Сбыт – главная проблема товаропроизводителей

24 квітня 2009 о 09:02 - 2170

Знаете ли вы, что такое «плата за вход в сеть»? Это оплата за то, что ваш товар будут продавать в магазинах конкретной торговой сети. Например, вы производите детское питание — два вида каш. Для того чтобы ваши каши продавались в извест­ных днепропетровских супермаркетах, знаете, сколько нужно средств? Миллион гривен. Если точнее — 1 миллион 147 тысяч 921 гривну и 45 копеек.

Так, ООО «АТБ-маркет» (магазины АТБ) следует заплатить за вход плюс понести расходы на изготовление и поставку на срок отсрочки платежа — сумму в 934.682,00 грн. При этом «АТБ-маркет», по договору, берет 120 календарных дней (четыре месяца!) отсрочки по оплате продукции.

— Это, предположим, сети «АТБ» Вы поставили в апреле продукцию…

— Поставили уже.

— …«АТБ» вам заплатит только в сентябре?

— В августе, — отвечает мне директор одного из двух производителей продукции детского питания в Днепропетровской области (второй производитель — комбинат «Приднепровский). — Если условия такие, куда нам деваться? Ставить свои точки, открывать свои магазины? Пока это невозможно — слишком большие затраты. Супермаркеты диктуют условия и правят бал.

Или вот, супермаркеты «Большая ложка», принадлежащие ЧП «Реарди». Для того чтобы ввести две позиции в торговую сеть, необходимо потратить 78.432,50 грн. В «ПиКи» — 66.546,00 грн. В «Варусы» — 20.582,00 грн. В «Оливье» — 17.453,70 грн. Магазины «Аликон» — 23.229,75 грн., «Рейнфорды» — 6.995,50 грн. (У ТПГ «Рейнфорд», кстати, самая дорогая из этого списка цена за вход в сеть — 550 гривен за одну позицию в одном магазине). И самая меньшая отсрочка платежа — у ООО «НВ «Трейд» (магазины «Оливье») — 21 день.

 

В облгосадминистрации, после настойчивых жалоб товаропроизводителей, еще полгода назад решили подготовить Меморандум между торговыми сетями и производителями социально-значимых товаров. Согласно Постановлению Кабмина «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)», к социально-значимым продуктам относятся: мука пшеничная высшего, первого и второго сортов, мука ржаная обдирная, хлеб и хлебобулочные изделия из муки пшеничной высшего, 1 и 2 сорта, из смеси муки пшеничной высшего, 1 и 2 сорта и ржаной обдирной, а также хлеб и хлебобулочные изделия для диабетиков; говядина, свинина, мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, творог, сметана, масло сливочное и яйца.

Как видим, детское питание и детские смеси в этот перечень не входят, однако заместитель главы облгосадминистрации Маргарита Робертс заверяла, что они будут включены в Меморандум, и полгода отвечала на вопросы нетерпеливых: «Меморандум согласовывается».

В феврале-2009 идею обратиться в супермаркеты с просьбой продукты местных производителей продавать с минимальной торговой надбавкой высказала зам. город­ского головы Днепропетровска Ирина Заяц. Ведь это — двойная выгода для днепропетровцев: с одной стороны — дешевле продукты питания, с другой — сохранение рабочих мест для местных жителей, работающих на «продуктовых» предприятиях.

Однако потом идея трансформировалась: чиновники решили заняться не регулированием отношений в торговле, а… торговлей. Точнее — продвижением новой торговой сети «Магазин социальных товаров» и раздачей льгот ее участникам.

Например, арендодателю (частному предпринимателю) за субаренду помещения под магазин в сети «Магазин социальных товаров» по пр. Правды, 5 субарендатор (тоже частный предприниматель) платит 15 гривен за квадратный метр в месяц. Вопрос: чем будет рассчитываться город с арендодателями помещений под «Магазины социальных товаров»? По данным «Немецкой волны», «первым о «социальных магазинах» заговорил мэр Днепропетров­ска Иван Куличенко. … Городские чиновники планируют привлекать к открытию таких магазинов местных предпринимателей, владельцев крупных торговых сетей, а также местных производителей товаров. Стимулом для них должны стать льготы, предоставленные властями. Решение о них будут приниматься на сессиях горсовета».

Приняты такие льготы или еще только будут приниматься, и какими будут эти льготы — сие тайна великая есть.

Тем временем, в апреле из облгосадминистрации уволили Маргариту Робертс. Начальник управления прессы и информации ОГА Алла Шорина не может ответить, кто теперь будет, и будет ли, заниматься подготовкой такого меморандума.

 

Полгода назад в ситуацию с миллионной платой за вход вмешался финансово-экономический кризис.

Приведенные выше данные по «плате за вход в сеть» — на сентябрь 2008 года. Грянувший кризис в целом не уменьшил аппетиты сетей супермаркетов (наоборот, в некоторых сетях «плата за вход» возросла с сентября-2008 на 67%!), но заставил гибче подходить к желающим у них продаваться: по словам завсегдатаев раздела «Торговля» городского форума Gorod.dp.ua, нынче возможно и бесплатное для производителей «вхождение в сеть». Например, в «Варусы».

Не в те ли магазины «Варус», которые принадлежат ООО «Омега», объявившему о режиме санации с целью защиты себя от требований кредиторов? А если за этим последует объявление себя банкротом? И ведь даже на своем официальном сайте http://www.varus.ua/  не посчитали нужным уведомить о том, что Хозяйственный суд Днепропетровской области решением от 12 марта 2009- го возбудил производство по делу о банкротстве компании ООО «Омега» и ввел процедуру санации сроком на один год.

Желаю «Варусам» успешно санироваться и выздороветь, но зазывать товаропроизводителей сниженной до нуля платой за вход в сеть ведь начали только, когда жареный петух клюнул…

Последователь «Варуса» на подходе. «Они сказали: «Дайте нам еще вашей продукции, и тогда мы вам заплатим за уже реа­лизованное». Причем должны они 8 тысяч, а продукции хотели на 16 тыс. гривен».

Не буду уточнять, о ком говорит начальник отдела снабжения и сбыта ООО «Вайз» Ирина Журавель, дабы не накаркать, тем более что в указанном подфоруме «Торговля…» обсуждают совсем другого «последователя».

 

Фирма ООО «Вайз» производит 26 видов каш быстрого приготовления (ТМ «Хвилинка») и два вида детского питания (ТМ «Ням-ням»). Работу начинала в Днепропетровске в 1991 году.

Я вышла на это предприятие, когда искала на Днепропетровщине производителей органической продукции (см. http://www.the-persons.com.ua/news/ekspert/3679/). У «Вайза» сертифицировано производство под выпуск органической продукции, но саму органическую продукцию фирма не производит, «потому что сырье для нее вывозится за границу. Вывозится без переработки, без добавочной стоимости. И на этом примере, как и с металлом, как и с химией, мы убеждаемся, что Украина — сырьевой придаток», — говорит бессменный директор ООО «Вайз» Сергей Назаренко.

— У истоков нашей фирмы стояли поляки, которые привезли в Украину новые технологии, — рассказывает Назаренко. — Посмотрели, что можно выпускать — например, кукурузные палочки (кукурузных палочек тогда не было в Украине), ввезли оборудование, начали работать. Заработки были большие, потому что не было конкурентов.

В 1992- ом году уставной фонд был 238 долларов. Вот это, все, что приобретено: автомобили, здание, павлины… — это все за заработки реинвестирования, другого дохода не было.

А потом фирма начала «почковаться»: каждый из соучредителя «Вайза» хотел сделать то же самое, и ведь рынок был огромен. В 1993 году ушли поляки. На определенном этапе я задумался, не вытеснит ли нас с рынка это «почкование», и заказал 5 или 6 экструдеров (аппаратов для переработки зерна, риса, кукурузы — авт.) — таких же, как польские, которые делают кукурузные палочки, на нашем заводе. Сделали. Продали. А потом сделали еще штук шестьдесят. Это было, по польским аналогам, но уже украинское оборудование, усовершенствованное. Это оборудование мы продали в Америку, в Алжир, в Эстонию, в Россию.

Потом отказались от кукурузных палочек в пользу быстрорастворимых каш — у этого продукта больше добавочная стоимость, больше рентабельность. Купили автомобили свои в 2002- ом, для развозки продукции. А потом занялись детским питанием.

— К нему, наверное, очень высокие требования.

— Да. Но мы добились этого!

На сегодня наше оборудование сертифицировано и по органическому земледелию, и по европейским стандартам: имеется европейский сертификат ISO22000.

Наша продукция никуда за рубеж не уходит, только по Украине. Первоначально были поставки в Молдову и Россию. А потом оборудование купила Россия, потом — Молдова, у нас же.

Продукцию мы поставляем по всей Украи­не. Во всех магазинах сети «АТБ» наша продукция есть — а это около 300 магазинов, в которые поставляем три вида каш. Нужны деньги для ввода следующих видов продукции. В этом осечка…

— А вы уже смогли договориться с «Рейнфордом»? Вот, в газете «Вести Приднепровья» за октябрь 2004 года пишется про «Вайз», что «пробиться в сеть «Рейнфорд» не удается уже два года».

— Нет, не удалось.

— То есть самая большая проблема товаропроизводителя — со сбытом?

— Со сбытом, конечно!

— Производство вы наладили, сырье есть, где закупать, но нету, куда девать продукцию?

— Да. Слишком много нужно денег, чтобы довести товар до потребителя и показать, дать попробовать ему, а он должен решить сам, что покупать.

— В связи с тем кризисом, увеличился ли спрос на вашу продукцию? Ведь она недорого стоит, быстро готовится, а люди в кризис не будут иметь возможности сходить в рабочий перерыв в кафе, как раньше…

— Увеличился, мы уже почувствовали. Потому что замещается нашими продуктами импорт… Нашими образцами детского питания потребители замещают импортные каши: «Нестле», белорусского производства, российского. Но по мощностям на сегодняшний день мы загружены процентов на сорок.

— А какая у предприятия рентабельность?

— Около 20%, даже меньше.

— То есть получается, что производители зарабатывают где-то в 2 раза меньше, чем супермаркеты?

— Да. Потому что они большие и сильные, а мы… Вот вам и средний и малый бизнес: попробуй тут выживи.

— Кредиты у ООО «Вайз» есть?

— Нет. Мы взяли 4 года назад 300 тысяч — закрыли в сентябре- 2008. В прошлом году не брали в банках. Я одолжил в частном порядке у друзей. Потому что те 36% годовых, — такие проценты по кредиту предлагали в банках, — это… это…

— Расскажите нашим читателям, почему некоторые предприятия не сами налаживают производство, а заключают договоры с товаропроизводителями, чтобы те производили продукцию под чужой торговой маркой.

Вот, например, на сайте информагент­ства «Новый мост» в марте было сообщение ООО «АТБ- маркет», что «В планах компании на 2009 год — увеличить количество товаров собственных торговых марок (СТМ) более чем в 2 раза, расширив ассортимент до 500 позиций. Производителей продукции в сегменте СТМ для «АТБ» компания намерена отобрать на основе тендера». Или вот, например, сеть супермаркетов «Метро» постоянно расширяет ассортимент товаров под собственной торговой маркой «Aro». Для чего это делается?

— Товаропроизводителями или сетями магазинов?

— Сетями. Почему они сами не наладят производство?

— Потому что это очень серьезно. Производство — это сложное дело. Начинается с создания: с земельной комиссии, с санэпидемстанции, пожарников, городских властей, налоговой и всех остальных. Лучше с этим не связываться и перенести ответственность, в том числе ответственность за качество продукции, соответствие ГОСТам. Проще написать производителя и попробовать продавать через свои сети под собственной торговой маркой, просто зарабатывая при этом те же 40-50%.

Примеры у нас были — вот стоит каша ТМ «Тасюха» — всеукраинский проект, потом ТМ «Кроха», которые набрали нашей продукции, а деньги не отдали и в суд поддельные документы принесли.

Вообще, те, у кого есть большие деньги в нашем государстве — они не совсем порядочные люди. Разве это порядочно, так поступать, как делают торговые сети, которые монополизировали весь рынок сбыта?! Требуют сумасшедшие деньги за то, чтобы показать товар потребителю, и вводит при этом систему бонусов-откатов.

— Знаете, согласно исследованиям, которые в 2008 году провел на Днепропетровщине Фонд «Эффективное управление» (см. «Отчет о конкурентоспособности Украины 2008» на сайте http://www.feg.org.ua ), одна из главных проблем в Днепропетровской области — неэтичные стандарты ведения в бизнеса. «Главы компаний (предприятий Днепропетровщины — авт.) говорят о крайне неэтичном поведение частных фирм, что ставит Днепропетровскую область на послед­нее место (по показателю этичности бизнеса — авт.) среди 134 стран и регионов, которые оценивались», — говорится в Отчете.

— Недавно я читал интервью Андрея Илларионова (советника Ельцина, сейчас возглавляет в Москве институт экономического анализа), он пишет, что те страны, которые ведут себя порядочно, уже выходят из кризиса. Почему? Потому что у них меньше расходов — расходов на взятки, расходов на суды, на откаты. А у нас из-за этого за­траты намного выше на единицу продукции.

Американский ученый один ввел понятие «неполнота договора». Нельзя полностью описать в договоре, какие обстоятельства могут случиться, и только по честности, по порядочности можно работать, это даст больший эффект: и продукция дешевле, и быстрее дойдет до потребителя. А если мне приходится судиться с донецкой сетью «Обжора», требуя оплатить товар, а они отказывают только на том основании, что в отгрузочной накладной не был указан номер договора — формальная зацепка. Это жуть!

— У вас, наверное, целый юротдел?

— Сам я юрист и девчат учу. Юристом я стал, когда в году 96-ом, когда начали лопаться облпотребсоюзы, с ними нужно было решать вопросы в арбитраже. Я пригласил юристов, но они посоветовали: разбирайтесь сами, это гораздо лучше для вас (если, конечно, есть мозги), т.к. вы более заинтересованы, и деньги сэкономите.

Вообще, в фирме «Вайз» работает 28 человек.

— Ваше предприятие в 2007-ом году победило в рейтинге «Лучшие товары Украины»?..

— И в 2007-ом, и в 2008-ом. В 2005-ом было финалистом. Медали есть.

— А что это дало? Была ли какая-то помощь от государства?

— Ничего это не дает. В принципе, получить за деньги любые дипломы и любые награды можно — предложений поступает масса. А в конкурс «Лучшие товары Украины» проводит Госпотребстандарт, это все-таки госструктура. И меньше всего оплата была за участие в конкурсе, и доверия к Госстандарту больше: если уж госструктуре не верить, то кому тогда доверять?

— А со стороны местной власти помощь была?

— В прошлом и позапрошлом году облгос­администрация выделяла деньги в фонд поддержки предпринимательства: возмещались проценты по кредитам предприятиям, победившим в конкурсе ОГА. Мы выиграли в этом конкурсе, но чтоб добиться возмещения ставок по кредитам, чиновники стольких справок потребовали! Нам возместили на 12 тысяч гривен, — но это надо было, чтоб обязательно первое лицо документы подвез, и чтоб обязательно были документы от банка, и только установленной формы (при том, что я-то не могу потребовать от банка, чтоб он дал именно справку такой формы).

— У фирмы «Вайз» есть отечественные конкуренты?

— Да, это ТМ «Лидер» (наши друзья из Харькова, мы были вначале соучредителями), ТМ «Легка каша», из Киева — мы им оборудование своего производства поставили. Все, больше отечественных конкурентов я не знаю.

— А кто ваши поставщики по сырью?

— Кукурузная крупа поступает из Черкасс, они производители. Другие крупы покупаем у днепропетровских частных предпринимателей. Упаковку нам поставляет «Донбасс­автомат» из Донецка и из Турции — для фасовки детского питания.

— Какие у вас планы? Пересмотрели ли их в связи с кризисом? Как на вашем предприятии кризис отразился?

— Отразился тем, что неизвестно, какое ждет будущее. В каких объемах следует закупать сырье и материалы. Представьте: на сегодняшний день мы задолжали 80 тысяч гривен, а нам должны — миллион. То есть магазины свои проблемы решают за нас счет. И мы очень рискуем, не зная, на какие объемы выпуска продукции ориентироваться.

Но в будущее смотрим с оптимизмом.

Алена Гарагуц

Поділитися: