Изобрести велосипед…

15 травня 2009 о 08:42 - 4565

Судя по тому, что автомобильные пробки на дорогах городов не рассасываются, невольно возникает ощущение, что слухи о так называемом глобальном экономическом кризисе явно преувеличены. Может, машины и стали меньше покупать, но их количество на дорогах не уменьшилось. Так что вопрос об удобном и экологически безопасном транспорте с повестки дня не снимается.

 

Сложно сказать, кто именно изобрёл это уникальное транспортное средство. Велосипед постоянно усовершенствовался, прежде чем приобрёл привычную для нас форму. Данные об изобретателях велосипеда до начала ХІХ века скорее напоминают мифотворчество, когда его создание приписывают то Леонардо да Винчи, то вымышленному графу де Сивраку. Мы же в данной публикации будем опираться на исторические факты.

Если заходить издалека, то можно сказать, что история изобретения велосипеда началась с изобретения двухколёсного самоката, который был запатентован в 1818 г. немецким профессором Карлом фон Дрезом. Этот аппарат имел руль и деревянную раму, но не имел педалей, да и назывался он машиной для ходьбы. В 1840 году шотландец К. Макмиллан усовершенствовал это изобретение, добавив ему педали и седло. Педали при этом нужно было не крутить, а толкать, так как они крепились к заднему колесу металлическими стержнями с помощью шатунов. В 1862 году француз П. Лалман, который ничего не знал о машине К. Макмиллана, оснастил «машину для ходьбы» Карла фон Дреза педалями на переднем колесе, которые нужно было именно крутить, а не толкать. Этот аппарат уже пошёл в серийное производство, после того как другой французский инженер П. Мишо предложил сделать раму металлической. Предполагается, что именно этот человек дал название такому аппарату «велосипед». В 1867 году инженер Каупер придумал для велосипеда колесо с металлическими спицами. Цепная передача была введена в конструкцию велосипеда в 1878 году англичанином Лоусоном. В начале цепь шла к переднему колесу, а сами колёса были разными по размеру — большое переднее и маленькое заднее. В 1884 г. англичанином Д. Старли была сконструирована цепная передача к заднему колесу, а сами колёса были выровнены по размеру. В 1888 г. шотландец Д. Данлоп изобрёл пневматические каучуковые шины, которыми начали комплектоваться и велосипеды. До этого езда по бездорожью или булыжнику была малопривлекательной. В общем, велосипед приобрёл ту форму, которая для нас является привычной на сегодняшний день.

К концу ХІХ века были внедрены педальный и ручной тормоз, а также механизм свободного хода (отсутствие вращения педалей, когда велосипед катится самостоятельно). В начале ХХ века появились велосипеды с переключением скоростей. Но механизм этот был весьма неудобен. Переключатель передач в том виде, в котором он известен нам сегодня, был разработан итальянцем Т.Кампаньоло относительно недавно, в 1950 г.

ХХ век, время бурного развития технологий, был противоречивым для такого относительно простого изобретения как велосипед. Набирающий популярность автомобиль к середине прошлого века понизил достоинство велосипеда до уровня детской забавы. Но в 60-е годы ситуация изменилась. О, эти удивительные 60-е! Время становления рок-музыки, появления хиппи и, конечно же, подъёма экологического движения. Именно эти годы вдохнули новую жизнь в велосипед, но уже не столько в силу технического до­стоинства, сколько по причинам идеологии здорового образа жизни и экологической обеспокоенности. На Западе велосипед отчасти стал символом протеста против культа автомобиля. Но к концу ХХ века велосипед начал всё больше приобретать значение острой практической необходимости. Причиной этого стало явное злоупотребление личными автомобилями, прежде всего в городской среде, когда действительно незаменимые машины экстренных служб (пожарная, скорая и т.п.) вынуждены стоять в пробках.

Именно велосипед, как личный транспорт, способен значительно изменить ситуа­цию. Не зря в последнее время стала популярной поговорка: «Китайцы пересаживаются на автомобили, а европейцы на велосипеды». Велосипед — это уникальное средство, потому как даёт возможность передвигаться быстрее, чем пешком, но при этом расход энергии на его эксплуатацию не превышает уровня, который превышал бы физиологические потребности человека. Если сравнивать энергетическую эффективность велосипеда и автомобиля для перевозки человека, то последний представляет собой огромного энергетического паразита. Хотелось бы также сказать несколько слов в защиту скутеров. Они, конечно, тоже сжигают топливо, создают шум и т.п., но если сравнивать вредоносность автомобилей с вредоносностью скутеров, то это небо и земля. Да, подросток без прав за рулём скутера — это бомба со взведённым механизмом. Но, с другой стороны, если у человека есть права категории «В», «С» или «Д», а он сел за руль скутера, то какой смысл ему ещё сдавать на категорию «А»? Неужели управлять скутером сложнее, чем автомобилем или автобусом?       

Несмотря на относительно совершенную конструкцию, изобретение велосипеда не закончилось. Чего только не придумывают, чтобы велосипедист как можно меньше крутил педали. Канадец П. Сандлер скон­струировал велосипед с солнечными батарея­ми на колёсах и на багажнике. При медленной езде или во время стоянки от солнечного света подзаряжается аккумулятор, так что теперь крутить педали при подъёме или в спешке не обязательно.

В Японии велосипеды без электродвигателя начинают уходить в прошлое. Правда, следует признать, что такие машины уступают в экологичности классическому варианту велосипеда. Но, конечно, уровень потребления ресурсов такого велосипеда не идёт ни в какое сравнение с автомобилем. Обычно на таких велосипедах электродвигатель включается при подъёмах и отключается при спусках. При желании прокатиться с ветерком двигатель можно запустить и на ровной дороге.

Немецкий конструктор Г. Кутцке разработал более экологичную модель электровелосипеда, в котором зарядка аккумулятора для электродвигателя осуществляется не от розетки, а при вращении педалей и спуске. При этом нашпигованный электроникой велосипед, благодаря микропроцессору, «чувствует» усилия велосипедиста, и зарядка аккумулятора происходит только при отсутствии значительных физических усилий.

Другой немецкий изобретатель создал такой электровелосипед, на котором каждый может без особых усилий развивать скорость до 80 км/ч. Однако сложная конструкция делает этот аппарат весьма тяжёлым (около 120 кг) и пока ещё дорогим (30 тыс. евро). Но не это составляет главную проблему. Дело в том, что такой велосипед по немецким законам фактически относится к разряду мотоциклов. Поэтому его владелец должен установить на него защитные дуги, ездить в шлеме и иметь водительские права.

А вот британец Ф. Бридж смастерил велосипед из картона. Стоимость материалов на его создание не превышает 20 евро. При этом веломашина способна выдержать велосипедиста весом до 76 кг и не раскиснуть во время дождя. Автор считает, что его изобретение имеет два огромных преимущества. Первое — это экологическая безопасность, а второе — непривлекательность для воров.

Некоторые автомобилисты воспринимают велосипедистов как помеху на дороге. Но если хорошо проанализировать транспортный вопрос, то начинаешь понимать, что реальную помеху и  проблемы создают как раз автомобили, а не велосипеды. Кто является основным поставщиком парниковых газов в атмосферу, кто провоцирует добычу нефти, металла и т.п. со всеми вытекающими для природы последствиями, кто создаёт непомерный шум на улицах, кто требует уничтожения аллей и парков под автостоянки, кто занимает непомерно много места на дорогах и тротуарах, кто губит тысячи жизней, в конце концов, на наших дорогах? Так что это не велосипедам нужно выделять метровую полосочку у обочины дороги, а автомобилям. Может, пора менять правила?

Отзывы на статью можно прислать на ecologist@ukr.net

Алексей Бурковский

Поділитися: