Евро-2012 – нет! А туризм – есть?

22 травня 2009 о 08:45 - 1783

Туризм сближает народы,

а туристический сервис их разделяет.

Юзеф Ченщик

 

Днепропетровщину трудно назвать популярным туристическим регионом Украины, как, например, Крым, Закарпатье, Черниговщину и другие области. По данным Главного управления статистики Днепропетровской области, сегодня здесь работают… 8(!!!) музеев различных видов и профилей. Три из них расположены в областном цен­тре: исторический, художественный и металлургический государственный музей Украины. Остальные, как правило, районные краеведческие музеи. Конечно, не музеями едиными жив турист.

До последнего времени была надежда на то, что подготовка и проведение футбольного Евро-2012 позволит как Днепропетровску, так и региону в целом сделать прорыв в этом направлении. Но — увы, спортивный праздник будет не на нашей улице, т.е. земле.

А нам, как и прежде, остается зарабатывать деньги и ездить отдыхать в другие края и страны?

Кризис — кризисом, а отдых — по плану?

По оценке специалистов, на сегодняшний день туристическая деятельность Украи­ны насчитывает около 5,7 тыс. субъектов. По прогнозам, в этом году их количество уменьшится до 4,3 тыс.

В 2008 году Украину посетило 24,5 млн. иностранных граждан, что на 2,5 млн. больше, чем в 2007 году. Что касается потока выезжающих за границу, то в 2008 году он уменьшился на 700 тыс. и составил 15,4 млн. человек. В 2008 году рынок туризма практически замер и в начале 2009 года пошел на спад.

«Уже с начала текущего года потеряно около 40% туристов. Если верить статистике, то в России уже 10-15% компаний ушло с дистанции. Около 25% туристических фирм Днепропетровской области в 2009 году ушли с рынка», — говорит заместитель начальника управления культуры и туризма Днепропетровской облгосадминистрации Петр Кармазин.

Уже сейчас ясно, что как только отдых в Европе в этом году подорожал на 15-20%, туристов в наших туристических агентствах стало намного меньше. Популярные у наших людей турецкие курорты повышают цены на свои услуги на 20-40%. И убедить их снизить цены пока что не получается. Эксперты подчеркивают, что турки уверены в том, что у отдыхающих, как с Украины, так и стран СНГ, в ближайшее время вряд ли появится им альтернатива. Цена плюс качество турецкого побережья для большинства все-таки остаются наиболее приемлемыми.

Кроме того, европейские компании тоже не могут похвастаться высоким спросом на туруслуги. Среди наших туристов все большую популярность приобретают автобусные туры в страны Европы. Как правило, они пролегают через Венгрию и Чехию.

Но если европейские туроператоры думают о том, как заработать, то украинские — как выжить в условиях кризиса. Кроме того, вряд ли стоит ожидать потока въездного туризма в Украину. Фантастические цены Крыма не очень привлекают туристов. Многие стараются Крым обойти стороной — там цены увеличились до 40%. А разброс цен в гостиницах одного уровня составляет 10-15%. Складывается впечатления, что цены диктуют люди, которые совершенно не владеют ситуацией в стране.

За ваши деньги — любой каприз

По заверениям Петра Кармазина, Дне­пропетровская область практически готова к туристическому сезону. Днепропетровские турфирмы готовы предоставлять экскурсии в любую точку Украины. «Из днепропетровского аэропорта в турецкую Анталию будет 4 дня в неделю вылетать самолет Боинг. С 26 июля еще один самолет добавится по воскресеньям в Бодрум (Турция). Кроме того, из Днепропетровска планируется открыть рейс Греция — Крит и рейс в Хорватию. Из запорожского аэропорта уже есть такой рейс», — сообщает чиновник.

Также сейчас ведутся переговоры с Приднепровской железной дорогой о реанимации туристических поездов для семейного отдыха в Феодосию и Севастополь в пятницу, субботу и воскресенье.

Этим летом планируется предложить туристам круизы по Днепру с остановкой в Днепропетровске.

 

СПРАВКА

В Днепропетровской области работает 432 субъекта туристической деятельности. Количество обслуживаемых туристов в прошлом году составило 164,5 тыс. человек, в том числе иностранных туристов — 8,6 тыс. человек. Объем предоставленных туристических услуг в 2008 году составил 388,5 млн. грн. (что на 41,6% больше, чем в 2007 году).

А я уеду в деревню к деду!

Хотя сельский туризм — для нас словосочетание новое, оно знакомо европейцам еще с начала 70-х годов прошлого столетия. Особенно популярен он во Франции и Хорватии, Испании и Италии, Румынии и Польше. Зоркое око туриндустрии подметило, что горожане со средним достатком не прочь отдохнуть от городского шума в сельской местности. Причем многим хотелось не только завтракать свежими овощами и фруктами с грядки, пить парное молоко, но и познакомиться с крестьянским бытом, приложить руку к сельскому труду. Туристические агентства тут же стали предлагать на выбор множество сельских домов и замков, в которых можно было пить не только свежее молоко, но и молодое вино. В Италии, к примеру, модно «снять номер» в старинной мельнице или древнем монастыре, а в Испании — на живописной ферме.

Сегодня, по некоторым оценкам, европейский сельский туризм приносит от 10% до 20% от общего дохода туриндустрии, а 35% жителей ЕС отдых в селе предпочитают любому другому отдыху. Причиной такого интереса стал некогда возникший кризис сельскохозяйственного сектора. Теперь же все желающие сравнительно за небольшие деньги могут «вернуться к природе», окунуться в атмосферу народных ремесел, кухни и фольклора.

Кроме этого, сельский туризм создает новые рабочие места и приносит доходы в регионы. Средства от него направляются не только на развитие зеленого туризма как такового, но и на охрану и восстановление дикой природы.

Пока эта сказка не про нас. Хотя наше село привлекает живописной природой и украинским гостеприимством, отечественные достижения в этой области более чем скромны. Про зеленый туризм у нас вообще вспомнили лет десять назад. И сегодня можно говорить лишь о сотне усадьб, готовых принять современного привередливого туриста. Определились и наиболее популярные районы отдыха. Во-первых, это Крым с его уникальным сочетанием моря и гор, а во-вторых — Карпатский регион, где народные традиции хранятся очень бережно. В последнее время к ним добавились Полтавщина, Хмельнитчина, Виннитчина и Черниговщина.

Однако и частные предприниматели Дне­пропетровщины готовы вложить свои средства в развитие сельского туризма области, при условии, что государство не останется в стороне. «Считаю, что нам следует сделать акцент на казацком прошлом, самобытном фольклоре и художественно-прикладном искусстве региона. В первую очередь в Криничанском, Солонянском и Петриковском районах», — считает Петр Кармазин.

Неслучайно из 23 имеющихся на сегодня в области усадьб, готовых для приема туристов, большинство находятся именно в этих районах. Задача — обустроить такие усадьбы в каждом районе области.

Анатолий Звягель

Поділитися: