РОК-ФЕСТИВАЛЬ «Stare Misto» — июньская непопсовая сказка по-львовски

11 липень 2009 о 12:19 - 982

Ранним утром 29 июня на Львовском железнодорожном вокзале можно было наблюдать следующую картину: вновь прибывающие поезда из Харькова, Днепропетровска, Киева, Одессы, Ужгорода, Хмельницкого «выплескивали» на перрон целые горсти ярко одетой, шумной, веселой молодежи. Длинные волосы, косички, тяжелые сапоги, черные футболки с рок-символикой, брюки цвета хаки, цепи и кожаные браслеты… Неформалы с разных уголков страны съезжались на знаменательное событие этого лета на Западной Украине — львовский рок-фестиваль «Старе Мiсто». Фестиваль, справедливо претендуя на статус международного, собрал 6 разноплановых, но одинаково любимых народом групп: украинцев «Mad Heads XL», «ВВ» и «Гайдамаки», россиян «Сплин», финнов «Korpiklaani» и американцев «Gogol Bordello».

Уже к двум часам дня возле стадиона «Украина», где проходило действо, собралось несколько тысяч фанатов. Один за другим к месту события подъезжали груженные пивом, квасом и минералкой фургоны с логотипами спонсора фестиваля — львовской компании «Перша приватна броварня». Ввиду необычайной для Львова жары + 34°С знаменитое львовское пиво «Stare Misto» уходило «на ура» еще до концерта, начало которого задерживалось более чем на час. Изжаренные солнцем фаны терпеливо ждали, поглощая баррели жидкости и обмахиваясь раздаваемыми тут же рекламками — обещанная музыкальная программа того стоила.

Безумные головы: «Львов — город-курорт»

Для журналистов фестиваль начался с огорчения: их изгнали из зоны прессы, находящейся под самой сценой, в VIP-зону для зрителей, где уже толпилась тьма народу. А это значило удаление от объектов съемки, угрозу технике, смазанные кадры, отдавленные ноги… Но первые же аккорды «Mad Heads XL» заставили забыть обо всех огорчениях. Заводная смесь рок-н-ролла, украинского фолка, ямайских музыкальных стилей ска и регги, красивое сочетание традиционных для рока инструментов и духовых, энергия и задор музыкантов немедленно зажгли народ, в том числе и журналистский, плясками.

Ввиду жуткого зноя лидер группы Вадим Красноокий предложил придать Львову статус города-курорта. Одного только для этого не хватает, — заключил он грустно, — моря. И тут же весело запел: «Ой, не шукай мене, а я на морi!» У ска-музыкантов не принято грустить. Может, поэтому они искрятся оптимизмом и так заразительно радуются жизни?!

Группа представила как известные композиции, так и песни из новой программы — «УкраїнSKA», состоящей из народных украинских песен в ска-обработке.

Казацкая система «Гайдамаки» — воины света

Именно так представила себя следующая группа, выступление которой было не менее фееричным и жизнерадостным. Гитары, труба, цимбалы, сопилка, тарелки, барабаны, аккордеон и мандолина, гармонично сливаясь, рождали такую энергичную «горячую» музыку, что ноги сами шли в пляс, и в светлом приступе патриотизма хотелось горланить вместе со всеми: «Хай живе вiльна Україна!»

Удивительный сплав украинского фолка, панка, ска и даже элементов балканской музыки сделал «Гайдамаков» одной из самых популярных групп страны, а профессионализм и безупречное качество игры высоко оценили и за рубежом. В этом году «Гайдамаки» станут первым в истории украинским коллективом, который будет играть на главной сцене известного европейского рок-фестиваля «Сигет» в Будапеште. Во Львове группа презентовала песни из новой программы, которая как раз и будет представлена в Венгрии.

Ай да финны, ай да суомины дети!

Культовая фолк-металлическая команда из Финляндии «Korpiklaani» приехала во Львов с мировой концертной премьерой нового альбома «Karkelo» (дата релиза — 26 июня 2009). Суровые патлатые бородатые финские дядьки зажгли фанов даже еще не играя: едва на сцену были вынесены микрофонная стойка в виде рогов оленя и декорации с той же «рогатой» символикой, стадион взревел от восторга. А когда зазвучала музыка, бесноватый тяжелый финский фолк, люди окончательно ушли в отрыв. Бешеные танцы, хаотичные хороводы, дружное скандирование «Кор-пи-кла-ани!», дикие вопли и рык поклонников финнов на час превратили стадион в лесную поляну, заколдованную троллями, где веселятся и пляшут, дуя пиво, братья «Лесного клана» (так с финского переводится название группы).

Полностью картину разгульной пирушки довершил выход солиста «Korpiklaani» «в люди»: спрыгнув со сцены, этот финский крепыш перемахнул ограждение и немедленно был поднят десятками рук над толпой; качаясь на волнах зрительской любви, он грозно сотрясал кулаками воздух и пожимал руки дотянувшимся до него поклонникам.

«Вопли Видоплясова» и «Сплин»: «балуванi», но великолепны!

Эти две группы порадовали народ не меньше финнов, но, к сожалению, их программа выступлений была короче и на бис звезды не вышли, не взирая на длительные аплодисменты, за что немедленно были окрещены толпой «балуванi». Впрочем, это говорилось хоть и с досадой, но добродушно. Звездам прощается многое, главное, чтобы они жгли и согревали, что обе команды и делали со стопроцентной отдачей. Группы представили свои наилучшие, хорошо знакомые фанам песни, прозвучало и несколько премьер. «День народження» и «Весна» «ВВ», а также «Выхода нет», «Орбит» и «Феллини» «Сплинов» народ пел хором вместе с музыкантами.

Пронзительное пение Александра Васильева, лидера группы «Сплин», завело толпу с полоборота. «Со всем уважением ко Львову, его истории, его красоте, — начал он, и толпа замерла, вслушиваясь, — позвольте спеть песню о Питере!» — закончил он неожиданно и, ударив по струнам, запел «Скажи, что я ее люблю…».

«Хэлё, громада, — зазывно вопрошал в микрофон Олег Скрипка, — а чи вмієте ви співати так: Аля-алё-ли-лё?» и народ тут же отзывался многоголосым «аляляканьем» в такт. Энергетика «ВВ» подняла в танец и приобщила к пению даже самых хладнокровных, до того спокойно сидящих на траве в сторонке. Организаторы фестиваля так отметили деятельность группы: «дон-кихотская смелость продвигать в Украине украинскую непопсовую культуру».

«Gogol Bordello» — цыганский панк

Так характеризуют свое творчество музыканты из США, преимущественно эмигранты, выходцы из Украины, России, Израиля. Группа была создана в 1999 году в Нью-Йорке украинским эмигрантом Евгением Гудзем и прославились во всём мире театрализованными постановками концертов — яркой смесью перформенса, карнавала, комедии. Сегодня она считается одной из лучших концертных групп мира. В Украине заокеанские гости выступали первый раз. В своей музыке «Gogol Bordello» синтезировали несколько стилей — романс, панк, фолк-рок и рок-н-ролл, в ней слышны украинские и русские народные мотивы, карпатские и цыганские переливы и даже фламенко. В стиле фламенко команда сыграла на фестивале известную украинскую песню «Тече вода каламутна» — наверное, такой красивой эта песня еще никогда не была! Наблюдается у группы и традиционная для фолка мешанина инструментов — ударных, духовых, струнных, клавишных.

Неистовство, охватившее публику при выступлении «Гоголя», трудно описать. Все до единого рванули на поле, покинув места на лавках стадиона, и принялись танцевать так упоительно и самозабвенно, словно делали это в последний раз. Задорные, зажигательные, драйвовые песни и танцы длились до полуночи, но, казалось, ни музыканты, ни их фаны не знали усталости. Публика долго не отпускала своих любимцев, а те, растроганные теплым приемом, несколько раз выходили на бис. Неиссякаемая концертная энергия питала погруженный в ночной мрак город сильнее любой электростанции…

Фестиваль отшумел — чтобы в следующем году вновь собрать поклонников рока на фантастическом празднике неформальной культуры. Хочется пожелать фестивалю «Stare Misto» долгих лет жизни и новых звезд!

Жанна Мязина

Поділитися: