Будет ли Днепропетровск с водой?

22 травня 2009 о 08:54 - 1589

Запасы пресной воды на планете стремительно иссякают. Уже через 10-15 лет продажа воды может стать выгоднее, чем продажа нефти. По оценке специалистов, Украина имеет один из самых плохих показателей в Европе по обеспечению пресной водой и самую высокую интенсивность ее загрязнения. На главной водной артерии страны — Днепре — находятся около 50 крупных промышленных цен­тров, 4 атомные электростанции, десятки тысяч предприятий промышленного и сельскохозяйственного профиля, крупные оросительные системы — все они берут воду из Днепра, взамен сливая промышленные и канализационные отходы. Река превратилась в гигантский накопитель грязи. Уже через несколько лет для Украины закупка воды за границей может стать суровой необходимостью!

Заграница нам поможет?

Какова же сегодня ситуация с водоснабжением столицы Приднепровья? В ходе прямой телефонной линии с жителями города начальник коммунального предприятия (КП) «Днепроводоканал» Павел Корженко сообщил, что сверхнормативные — технологические, при транспортировке и т.п. — потери воды предприятия решением сессии горсовета официально установлены в размере 43%. Правда, в апреле 2009 года, по его словам, эти показатели составили 46%. Такие внушительные потери объясняются, главным образом, изношенностью городской трубопроводной сети. Одним из источников ее улучшения руководство КП видит в получении кредитных средств от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

«Сотрудничество с ЕБРР продолжается, — уверенно заявляет Павел Корженко. — Сегодня запорожским институтом «Гипроводхоз» заканчивается проектирование по замене 40 км городских трубопроводных сетей, которые имеют наибольший износ. Эту работу мы планируем выполнить за кредитные деньги ЕБРР».

 

КСТАТИ

На модернизацию «Днепр­оводоканала» в 2009 году планируется направить 96,4 млн. грн. Об этом сообщили в пресс-службе Днепропетровского горсовета.

За эти средства планируется провести капитальный ремонт и модернизировать сети водоснабжения, заменить фильтрующие материалы и фильтры. Часть средств будет направлена на оснащение жилых домов и объектов водоснабжения счетчиками учета и потребления воды.

 

Кроме того, на предприятии разработана система гидромодели водоснабжения Днепропетровска, в основном его правобережной части. Согласно ей определены места установки 34 регуляторов давления воды в системе, которые стабилизируют его, учитывая перепады высот от водозаборов до нагорной части города. Строительное управление предприятия приступило к монтированию камер для их установки. К сожалению, на склонах и внизу городских балок давление превышает 10-12 атмосфер. В связи с этим возникают частые повреждения на водоводах и, как следствие, большие потери воды. Технологической службой «Днепроводоканала» проведена работа с обслуживающим персоналом, который в своей работе, особенно в ночное время, должен следить за параметрами рабочего давления воды, которое подается в разводящие сети.

«Спрут» «живет» в трубах должников

Горожане узнали, что предприятием закуплено два ком­плекта приспособления типа «Спрут», которые позволяют поквартирно отключать потребителей, имеющих задолженности, от системы канализации. «Для обслуживания оборудования специально созданы две рабочие бригады, которые работают на двух полностью укомплектованных микроавтобусах «Газель», — отмечает начальник «Днепроводоканала».

Прибегать к такому, казалось бы, негуманному принудительному табу на пользование канализацией работников КП вынуждает задолженность со стороны горожан, которая составляет 72 млн. грн.

Слабым утешением тем, кого уже посетил «Спрут», может служить то, что во время их отключения коммунальщиками производится прочистка домовых канализационных стояков и сетей, которые от времени засоряются.

«Огласите, пожалуйста, весь список…»

Еще одним способом борьбы с постоянно увеличивающейся дебиторской задолженностью от населения за свои услуги руководство «Днепроводоканала» видит в публикации в городских газетах «героев нашего времени». Так, уже опубликованы адреса домов областного центра, где проживают должники, имеющие общую задолженность от 100 тыс. грн. и выше.

Следующий этап — «оглашение всего списка» должников, причем персонально с указанием их полных адресов. «Мы по­йдем на это после того, как будут скрупулезно проверены все абоненты, суммы задолженности, чтобы в дальнейшем избежать претензий с их стороны в плане оглашения недостоверной информации», — заверяет Павел Корженко.

Кроме отдельных граждан, через райисполкомы ведется работа по уточнению адресов предприятий и юридических лиц, также имеющих задолженности перед КП.

 

КСТАТИ

Сегодня стоимость одного кубометра воды в Днепропетровске составляет 2,93 грн., в т.ч. 1,85 грн. — подача одного куба воды и 1,08 грн. — водоотвод через канализацию. Без счетчика-водомера норма ежемесячного водопо­требления составляет 9,12 кубометров воды на человека. По словам руководителя «Днепроводоканала», рассматривается вопрос повышения тарифа на водо­потребление и водоотвод. Ориентир — себестоимость, которая сегодня составляет 4,79 грн. за один кубический метр на одного человека.

Счетчик — не роскошь…

Многих горожан, дозвонившихся на прямую линию, интересовал вопрос поверки квартирных счетчиков-водомеров. По словам начальника «Днепроводоканала», срок межповерочной эксплуатации для приборов учета, как холодной, так и горячей воды, выпущенных до 2005 года, составляет 3 года, а для приборов, выпущенных после 2005 года, — 4 года.

Согласно перечню услуг ЖКХ, стоимость демонтажа счетчика, его поверки и обратной установки должна входить в стоимость услуг ЖКХ. Но поскольку в Днепропетровске она не входит в тариф, поэтому владельцы приборов водоучета пока самостоятельно оплачивают их обслуживание и безо всяких льгот.

Специалисты отмечают, что анализ документов свидетельствует о несовершенстве имеющейся нормативно-правовой базы, когда подзаконные акты не уточняют нормы закона, а существенно их изменяют. При этом вины ни КП «Днепроводоканал», ни жилищно-эксплуатационных организаций, ни потребителей в этом нет. Но в любом случае работы по периодической поверке водомеров должны оплачиваться потребителем или напрямую, или через тариф на водоснабжение, или через квартирную плату. На сегодняшний день, к сожалению, нет методики расчета этих затрат, потому что для каждой квартиры они индивидуальны по материалу применяемых труб, типу водомера, условиям установки и т.д. Да и несправедливо включать усредненные затраты для всех потребителей, в том числе и для тех, у кого водомеров нет. Вероятно, должен быть отдельный, повышенный тариф для обладателей водомеров, или все-таки лучше оплачивать конкретно сделанную работу.

 

НА ЗАМЕТКУ

Павел Корженко сообщил телефонные номера, по которым жители города могут обращаться со своими проб­лемами, касающимися водоснабжения: 744-64-60 — приемная начальника «Днепр­оводоканала», 744-64-41 — управление водоснабжения для населения, 744-64-59 — управление канализации и водоотведения.

 

По всей видимости, проблема периодической поверки квартирных водомеров искусственно надумана государственными структурами, которые получают львиную долю средств от нее. Возможно, лучше было бы перевести эти структуры на содержание из бюджета, что существенно сократило бы расходы населения, а создание развитой сети сервисных служб малого и среднего бизнеса по комплексному обслуживанию абонентов упростило бы саму процедуру.

Анатолий Звягель

Поділитися: