Покупка – виртуально? Нет – реально!

08 травня 2009 о 09:48 - 1682

Как бы там ни было, а жить, по словам знаменитого горца, становится лучше, жить становится веселее. Посмотрите вокруг: сколько за последние годы в Днепропетровске появилось новых современных магазинов, супер-, мега-, гипер- и прочих маркетов? Насколько разнообразнее стали предлагаемые в них товары? Да и цены, несмо­тря на их постоянный рост, отличаются своей избирательно­стью, рассчитаны на любой кошелек. Конечно, сегодняшний кризис добавил многим людям «ложку дегтя», но не настолько, чтобы они перестали делать покупки, дарить подарки и при этом радоваться жизни.

Однако бывает и так, что ритм современной жизни, особенно накануне праздников, превращает поход по магазинам из прекрасного времяпрепровождения (особенно для прекрасных дам — авт.) в «бег с препятствиями» к кассе. Тогда стоит всерьез задуматься об альтернативе привычного шопинга, а именно — покупках товара через Интернет, или, как еще говорят, в онлайн-магазинах.

Соперники или помощники?

Помните, в оскароносном фильме «Москва слезам не верит» Рудольф Рачков, телеоператор из Останкино, говорил Кате Тихомировой: «Через 20 лет ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет… Одно сплошное телевидение…». Приблизительно такие же разговоры сегодня можно услышать из уст специалистов онлайн-торговли. Они пытаются убедить покупателя в том, что обычная торговля семимильными шагами уходит в Интернет.

«Традиционная торговля сегодня переживает не лучшие времена. Кризис дает о себе знать. Арендная плата увеличивается, а покупательская способность населения и объемы торговли резко упали, поэтому многим предпринимателям приходится временно сворачивать свой бизнес. В таких условиях Интернет-торговля набирает обороты. Люди много работают и свободное время предпочитают проводить с семьей, а не в магазинах, поэтому они часто совершают покупки по Интернету», — говорит директор Интернет-магазинов «Уют и комфорт» и «Моя сумка» Лина Пыркова.

К тому же покупки через Интернет — это удобно. Можно спокойно на сайте посмотреть товар, тщательно изучить его характеристики, сравнить с аналогичными товарами на других сайтах, посоветоваться с семьей, проконсультироваться со специалистами прямо там же, в сети, определиться с выбором и, наконец-то, сделать заказ.

Специалисты отмечают, что в России сегодня онлайн-продажи развиты гораздо больше, чем в Украине. Мы только приобретаем опыт такой торговли. По словам Лины Пырковой, это выражается в первую очередь в том, что на сайт уже не просто выставляется товар с ценой, но начинает делаться его грамотное описание, подбираются хорошие фотографии. Это дает возможность покупателю реально понять, что он приобретает. Естественно, круг покупателей у такого Интернет-магазина растет, делаются рекомендации и т.д. И люди все меньше боятся покупать по Интернету.

Ситуацию с развитием Интернет-торговли в Днепропетровском регионе комментирует Татьяна Живонос, директор Интернет-магазина мебели и товаров для дома «Домотека»: «Наш регион активно развивается в направлении Интернет-продаж. Если еще недавно днепропетровские on-line магазины предлагали, как правило, только бытовую и компьютерную технику, то сейчас активно осваиваются все новые и новые сферы. Большое развитие получили детские Интернет-магазины, магазины подарков и парфюмерии. В данный момент набирают обороты мебельные Интернет-магазины.  Ведь покупателю гораздо удобнее выбрать нужную мебель на одном сайте, где количество товаров превышает несколько тысяч наименований, чем обойти ногами десятки кварталов мебельных салонов и торговых центров. Ну и, конечно же, важный фактор — экономия. В Интернете, как известно, цены ниже».

Также все больше людей используют Интернет для покупки медикаментов. Это быстрый и удобный способ приобрести лекарственные препараты дешевле и с минимальными затратами времени. В европейских странах более 10% всех медикаментов приобретается через Интернет.

 

СПРАВКА

По данным рейтингов сайта Bigmir.net, в начале 2009 года в Украине числилось 3.168 Интернет-магазинов, что приблизительно в 3-6 раз больше, чем несколько лет назад. Вместе с тем, по не­официальной информации, отмечают в ГНАУ, количество виртуальных торговых мест составляет порядка 10 тыс. По словам Юрия Гунькина, сегодня в Днепропетровске существует около 127 Интернет-магазинов. Из них полноценно работают максимум 20.

Кто не рискует…

Сегодня в Интернет-магазинах можно найти практически любой товар. По словам руководителя отдела маркетинга ООО «RealNest» Инны Поверенной, люди готовы покупать через Интернет не все товары. «По мировой практике — это книги, cd-, dvd-диски, фильмы, фото-, видео-, компьютерная и бытовая техника, товары для детей и дома. По нашим предварительным подсчетам, это 5-7% от объема торговли подобными товарами в обычных магазинах», — отмечает специалист.

В то же время продукты питания, одежду и дорогие предметы (машины, драгоценности и т.д.) вряд ли кто-то будет покупать в онлайн-магазинах. Главным образом из-за того, что, к примеру, невозможно проверить срок годности и качество продуктов питания, а одежду нужно примерять.

Как ни странно, но сегодня многие люди, занимая солидные должности, работая в достаточно крупных фирмах, не совсем понимают, как происходит сам процесс онлайн-покупки. А что уж говорить о простых смертных?..

Как рассказала Лина Пыркова, для совершения покупок в том или ином Интернет-магазине вначале, как правило, нужно зарегистрироваться на сайте. Только после этой процедуры вы сможете смотреть и добавлять понравившиеся товары в «корзину». Обратите внимание: заполняя поля «Ф.И.О», а также «адрес» и «телефон», необходимо указывать достоверную информацию. Это в ваших же интересах, иначе оплаченный товар отправят неизвестно кому или в случае возникновения проблем с доставкой оператор не сможет связаться с вами.

Если человек не привык покупать по Интернету или хочет задать какие-либо вопросы, пред­усмотрена обратная связь: электронная почта, ICQ, можно оставить свой номер телефона и ему перезванивает менеджер и консультирует в рабочее время (например, когда покупатель не хочет звонить по мобильному или ночью «зашел» в магазин — авт.), либо просто связаться по телефону. Как правило, уважающий себя Интернет-магазин имеет несколько контактных телефонов различных операторов.

«К сожалению, еще не все люди достаточно серьезно воспринимают, что такое Интернет-магазин, — с сожалением подчеркивает Лина Пыркова. — Они считают, что достаточно сделать сайт, поставить какой-то товар, и все будет продаваться».

После того, как вы определитесь с покупками, укажите способ оплаты. Возможно использование электронной (кредитной) карточки, но при этом надо помнить, что ваши личные данные: счет, пин-код и т.д. вполне могут попасть в руки мошенников. В этом случае не стоит надеяться на сохранность сбережений, находящихся на карточке. Если вы планируете время от времени заказывать товары через Интернет, безопаснее всего завести кошелек в одной из систем электронных платежей, например, WebMoney. Но, по признанию специалистов, такие расчеты в Украине еще мало популярны. Поэтому люди в основном платят по расчетному счету. Они хотят получить хоть какую-то уверенность, увидеть, что это частный предприниматель, и т.п.

Следующий шаг в оформлении покупки — выбор способа доставки: курьером, почтой или на e-mail, если речь идет о цифровых товарах — электронные книги и программное обеспечение.

В то же время нужно знать проблемы, с которыми вы можете столкнуться при такой покупке. По словам IT-директора компании «Флариум» Юрия Гунькина, первое, на что обращают внимание потенциальные покупатели, это отсутствие до­статочного количества информации о товарах. В большинстве случаев придется самостоятельно заниматься поисками нужных сведений (фотографий, отзывов пользователей). Во-вторых, нужно быть готовыми к несоответствию между ценами, заявленными на сайте, и счетом, предъявляемым для оплаты покупателю. Происходит это потому, что в некоторых Интернет-магазинах изначально цена на товары указана без учета налогов, стоимости доставки, гарантии и прочих услуг, от которых покупатель просто не сможет отказаться.

В-третьих, это медленная доставка приобретенного товара. Нет, конечно, если географиче­ское положение позволяет вам воспользоваться услугами курьерской доставки, проблем с оперативностью прибытия покупки, скорее всего, не возникнет. А вот заказывая товар с доставкой по почте, придется подождать.

В зоне особого внимания

По мнению экспертов, динамичное развитие отечественного рынка Интернет-торговли связано с возросшей доступностью Интернета в Украине: увеличилось число компьютеризированных рабочих мест, всевозможных интернет-кафе, у многих появился доступ к сети дома. Все это, по словам Юрия Гунькина, привело к тому, что этот рынок в 2008 году перешел отметку в 0,5 млрд. долларов США. А в этом году, по подсчетам Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ), общий объем сделок через Интернет  в Украине достигнет 1-го млрд. долларов США! Поэтому неудивительно, что налоговики обратили сюда свой взор. Кроме того, на сегодня этот сегмент отечественного бизнеса фактически не контролируется.

 

КСТАТИ

Несмотря на высокую динамику, в структуре розничной торговли Украины Интернет-шопинг занимает менее 0,4%. Для сравнения: в США на долю онлайн-магазинов приходится более 2% розничных продаж.

 

«Безусловно, Интернет-торговля, как и обычная торговля, имеет право на существование. Но только в том случае, если человек, который ею занимается, зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности. В этой сфере, как и везде, не все предприниматели сегодня работают легально. Но уверен, что пройдет еще немного времени, и Интернет-торговля в Украине полностью войдет в правовое русло», — отмечает заместитель начальника управления массово-разъяснительной работы и обращений граждан ГНАУ в Днепропетровской области Владимир Притыскач.

Специалисты считают, что торговля полностью не уйдет в Интернет. Должно быть и то, и другое: и Интернет, и обычная торговля. Потому что одни покупатели хотят получить удовольствие при самом процессе покупки: «пощупать» понравившуюся вещь, примерить ее и т.п. Другие — хотят просто совершить покупку. И если она совершается в онлайн-магазине, помните, что у него должен быть удобный и продуманный креативный дизайн сайта, должно быть указано, кому он принадлежит — компании или ЧП, указаны реквизиты. Это послужит пусть небольшой, но все-таки какой-то защитой от мошенников. А они, к сожалению, сегодня встречаются и здесь. И, как правило, реально, а не виртуально…

Анатолий Будяшевский

Поділитися: