Лифт – не роскошь, а средство передвижения

15 травня 2009 о 09:01 - 2169

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Наше неисправимое историческое наследие известно давно – это дураки и дороги. Но, похоже, Днепропетровску, как и положено городу с неопределенно высоким статусом – первого, но и не второго города в Украине – суждено дополнить этот список. Третьей, но, к сожалению, далеко не послед­ней бедой у нас являются лифты. Это стало понятно в ходе проведения «горячей» телефонной линии с директором коммунального предприятия «Днепролифт» Павлом Чухно. В течение отведенного часа для общения руководитель предприятия успел ответить как на многочисленные вопросы журналистов, так и на сорок звонков горожан. Таким образом, с одной стороны был установлен своеобразный рекорд подобных мероприятий, с другой – стало понятно, что заверения ответственных за лифтовое хозяйство лиц в том, что «ситуация под контролем», далеки от действительности.

Сила привычки

Многие из нас, как и положено, ежедневно спокойно поднимаются на свой этаж к родным квартирам, некоторые крестятся перед входом в кабины подъемников, но, к сожалению, в Днепропетровске немало горожан, которым из-за неработающих лифтов приходится пешком подниматься к себе домой.

«Сегодня в домах коммунальной собственности города из 4124 имеющихся лифтов простаивают 536, – сообщил Павел Чухно. – Из них 278 – по причине разворовывания лифтового оборудования, 61 – из-за перегорания двигателей».

Через СМИ он обратился к горожанам с просьбой беречь лифты. Учитывая экономический кризис, рост безработицы и, как следствие, увеличение количества хищений запчастей лифтового хозяйства, сегодня во время проведения капитальных ремонтов в обязательном порядке устанавливается сигнализация. Жильцам, в свою очередь, выдается ключ от машинного отделения и пульт управления сигнализацией. Однако некоторые наши люди остаются верны себе: за­стряв в лифте, не дожидаясь прибытия аварийной машины, самостоятельно ломают двери, тем самым надолго выводя лифты из строя.

Правда, что греха таить, зачастую таким способом приходится выбираться на волю из-за того, что не функционирует лифтовая диспетчерская система. По словам Павла Чухно, она в свое время была успешно разворована. И сегодня на ее восстановление требуется финансирование. «Если мы еще не решили вопрос со всеми лифтами по городу, чтобы привести их в более-менее нормальное состояние, то решать сразу вопросы и по диспетчерской системе я считаю неправильным», – говорит руководитель «Днепролифта».

Тем не менее, их специалистами сегодня проводится работа, учитываются предложения, чтобы уменьшить стоимость установки таких систем. Изучается рынок предложений: цены на диспетчерско-лифтовые установки, в зависимости от системы – спутниковая связь, полевой кабель, оптово-волоконные системы и т.п., колеблются от 800 до 5000 гривен.

Кроме того, к сожалению, еще сохраняется порочная практика, когда при приемке выполнения капитального ремонта создается утвержденная комиссия, но жильцов в ней как не было, так и нет. Как заверил Павел Николаевич, акты выполненных работ хранятся, как в ЖЭКах, так и в горжилуправлении. И все желающие якобы могут с ними ознакомиться. Так говорят…

Район «мертвых» лифтов

По признанию директора «Днепролифта», наиболее плачевное состояние с домовым транспортом сложилось в Бабушкин­ском районе города – на ж/м Тополя. «На этих жилмассивах из 181 лифта 109 стоят по причине разграбления. В основном вырезают подвесной кабель, но вандалы не брезгуют и кнопками вызова лифта на этажах», – констатирует он.

Об этом свидетельствовали и звонки горожан: из сорока позвонивших девять были топольчанами. «Мы с ребенком живем на 9-м этаже. На дверях подъезда вывесили списки должников – половина жильцов платит, половина – нет. Лифт остановился по технической причине. Обслуживающее предприятие ждет полную оплату за пользование лифтом. Я знаю, что редуктор дверей лежит на складе. Поставьте его, пожалуйста, не гневите людей», – обратился к руководителю «Днепролифта» Владислав Приходько, проживающий на ж/м Тополь-3, в первом подъезде дома №48. С этого же дома позвонила еще одна женщина.

 

СПРАВКА

В 2009 году из городского бюджета на дома местных советов запланировано выделить 8 млн. грн. на капитальный ремонт 80 лифтовых установок, на текущий для 127 лифтов – 1 млн. 960 тыс. грн.

 

Большинство же топольчан, проживающих в домах №2 и 42 на ж/м Тополь-2, в д.3 на ж/м Тополь-1 и других домах, Павел Николаевич, заглядывая в свои «шпаргалки», заверял, что лифты в их домах находятся в списках на ремонт в течение этого года. Правда, почему-то получалось, что, как правило, их очередь подойдет в аккурат к концу 2009 года. У присутствующих на «прямой» линии журналистов закрался червь сомнения: суждено ли звонившим топольчанам в этом году перестать бить ноги, поднимаясь по лестницам своих домов?

И, как бы в подтверждение этих смутных сомнений, раздался очередной телефонный звонок: «Павел Николаевич, здравствуйте! Это вам звонят с ж/м Тополь-3, дом №9. Адрес вам ни о чем не говорит?» – представилась звонившая Слесаревой (к сожалению, имя отчество женщина не назвала – авт.). «Говорит, – заглянув в свой кондуит, ответил руководитель «Днепролифта». – Он был в титульном списке капитальных ремонтов в прошлом году». «И 2007-го, – уточнила собеседница. – Стоит благополучно и в 2009-м. В позапрошлом году – мы верили, в прошлом – начали уже ходить по инстанциям, и в этом, как мне стало известно из кругов, близких к горисполкому, нам также ничего не светит. Вы что-нибудь будете думать по нашему дому?» «Ваш лифт будет в этом году сделан одним из первых в Бабушкинском райо­не», – попытался развеять все сомнения звонившей Павел Чухно. «Где гарантии?» – по-видимому, не совсем доверяя его словам, настаивала собеседница на том конце телефонной линии. «Правда, подрядчик еще не определен», – попытался перейти в атаку мужчина. «Я так думаю, в мае приступаете?» – пресекла его контраргументы женщина. «Думаю, что да», – обреченно ответил директор КП.

Так что, оказывается, внесение в титульный список капитальных ремонтов неработающего лифта вашего дома еще не является полной гарантией того, что он будет обязательно «оживлен».

Налево от лифта

По-видимому, желая как-то реабилитироваться, Павел Чухно отметил, что в августе 2008 года в городе стояло 809 лифтов, а сегодня таких 536 штук. «Тенденция к улучшению есть», – отметил директор «Днепролифта». Кроме того, Павел Николаевич подчеркнул, что сегодня лучше положение с лифтами в Жовтневом, Индустриальном, Ленинском районах. Здесь в среднем стоят приблизительно по 30-40 лифтов. Специа­листы «Днепролифта» в первую очередь стараются сделать так, чтобы в подъезде работал хотя бы один лифт.

Кроме фактов неработающих лифтов, много вопросов было о порядке начисления платы за их пользование. Например, Марине Леонидовне, проживающей в третьем подъезде дома №43 по ул. Березинской, непонятно, как могут начислять оплату за пользование лифтом, если он длительное время стоит мертвым грузом? Если возникла такая ситуация, Павел Чухно посоветовал горожанам обращаться с письменными заявлениями в центральный офис КП «Днепролифт», где им помогут оформить перерасчет.

«У нас есть утвержденная калькуляция цены за лифт, которая состоит из многих составляющих: материалы, фонд заработной платы, налоги и отчисления и т.д. В принципе, там ничего лишнего нет», – говорит директор КП.

СПРАВКА

В 2009 году из городского бюджета на дома местных советов запланировано выделить 8 млн. грн. на капитальный ремонт 80 лифтовых установок, на текущий для 127 лифтов – 1 млн. 960 тыс. грн.

 

Так, решением горисполкома в Днепропетровске установлена стоимость обслуживания одного лифта – 413 грн. 87 коп. Эта сумма разбивается на общую жилую площадь всех квартир подъезда за исключением первых этажей, которые не платят за лифт. Таким образом, высчитывается цена одного квадратного метра. А если, например, жильцы отсутствуют более одного месяца, могут ли они отказаться от услуг и, соответственно, оплаты за лифт? «Нет, не могут, – отвечает Павел Чухно, – потому что даже в то время, когда их нет, лифт все равно обслуживается. Разумеется, при условии, что он работает».

По его словам, хотя сегодня плата за лифт выделена в отдельный платеж, она все равно считается составляющей квартирной платы, как это было и раньше. «Если можно так назвать – это квартплата за лифт. А она высчитывается на квадратные метры», – заявляет директор предприятия.

Но ведь, позвольте, господа «лифтовые генералы», лифт перевозит не квадратные метры, а реальных людей? И если, например, в большой 3-х комнатной квартире проживает один человек, почему он должен вносить плату за пользованием лифтом, соразмерную с общей площадью его квартиры?

«Но вы же не знаете, сколько к нему ежедневно на лифте ездит посетителей? – отвечает на это Павел Чухно. – И вообще, я думаю, этот вопрос больше должны поднимать балансодержатели домов. В данном случае – это жилуправления. И изменение порядка оплаты за лифт в основном должно решаться в Киеве». Как говорится, суду все ясно, но есть вопросы…

 

На заметку

В КП «Днепролифт» осуществляется прием граждан каждую среду и четверг с 14 до 16 часов по адресу: улица Ленина, 46.

 

Позиция лифтовиков понятна: расчет оплаты за общую площадь квартир приносит им больше денег, чем с каждого проехавшего в нем. А живые деньги сегодня всем ох как нужны. Не стоит забывать, что в Днепропетровске больше половины лифтов имеют возраст 25 лет, 300-400 лифтов – вообще 50-летние «старички». И, как заверяет Павел Николаевич, на обслуживание порученного ему лифтового хозяйства средств не хватает. К тому же, в 2008 году из 100% необходимой оплаты за пользование лифтами платежи населения составили… 57%. А суммы задолженностей доходят до 4 тыс. грн.

Но изобретательность наших людей не знает границ. Так, жительница ж/м Фрунзенский, ул. Дементьева, д.14 позвонила на «горячую» линию и сообщила, что жильцы последних 13 и 14-го этажей их дома «прихватизировали» грузовой лифт, который работает в их подъезде. Установив какие-то хитроумные приспособления, теперь никто из жильцов дома, кроме них, не может воспользоваться грузовым лифтом. Благо работает пассажирский. Пока что.

А вы говорите… Пора уже свой личный лифт иметь, как у некоторых.

Анатолий Будяшевский

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: