеличили отчисления в Фонд социального страхования с 14% до 18%, затем — до 37%, ввели НДС 20% , отчисления в фонд Чернобыля 12 %, затем 3% дорожный сбор, таможенные пошлины и др. У предприятий начали вымываться оборотные средства. А без них не закупить ресурсы, не оплатить сырье, и т.д. Вот тогда начали разрываться ранее существовавшие экономические связи между предприятиями. Кризис был запущен. Страна вошла в кризис 90-х годов.

В 1999г. отменили 12% отчислений в Фонд Чернобыля, в 2000г. — 3% дорожный сбор, уменьшили налог на прибыль на 5 %, и экономика стала оживать и постепенно развиваться.

Сейчас давит на экономику возмещение пенсий за работу по списку 1, 2 за счёт средств предприятий. Это непосильное бремя для предприятий!

«Наше предприятие должно возмещать эти пенсии с прибыли, которая остается на предприятии, — рассказывал председатель правления черновицкого ОАО «Розма» (производитель высококачественных труб, фитингов из полиэтилена, сшитого полиэтилена и полипропилена — ред.) газете «Молодой Буковинец» в июле 2006-го (!!!). — Если бы эти суммы были для нас посильные, мы бы не поднимали этот вопрос. И сейчас это небольшие суммы. Но через три года люди, которые работали на государственном предприятии, начнут массово выходить на пенсию. А если учесть, что на нашем предприя­тии 56% производства с вредными условиями, то такие возмещения возрастут до десяти миллионов гривен в год. Мы не можем выплачивать такие суммы. Предприятие ждет банкротство. А это 800 безработных, более миллиона гривен неуплаченных налогов. В подобной ситуации оказались и «Арника», «Электронмаш», «Кварц», «Измерители», Черновицкий деревообрабатывающий комбинат и другие».

Наблюдаем дилемму: если сегодня одномоментно прекратить незаконную практику возмещения предприятиями пенсий по спискам 1, 2, то Пенсионный фонд ощутит нехватку средств, чего допускать нельзя, — с другой стороны, доводить предприятия до банкротства — тоже неправильно. Ведь для тех предприятий, у которых в период кризиса снизился объём доходов, возмещение пенсий стало значительным налоговым бременем. И положение будет усугубляться, потому что в 2012 году возмещение пенсий, назначенных по спискам 1, 2, достигнет максимума.

Многие руководители предприя­тий бьют тревогу. Ряд предприятий уже сейчас готовят почву для банкротства, перебрасывая свои мощности на другие, вновь открываемые. Другие просто не понимают, как выжить в такой ситуации.

То есть, в конечном итоге, предприятия будут уходить (посредством тенизации своей деятельности или взяток сотрудникам контролирующих органов) от возмещения льготных пенсий за работу по спискам 1, 2, прилагая для этого немало усилий и затрат, — вместо нормальной созидательной работы и направления усилий на свое развитие.

Выход один — снизить налоговое бремя. Это даст толчок хозяйственной активности. За счёт роста страховых взносов от фонда заработной платы, за счёт увеличения налога на прибыль компенсируются потери Пенсионного фонда. В целом бюджет Пенсионного фонда не пострадает, надо только отрегулировать денежные потоки, которые от увеличения налога на прибыль пойдут сначала в госбюджет, а затем — дотацией в Пенсионный фонд.

Ряд предприятий обратились с этой целью за помощью в Федерацию профсоюзов Украины (ФПУ). ФПУ письмом №04/01-16/102 от 21.01.2009 р. обратилось в Минтруда и социальной политики. Минтруда занимается изучением проблемы, но когда эта проблема будет уточнена законодательно — неизвестно.

P.S. Пояснения, консультации, если необходимо — сопровождение. Контактный телефон: 8-095-391-27-68, e-mail: rsm3@mail.ru.

Николай Нескородев

Поділитися: