Ответственность перед будущим

17 квітня 2009 о 09:30 - 2346

Олена Гарагуц


22-го апреля планета отметит Всемирный День Земли. Эта дата — хороший повод, чтобы лишний раз задуматься о том, что достанется после нас нашим потомкам.

Вопрос справедливого распределения природных ресурсов имеет не только географический, но и временной аспект. Он перерастает в скрытый конфликт между нынешними и будущими поколениями. Разрешение этого противоречия определяется как принцип равенства поколений. 

До недавнего времени в человеческом обществе бытовала традиция, согласно которой все природные ресурсы, которые достались новому поколению от старого, являются его собственностью, а значит, новое поколение вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Такой принцип был доминирующим до ХХ века, когда проблема нехватки или истощения природных ресурсов решалась за счёт освоения новых территорий и новых источников ресурсов. По мнению российского эколога В.И. Данилова-Данильяна, если бы в ХV-XVI веках не произошли Великие географические открытия и не началось освоение Американского континента, то избежать социально-политической катастрофы в Европе вряд ли бы удалось. Но к ХХ веку мир вдруг «закончился» и оказался тесным для человеческих потребностей. Ограниченность обеспечивающей способности биосферы и ресурсной базы стали очевидными. По словам украинской исследовательницы Т. Гардашук, «признание конечности природных ресурсов способствует рассмотрению их как таких, которые заимствованы современниками у потомков, поэтому все ресурсы должны использоваться как можно бережнее, чтобы они достались потомкам в наименее истощённом состоянии, а природа в наиболее сохранённом виде».

Ещё одним фактором, который способствовал тому, что человечество начало задумываться об ответственности перед потомками, стало не самое лучшее наследство, оставленное нашими, совсем недавними предками. Теперь представители нынешних поколений ломают голову над тем, что делать с огромным количеством ядерных отходов, технологии утилизации которых так и не были разработаны, несмотря на то, что прошло уже не одно десятилетие с момента их образования. Что делать с каскадами трещащих по швам водохранилищ, огромными пространствами подземных горных выработок, тысячами тон не утилизированных боеприпасов и токсических веществ? 

Конечно, с одной стороны современники не могут нести всю полноту ответственности за благополучие будущих поколений, но в то же время уроки прошлого показывают, что мы должны оставить для потомков некий природный капитал, который мог бы обеспечить их благополучие при правильном его использовании. Однако в таком случае возникает конфликт потребностей и конфликт интересов. Попытки оценить интересы современников и их потомков обостряют вопрос того, насколько оценка потребностей в природных ресурсах и уровне потребления могут быть актуальными для будущих поколений и, самое главное, в каком количестве. Ведь никто не в состоянии дать ответ о количестве будущих поколений, а значит, и их реальной потребности в ресурсах.

Правда, у радикальных экологистов на это есть свой ответ. По их мнению, если мудро пользоваться неисчерпаемыми и возобновляе­мыми ресурсами, то эта проблема отпадёт сама собой. Однако все эти ресурсы могут называться неисчерпаемыми и возобновляемыми только в том случае, если уровень их потребления будет ниже уровня их воспроизводства. А для этого необходим строгий контроль как над индивидуальным потреблением, так и над демографической ситуацией.

На данном же этапе развития цивилизации человечество либо использует в основном «исчерпаемые» ресурсы, либо воспроизводство возобновляемых ресурсов не успевает за людскими потребностями. Отсюда многие социологи делают вывод, что невозможно улучшить достаток одного поколения без снижения достатка представителей будущего поколения. Хотя есть и другое мнение, согласно которому некоторый эгоизм в потреблении может содействовать сохранению природы и её ресурсов для совсем недалёкого будущего. В основе такого убеждения лежит забота о собственном благополучии. Ведь в среднем люди живут дольше, чем средняя длительность жизни одного активного поколения. Кроме того, своё влияние оказывает также беспокойство о судьбе своих ближайших потомков — детей и внуков. Однако очевидным является тот факт, что беспокойство о сохранении природных ресурсов только лишь с позиции индивидуализма и эгоизма не решает проблему как таковую. Ведь такой подход не даёт конкретного ответа на вопрос о распределении ресурсов между поколениями, потому что неопределёнными остаются условия жизни потомков.

Существует ещё одна дилемма, которую тоже необходимо принимать во внимание. Очевидно, что в ближайшем будущем общество, скорее всего, будет оставаться весьма разнородным в социально-экономическом плане. Следовательно, вполне возможны конфликты между разными социальными группами будущих поколений в борьбе за ресурсы. А конфликты эти закладываются уже сейчас безудержным потреблением нынешнего поколения. Даже ярый идеолог либерального капитализма и критик экологизма экономист В. Беккерман признаёт, что, по всей видимости, проблема будет состоять не столько в конфликте между нынешними богатыми людьми и богачами через 100 лет, сколько в противоречиях между богатыми и бедными будущих времён, причём, в значительно более острых, чем теперь, формах.

Подтверждением этих печальных предположений являются обостряющиеся с каждым годом ресурсные проблемы. Уже сейчас ряд регионов планеты испытывает острый дефицит чистой питьевой воды. По мнению некоторых экспертов, к 2050 году дефицит чистой воды будут испытывать около 4,2 млрд. человек. Помимо этого, с каждым годом возрастают экологические риски, связанные с глобальными климатическими изменениями, полным истощением ресурсов отдельных местностей или их токсичным загрязнением. Всё это чревато значительным увеличением количества мест на планете, абсолютно не пригодных для нормального проживания. Такое положение дел однозначно приведёт к такому, пока ещё мало распространённому явлению, как экологическая миграция (хотя наша страна имела большой печальный опыт этого явления в 1986 году после аварии на ЧАЭС). Поэтому можно со всей уверенностью спрогнозировать усиление экологической миграции в будущем и конкуренции за места проживания. А это, в свою очередь, будет только усиливать обострение социальной напряжённости и конфликтов.  

Поэтому не вызывает сомнения утверждение, что для достижения благополучия будущих поколений в первую очередь необходимо изменить отношение людей к природе, которая представляет собой как среду жизнедеятельности нынешних поколений, так и место жизнедеятельности поколений будущих. Именно изменение отношения к природе является поворотным пунктом к прекращению её беспощадной эксплуатации и деградации. Исходя из того, что никто из людей не в состоянии осуществлять собственный выбор места и времени своего рождения, то справедливым может быть утверждение, что каждое из поколений не имеет доминирующего права как на этот мир, так и на безграничную эксплуатацию его ресурсов. Очевидно, что выживание человеческого вида значительно важнее, нежели удовлетворение непомерных индивидуальных потребностей, которые превышают базовые потребности, обеспечивающие жизнедеятельность. Несмотря на неопределённость прогнозов относительно будущего, объективным является факт того, что в силу своих биологических причин будущие поколения будут иметь те же самые базовые потребности, которые имеем мы: естественная природная среда, чистый воздух, вода и пища.

Также очевидно, что базовые ценности не могут быть оценены экономической шкалой. Невозможно достичь благополучия потомков, если сегодня руководствоваться лишь эгоистическими мотивами. Поэтому человечество сегодня должно поступиться частью своих материальных интересов, как ради интересов потомков, так и ради самой природы как полноценного субъекта. А достичь этого без альтруистических, бескорыстных мотиваций невозможно.

Отзывы на статью можно выслать на ecologist@ukr.net

Алексей Бурковский

Поділитися: