Транспортные иллюзии Днепропетровска

24 квітня 2009 о 09:34 - 1993

С работой городского транспорта многие жители Днепропетровска сталкиваются практически каждый день. А жители левого берега практически «обречены» быть пассажирами. Сегодня горожане могут воспользоваться практически всеми его видами, некоторые даже проехать в метрополитене! Но, положив руку на сердце, нужно признать, что количество и качество его по­движного состава в большей степени не удовлетворяют современным требованиям. Да и обеспечить транспортные запросы города-миллионника не всегда удается. Это еще раз подтвердила прямая телефонная линия «Городская власть на прямой линии», которую провела начальник управления транспорта — заместитель директора департамента транспорта и связи Днепропетровского городского совета Ирина Прилипа.

То ли автобус, то ли такси?

Серьезную конкуренцию трамваям и троллейбусам составляют маршрутные такси, на которые приходится львиная доля «транспорт­ного пирога». Но и они не без «грехов». Так, например, среди проблемных назывался маршрут №80 — «Сокол — ул. Косиора». «Уже несколько раз меняли схему движения, но, к сожалению, рентабельным он пока не стал», — отмечает Ирина Прилипа.

По ее словам, сегодня изучается еще одно предложение по изменению схемы движения от АТП, которое его обслуживает. На предстоя­щем конкурсе будет рассматриваться как существующий, так и новый маршрут перевозки пассажиров. Даты конкурсов, после внесения изменений в правила их проведения, будут скоро сообщены. Как сообщила Ирина Григорьевна, ближайший конкурс планируется уже весной. Будут рассматриваться всего лишь 8 маршрутов, конкурсы на которые не состоялись в 2008 году. Из-за малого пассажиропотока они так и остались невос­требованными. Это №50, 96, 97 и т.д.

Кроме того, планируется возобновление маршрутного такси №24 — «Игрень — проспект Гагарина». Оно позволит подвозить жителей этого массива и поселка Рыбаль­ское к учебным заведениям города.

Если в прошлом году из городского бюджета выделялись средства для оборудования остановок, то в этом — финансирования пока нет. Сегодня в городе оборудовано знаками и экипировано около 190 остановочных пунктов.

Но в городе, оказывается, остановки, как грибы, вырастают не там, где планирует городская власть. Так, Валентина Федоровна, проживающая по улице Петрозавод­ской, 188, пожаловалась на то, что возле ее дома «выросла» стихийная остановка марш­руток №41 и 82. Женщина обращалась в ГАИ. Там подтвердили, что она никем не санкционирована. Начальник управления транспорта будто ожидала этого вопроса — сразу же успокоила звонившую и сообщила, что они на днях получили такой запрос от Госавтоинспекции и сейчас разбираются.

Но эта проблема касается всего города. Много нареканий вызывает несоблюдение водителями маршруток правил дорожного движения, в частности, высаживание пассажиров в не установленных для этого местах. Конечно, и пассажиры хороши — «соблазняют» водителей своими деньгами и бросаются к дверям микроавтобусов, где угодно и как угодно.

«Мы не имеем право и полномочий применять штрафы к нерадивым перевозчикам по Административному кодексу. Для этого существует Глававтотрансинспекция», — «умывает руки» начальник управления транспорта горсовета. Однако горожане ежедневно могут убедиться, что пока они не прилагают практически никаких усилий к устранению этих нарушений. Все — и заказчик перевозок — горсовет, и ГАИ, и автотранс­инспекция — остаются при своих интересах. А «маршрутный беспредел» на дорогах Дне­пропеторовска продолжается. Чего ждем?

Не фартовый транспорт?

Прямая линия показала, что городская власть Днепропетровска еще (или уже? — авт.) не готова бороться с частными перевозчиками. Городского голову, чиновников, по всей видимости, устраивает, что областной центр стал заложником частных структур, которые монополизировали транспортные перевозки. И цена повышается не потому, что лично Иван Иванович или городской исполком так захотел, а потому, что частник диктует свои условия и сам выставляет цену за свои услуги.

А ведь если у города будет свой автотранспорт, решать многие вопросы станет гораздо проще, в том числе и по тарифам, и по перевозке льготных категорий граждан.

Но сегодня в Днепропетровске нет ни одного автотранспортного коммунального предприятия. По словам Ирины Прилипы, в свое время автотранспорт большой вместимости перестал работать на городских линиях из-за того, что он рассчитан на пиковую нагрузку, а она в последние годы значительно снизилась, поэтому работать в другое время — экономически убыточно. К тому же, затратная часть на выполнение транспортной работы достаточно значительная.

«Но при этом я не могу сказать, что все так безнадежно, — вселяет оптимизм Ирина Григорьевна. — По ныне действующим нормативно-правовым актам мы не имеем права допускать к конкурсу АТП, которые планируют использовать для перевозки пассажиров переоборудованный транспорт».

Так что у перевозчиков к последующим конкурсам на право перевозки еще есть время привести свой подвижной состав в соответствие с современными требованиями. Но будет ли это? Посмотрим.

В то же время Ирина Прилипа отмечает, что современные автобусы типа «Богдан» и «Эталон» по вместимости более оптимальны, но их качество не соответствует условиям их эксплуатации. Т.е. за 5 лет перевозчик не успевает «отработать» этот автомобиль и внести те кредиты, которые он брал для его приобретения. А подвижной состав, по сути, уже не пригоден к эксплуатации. Те же автобусы, которые предлагают, как, например, «ЛАЗ-Сити», так и другие производители, для днепропетровских властей дороги.

«Если бы мы могли те средства, которые используются на финансовую поддержку городского электротранспорта, пустить на обновление подвижного состава, ситуация в Днепропетровске была бы совершенно другая, — отмечает Ирина Прилипа. — Для этого должна правильно и продуманно внедряться в жизнь социальная политика и поддержка граждан льготной категории». Замкнутый круг по-днепропетровски?

 

СПРАВКА

Себестоимость перевозки одного пассажира в метрополитене обходится в 3,11 грн., часть которых компенсирует городской бюджет. Сегодня в ОГА на согласовании находятся документы, предлагающие повысить проезд в нем до 1-й или даже до 1,5 грн. Цену на проезд в трамваях, троллейбусах, автобусах и маршрутных такси в ближайшее время поднимать не планируют.

 

А вот, например, с 2003-го года на цен­тральных магистралях Донецка, помимо троллейбусов, появились комфортабельные городские автобусы Минского автомобильного завода с большой вместимостью пассажиров. По словам главного инженера ККП ДГС «Донэлектроавтотранс» Анатолия Бока, сегодня в Донецке белорусских автобусов 44. Салон машины рассчитан на 110 человек, в том числе на 24 посадочных места. В этом году «Донэлектроавтотранс» ожидает прибытия еще 10 китайских автобусов для городских перевозок и 60 автобусов минского производства: последние поступят в рамках подготовки к молодежному Евро-2009 и к Евро-2012. А в Днепропетровске гостей футбольного форума будут возить «Спринтерами»?

А власти Луганска, по словам его городского головы Сергея Кравченко, в ближайшее время собираются приобрести 150 новых автобусов «Богдан». Планируется, что они станут ходить именно туда, куда частники особо не желают ездить из-за нерентабельности таких маршрутов. Стоимость проезда в них будет составлять всего одну гривну, и при этом будут соблюдаться все льготы для соответствующих категорий пассажиров.

Думаю, комментарии излишни. В народе говорят: кто желает делать — ищет способ, кто не желает — ищет оправдание. Пока в Днепропетровске руководствуются вторым. Долго ли еще ждать горожанам, когда власти будут искать способы? Или вопрос уже не к ним, а к их преемникам?

Анатолий Будяшевский

Поділитися: