Телефонная наживка

29 травня 2009 о 09:17 - 1894

Несколько раз в школьные годы мне приходили так называемые «письма счастья». Нужно было тридцать три раза переписать текст, разослать знакомым, а на конкретный адрес выслать один рубль. Тогда, как говорится, деньги потекут рекой. Но по сравнению с умением современных «внуков лейтенанта Шмидта» манипулировать желаниями наших граждан что-то получить «на халяву», такие «письма счастья» — это просто детская забава.

Во время сегодняшнего кризиса аферисты выманивают немалые деньги даже у безработных, предлагая им будто бы привлекательные предложения по трудоустройству.

За 12 секунд — 6 гривен

«Добрый день! Вы позвонили в отдел кадров. Чтобы узнать про вакансии, запишите номер менеджера по персоналу», — скажет вам автоответчик, когда в поисках работы наберете номер, указанный в очередном газетном объявлении. И очень удивитесь, когда в конце месяца получите счет на немаленькую сумму от оператора связи.

Я тоже позвонил по номеру в объявлении (кстати, обычный мобильный, который начинается с «8-066-…» — авт.). Но почему-то там ответил автоответчик. Это, вроде бы, и отдел кадров, но про вакансии можно узнать по другому телефону. Женский голос продиктовал номер, который начинался цифрами «8-703». Наверное, для тех, кто плохо слышит, повторил его еще три раза. Честно говоря, если бы не мое журналистское любопытство, то вряд ли бы прослушал до конца. Номер легко можно записать уже с первого раза. Лишь в конце монолога «пани-автоответчик» произнесла, что минута разговора с так называемым «менеджером по персоналу» стоит… 30 гривен. И точно не дослушали эту информацию люди, которые потом заплатили за переговоры с «менеджером» по несколько сотен гривен. А потому и обратились в «Лица».

Объявления, на которые «клюнули» люди, можно найти практически в любой рекламной газете, на досках объявлений и т.п. Предлагают хорошие заработки — от двух до пяти тысяч гривен ежемесячно. Беря во внимание кризис на рынке труда, это довольно привлекательное предложение. Тем более что не требуют какого-то специального образования. Хотя номер телефона во многих объявлениях тот же самый, тексты формулируются по-разному — то это «дополнительный заработок в свободное от работы время», то нужно «клеить конверты»…

Я набрал номер, который начинался на «8-703». После второго гудка ответила женщина: «6 гривен за 12 секунд. Отдел кадров слушает». Она так быстро протараторила первое предложение, что я едва расслышал, о чем идет речь. Но понял — про стоимость разговора, потому что уже знал, сколько это стоит. На самом деле, когда я дал прослушать нескольким своим родственникам диктофонную запись, то ни один (!) из них не смог расслышать, какая же цена той услуги. Более того, никто не понял, про что сообщают. Наши читатели тоже говорят, что не уразумели ничегошеньки из той скороговорки. Интересно, что даже если бы я сразу же положил телефонную трубку, то с меня все равно сняли бы деньги за первые 12 секунд.

Терпенье и труд…

В Днепропетровской дирекции ОАО «Укртелеком» пояснили, как именно должны предупреждать о платной услуге. «После набора номера абонента соединяют с оператором услуги, — говорят в телефонной компании. — Время разговора измеряют с точностью до одной (!) секунды, но для дальнейшего выставления счета учитывают только полные единицы времени предоставления услуги, каждая из которых равняется 12-ти секундам. После соединения потребитель слышит записанное в компью­тере голосовое предупреждение о стоимости одной минуты разговора или всей услуги. Потом звучит первый тональный сигнал (гудок), после короткой паузы — второй, который «сообщает» про окончание первой единицы времени предоставления услуги. Если абонент положит трубку до второго тонального сигнала, это будет означать его отказ воспользоваться услугой, поэтому счет не будут выставлять. Похоже, это правило фирма (по трудоустройству — ред.) просто проигнорировала».

…Далее «пани-работодатель» детально расспросила, как меня звать, где живу и по какой вакансии звоню. Когда она записывала имя, адрес, то постоянно ошибалась в какой-то цифре или букве, и мне приходилось их повторять. Разумеется, ведь дорогостоящие секунды отсчитывали свой счет и заработки росли. Оператор добавила, что их предложение по работе я получу через несколько недель почтой. Можно дать им свой e-mail. Но, подумав о том, сколько еще раз работница «отдела кадров» «ошибется», записывая его, решил отказаться. Кстати, по почте никаких предложений мне еще не поступило. Жду…

 

КСТАТИ

Согласно Закону Украины «О рекламе», реклама услуг, которые предоставляются с использованием электросвязи, в том числе телефонной, при распространении ее в рекламных средствах должна содержать точную информацию о: содержании рекламируемой услуги; стоимости рекламируемой услуги; возрастных и других ограничениях, установленных законодательством и производителем услуги относительно круга потребителей рекламируемой услуги; платное или бесплатное использование канала телефонной связи при предоставлении рекламируемой услуги и стоимость одной минуты телефонной связи при получении услуги в соответствующем регионе; полное имя, наименование, адрес поставщика рекламируемой услуги.

Эта информация указывается шрифтом не меньше половины размера шрифта, которым указан номер телефона, используемый для предоставления рекламируемой услуги.

Услуги бывают разные

В милиции только разводят руками — дают понять, ничего противозаконного в таких услугах нет. «Вас же предупреждают, что звонки платные, — комментируют правоохранители. — А то, что плохо слышно, — это уже другой вопрос. Если бы не предупреждали, то есть статья. А так ничего поделать не можем».

Подобные услуги правильно называют «аудиотекс». Как отмечено на сайте «Укр­телекома», аудиотекс — это разнообразные платные услуги информационно-справочного и игрового характера, которые предоставляются в интерактивном режиме с использованием спецоборудования. Предоставление большинства услуг полностью автоматизированное, но есть и такие, которые предусматривают живое общение с потребителем. Это те же интерактивные телевизионные игры, голосования, гороскопы и гадания, рассказы для взрослых в записи и общении с оператором (чат) или «секс по телефону».

Теперь так можно получать и консультации юридических фирм, агентств недвижимости или консультации по трудоустройству. В таких номерах после «8» набираете «900», «800» или «703». Цена 12 секунд разговора колеблется от 12 копеек до 7,5 грн. и более. Стоимость минуты может достигать и 45 гривен! Как правило, номера, которые начинаются на «8-800», — бесплатные для тех, кто звонит со стационарных телефонов. Такие номера, например, имеют банки, которые сами оплачивают стоимость звонков своих клиентов.

Право предоставлять услуги аудиотекса в Украине имеют более десяти компаний. Эти операторы или провайдеры получили соответствующие лицензии. Они же и сдают платные номера другим фирмам, так сказать, в аренду. По данным Национальной комиссии по вопросам регулирования связи, лицензию имеют: ООО «КомТел-Украина», ЧП «Киевские информационные кабельные системы — КИКС», ООО «ТЕЛСИ», ООО «Аудиотекс», ЗАО «Международное информационное бизнес-агентство «Ай-Би-Эй Интернэшнл», ООО «Интертел», ООО «Евроинформ» и другие.

Прибыли — миллионные

Журналист «Лиц» и себе попробовал взять в аренду платный номер, который начинается на «8-703». Позвонил в одну из перечисленных компаний, представившись помощником генерального директора юридической фирмы. Легенда — хотим предоставлять консультации телефоном. Оказывается, это по карману кому угодно. За активизацию одного номера нужно заплатить 400 грн. и еще от тысячи гривен за расчет алгоритма работы системы.

Что это означает? Предлагаю несколько вариантов. Первый: с теми, кто звонит, будут общаться только их операторы. Второй — очень похожий на тот, который используется операторами мобильной связи: «чтобы получить информацию про… — нажмите «1». Если же абонента заинтересовала информация, которой в перечне нет, тогда он должен нажать определенную цифру, чтобы его соединили с оператором. Третий вариант — все звонки «наша юридическая фирма» должна обрабатывать самостоятельно.

Прибыли зависят от того, какую схему и стоимость звонка выберете, а также сколько людей будут звонить. Можно заработать от 15% до 50% от стоимости звонков, потому что на самом деле еще нужно делиться с этой компанией и… операторами связи. Самые большие прибыли получите при условии, если на звонки будете отвечать самостоятельно, — 50%. А их количество достигнет 200 тысяч!

«Это выгодно! Например, выбираете третью схему. Стоимость звонка пусть будет 12 грн. за минуту. Вам ежемесячно звонят 50 тыс. людей, соответственно — имеете 40% прибыли. А это 240 тыс. грн.! Мы себе только 10% берем…», — рекламировала менеджер.

Действительно выгодно. Но никак не тем, кто попытается найти работу, воспользовавшись платным телефонным номером. Поэтому помните известные слова чехословацкого журналиста Юлиуса Фучика: «Люди! Будьте бдительны!», которые он написал в своей книге «Репортаж с петлей на шее».

Анатолий Звягель

Поділитися: