Экономика устойчива. Она в состоянии устойчивой стагнации

17 квітня 2009 о 09:05 - 1126

Большинство экспертов на днепропетровский городской бюджет-2009 прикрепили ярлык «кризисный», как несбалан­сированный и недостаточный для удовлетворения потребностей горожан. Аналогично выглядит и антикризисная программа, больше напоминающая «потом… может быть… наполовину».

Антикризисная программа — добросовестный способ залезть в долги

Всего на реализацию антикризисной программы, утвержденной на сессии горсовета 8 апреля, планируется выделить 37,293 млн. гривен, из которых местный бюджет даст 34,643 миллиона, субвенция госбюджета — 1,950 млн. грн. и 700 тысяч — другие источники финансирования.

Главным из шести ее разделов является «Социальные вопросы», в первую очередь — регулирование рынка труда. Программа предусматривает трудоустройство службой занятости 15,5 тысяч незанятых граждан, увеличение объемов и перечня общественных работ, на которых задействуют свыше 2 тысяч безработных, плюс переподготовка и повышение квалификации около 3 тысяч лиц.

Планируется поддержка местного производителя, развитие мелкого(!) предпринимательства, разработка и внедрение инвестиционных проектов.

Более того, местные власти планируют выпустить облигации городского займа с целью получения источника финансирования бюджета развития и создать муниципальный пенсионный фонд и муниципальный кредитный союз с целью привлечения дополнительных кредитных ресурсов.

Странно, но из 13-ти запланированных мероприятий раздела «Социальные вопросы» Антикризисной программы в пяти не указаны объемы финансирования, в «Оргвопросах» на 14 мероприятий финансы определены только по 6-ти пунктам.

Самый обстоятельно расписанный на 30 пунктов раздел программы — «Наполнение доходной части и повышение эффективности использования бюджетных средств» предусматривает финансирование всего пяти направлений, касающихся внедрения энергосберегающих технологий в ЖКХ, на общую сумму 9 миллионов гривен.

К слову, экспертный опрос Аналитиче­ского Бюро «Система» показал, что больше всего злоупотреблений (проще говоря, воровства бюджетных средств) приходится на коммунальную и социальную сферы и ремонт дорог. Именно поэтому эксперты предлагают жесткий контроль над использованием «антикризисных финансов» под эгидой общественных организаций, в частности, средств на формирование новых и поддержку уже существующих обществ совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), для которых антикризисная программа выделяет 7,5 млн.гривен.

В связи с этим 9 апреля Центр поддержки общественных и культурных инициатив «Тамариск» провел заседание круглого стола на тему: «Управление жилищным фондом ОСМД в Днепропетровске: проблемы, реалии и перспективы» с участием депутатов, чиновников, коммунальщиков и руководителей ОСМД, которые констатировали, что сегодня ОСМД  очутились в сложной ситуации. Если кратко, то все участники совещания сходятся на том, чтобы «отдаться» социально ответственному бизнесу, предоставив ему функции управдомов в ОСМД (в виде управляющих компаний). Тогда бюджетные средства вряд ли будут использованы не по назначению.

Кроме того, городской голова Иван Куличенко убежден, что хорошая кредитная история Днепропетровска в Европейском банке реконструкции и развития позволит городу без проблем «получить льготный кредит  на 30 лет — от 50 до 100 мил­лио­нов евро». Также Иван Иванович возлагает большие надежды на облигации городского займа, для организации подготовки к выпуску которых в антикризисной программе уже «забиты» 3 млн. гривен. Хотя до сих пор власти еще не определились с суммой выпуска: 50, 70 или 100 миллионов? Единственное, в чем абсолютно уверен мэр Куличенко, так это в безусловной и своевременной подготовке Днепропетровска на высшем уровне  к «ЕВРО-2012» при полном отсутствии финансирования из госбюджета. В общем, по мнению городского головы, городской и областной бюджеты в одиночку еще три года будут нести все тяготы и лишения, связанные с историческим решением УЕФА.

«На кой болт я должен напрягать здесь днепропетровский бизнес?»

Слуг народа, как, впрочем, и избирателей, возмущает тот факт, что  в 2009 году планируется взвалить на плечи Днепропетровска непомерные суммы изъятий в государственный бюджет Украины.

Из городской казны придется отдать в пользу центра 269 млн. грн. (в 2008 году сумма изъятий равнялась 290 млн. грн., что составляло 1/7 городского бюджета — авт.).

Добиться справедливости в вопросе отчисления в госбюджет средств — вопрос чести номер один для депутатов, поскольку Днепропетровск входит в пятерку городов-доноров госбюджета. Возмущенные депутаты горсовета, как и областного, считают, что западные области Украины выделяют деньги на социальную поддержку ветеранов ОУН-УПА, а Киев из получаемых от Днепропетровска, Донецка и еще трех городов Украины средств исправно выдает  западным регионам субвенции.

Обычно скупой на комментарии секретарь днепропетровского городского совета Александр Тимошенко не выдержал и дал волю эмоциям (дословно — авт.):

«В 2006 году премьер Ехануров подписал бюджет с учетом изъятия в него 120 млн. Его просили уменьшить, и он, как бывший губернатор Днепропетровщины, лояльно к этому отнесся — скостили до 80 млн. 2007 год — Азаров утвердил уже 157 млн. Начали просить — нам не скостили ни копейки. Мы стали дополнительные деньги собирать — вот, мол, пойдет на ремонт дорог и все такое… И тут правительство среди года вносит изменения в бюджет, потом пару раз Минфин что-то поменял — в результате забрали у нас 195 млн. То есть 38 млн., которые мы собрали, у нас тупо взяли и изъяли. Спрашивается: на кой болт я должен напрягать здесь днепропетровский бизнес? Чтобы было, что украсть чиновникам в Киеве, или чтобы они это распределили во Львов? Да я в гробу видал и Киев, и Львов, и чиновников. Дальше — 2008 год, приходит Юлия Владимировна и пишет в бюджете: изъять 292 млн. При этом соберешь много — так тебе на следующий год вообще немеряно напишут. Соберешь мало — так сделать ничего не сможешь. А тут кризис. Он все перечеркнул. Бюджет 2009 года — это лебединая песня. Госбюджет же планируется с расчетом на рост ВВП на 0,5% в месяц — это при том, что за январь-февраль падение промпроизводства составило 34%».

Действительно, резкое снижение доходной части местного бюджета, тем не менее, не мешает госбюджету взимать оброк в полной мере. Уже автоматиче­ски ушло 12% от собранных городом в 1-ом квартале средств.

Между тем наполнение местной казны напрямую зависит от подоходного налога трудящихся и платы за землю. 

Член бюджетной комиссии горсовета, зампредседателя правления городской ассоциации промышленников и предпринимателей Евгений Морозенко на круглом столе в ИА «Новый мост» 9 апреля рассказал о наполнении городского бюджета Днепропетровска за 1-ый квартал:

«Поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), как и предполагалось, недовыполнены на 9 млн. грн. Мы заложили снижение по этому виду налога по сравнению с 2008 годом, учитывая, что заработная плата и количество рабочих мест уменьшается. Основные статьи наполнения городского бюджета — это  подоходный налог и налог на землю. Последний принес в городскую казну дополнительно 18 млн. грн. благодаря тому, что денежная оценка земли была увеличена в несколько раз. Это перекрыло недопоступление от налога на доходы от физических лиц и ряд других налогов, которые у нас не очень хорошо собираются. Например, налог на торговый патент и налог по единоналожникам. Это говорит о том, что та активная часть населения, которая занимается бизнесом, стала работать хуже».

Именно налог на землю позволил в 1-ом квартале перевыполнить бюджет на 103,2%.

Кому много дано, с того много и спросится

Что же касается второй основной составляющей местного бюджета, НДФЛ, то он будет неуклонно снижаться. Если в первом квартале 2008 года НДФЛ в Днепропетровске составил 350 млн. гривен, то в нынешнем — 330 (здесь и далее сравнительные данные по 1 кварталу 2008 и 2009 годов — авт.). Средства, собранные с предпринимателей по единому фиксированному налогу, уменьшились с 30 до 27 миллионов.

Председатель комиссии по контролю Днепропетровского горсовета Наталья Начарьян подчеркнула, что налог на доходы с физических лиц априори главный:

«В наполнении городского бюджета налог на доходы с физических лиц является самым значимым. Это индикатор экономики в Дне­пропетровске. На сегодняшний день фискальным органам не стоит давить на бизнес, который и так находится в плачевном состоянии. Нужно искать пути помощи предприятиям, которые попали в зависимость от существующих реалий и таким образом сохранить рабочие места. Тем самым мы сделаем так, что налог будет поступать в бюджет. Понятно, что не долж­на страдать и социальная сфера. Городские власти должны следить, чтобы вовремя вы­плачивались субсидии и помощь гражданам. Кроме того, нужно сохранить те оплаты за муниципальные услуги, которые были в 2008 году. Так мы тоже сможем помочь нашим гражданам пережить непростое время».

Тем не менее, по словам замначальника управления массово-разъяснительной работы и обращений граждан ГНА в области Владимира Притыскача, если за 1-й квартал прошлого года оплата за патент составила 15 млн. гривен, то в нынешнем — 10.

Уже  в первом квартале предприятия отказались от 1.900 патентов, в основном, на право занятия  игорным бизнесом, а к 1 июля предполагается сдача еще 1.300.

Тем не менее, местный бюджет в 1-ом квартале собрал на 31 миллион больше, чем в прошлом году. Объясняется все довольно просто: оказывается, днепропетровская земля — самая дорогая в Украине. В итоге за первые три месяца 2009-го собрали налогов по земле на 155 миллионов гривен против прошлогодних 119, что никак не повлияло на улучшение финансового благополучия региона по причине вышеуказанного 12-процентного изъятия в госбюджет.

Владимир Притыскач расшифровал структуру налоговых поступлений и чем вызваны изымания из днепропетровского городского и областного бюджетов:  

«Днепропетровская область занимает первое место в Украине по уровню поступлений в местные бюджеты. Дело в том, что в нашей области самая высокая плата за землю. Она составляет 20% всеукраинского показателя, при этом область занимает 5% территории страны. 55% платы за землю, собираемой в области, поступает из Днепропетровска. Высокая наполняемость местных бюджетов Днепропетровской области приводит к высокому уровню изъятий в пользу государственного бюджета. Цель этих изъятий — уравнивание социальных затрат на душу населения во всех регионах Украины». 

Можно предположить, что правительство и дальше будет лоббировать увеличение платы за землю, что создаст негативный эффект бумеранга, который прогнозирует вице-президент Союза аудиторов Украи­ны Михаил Крапивко:

«Я сделал подборку основных налогов с 2004 года. У нас основные налоги — стабильные ставки, не считая налога на доходы физических лиц, который в 2007 году увеличился с 13% до 15%.  Что касается платы за землю, то это древний вопрос Днепропетровска. Когда-то у нас было решение горисполкома о том, чтобы дать льготы предприятиям. Оно было обжаловано прокуратурой. Потом город сам увеличил оценку земли, а вдогонку правительство увеличило ее еще в 3 раза. Плата за землю — это тот налог, от которого никто не может ни убежать, ни отказаться. Если увеличиваешь налог на землю в 10 раз, все равно платить его будут. В этом случае будет страдать производство. В результате мы имеем увеличенную степень тенизации экономики. Это значит, что государство перестает получать поступления в Пенсионный фонд, фонд занятости, а в конечном итоге страдает все тот же бюджет. 

Нет — в конечном итоге страдают люди…».

Семен Семенов

Поділитися: