В эпоху кризиса ГАИ – могучее средство от уныния

17 квітня 2009 о 08:59 - 1123

На «горячую» телефонную линию ИА «Новый мост» 7 апреля прибыло руководство облГАИ во главе с назначенным 3 марта 2009 года начальником ГАИ ГУМВД Украины в Днепропетровской области Геннадием Погореловым. Ранее Геннадий Васильевич возглавлял ГАИ Николаев­ской области, население которой всего 1,3 млн. человек и, соответственно, личный состав ин­спекции втрое меньше, чем на Днепропетровщине. Полковник Погорелов сделал комплимент днепропетровским подчиненным, подчеркнув, что уровень их профессионализма намного выше, чем у николаевских гаишников. Ему, безусловно, виднее, поскольку он свой тернистый путь служителя жезла от инспектора до начальника проходил на Николаевщине, а его переход на новое место службы, видимо, — курсы повышения квалификации.

Шутки шутками, но 1.500 гаишников вместе с админаппаратом на 713.945 зарегистрированных транспортных средств в регионе — капля в море. Для сравнения: в 1990 году штат днепропетровского ГАИ составлял 3.500 человек, а количество транспорта было на порядок ниже, чем сейчас.

Парадокс, но сейчас на службу в ГАИ желающих идти мало. Именно этим обстоятельством объясняется недокомплект сержантского состава (70 человек). Тем не менее, за три месяца нынешнего года выявлено 108.978 нарушений ПДД (по сравнению с 2008 годом, на 7.425 больше, на 12% увеличилось количество составленных протоколов).

Технические новшества (фото-, видеофиксация) выявили 66.237 нарушений ПДД. Под глазок «Визира» в том числе попали 25.226 водителей престижных иномарок.

В итоге, в первом квартале нынешнего года ГАИ области выписало штрафов на астро­номическую сумму — 26 млн. 999 тыс. 940 грн. Правда, в казну попало лишь 52,6%.

К слову, по вине пешеходов были созданы 72 ДТП, в которых погибло 18 и травмировано 60 граждан.

Зона особого внимания, по словам Геннадия Погорелова — пассажирский транспорт. С начала года гаишники сняли с марш­рутов 9 пьяных водителей. Но самая главная проблема с пассажирским транспортом — превышение скорости (358 случаев) и проезд на красный свет (27).

По большому счету, у водителей тоже немало претензий к сотрудникам ГАИ: судами и самими гаишниками отменены ранее выписанные штрафные санкции на 109 тысяч грн.

Ваш корреспондент поинтересовался у Геннадия Погорелова, как новое руководство реагирует на отрицательные в отношении ГАИ судебные решения. По утверждению полковника, за месяц пребывания в долж­ности им подписано 10 приказов, налагающих взыскания на нерадивых подчиненных. Правда, никого не уволили.

Гаишники стараются стать мечтой каждой тещи

Если по почте пришло уведомление о нарушении правил дорожного движения, а в квитанции об оплате не указан расчетный счет — как себя вести?

— Оплата штрафов идет в госбюджет. В уполномоченных банках есть образцы квитанций со всеми необходимыми реквизитами. Могу с уверенностью сказать, что подобный договор заключен с Ощадбанком. В отделениях этого банка вы можете оплатить штраф.

Как поступать, если почта доставляет уведомление о нарушении правил через 2 месяца после его совершения?

Срок рассмотрения дела и уплаты штрафа — 3 месяца. Кроме того, на конверте стоит штемпель с указанием даты доставки письма. Если гражданин не смог своевременно уплатить штраф по вине почты, он должен написать соответствующее заявление в управление ГАИ. Оно будет рассмотрено и в каждом конкретном случае будет принято решение.

Как себя вести водителю, если ему пришло письмо о нарушении, при этом его машина сфотографирована в том месте, где он никогда не был?

— Такая ситуация в принципе невозможна. Мы не можем сфотографировать машину, которой нет. У нас нет людей, которые занимаются фотомонтажом, подделывают номера.

Оповещение о рассмотрении якобы совершенного моим автомобилем нарушения было случайно найдено соседкой в подъезде уже по прошествии даты рассмотрения дела. Куда конкретно явиться не указано, на снимке номер автомобиля не виден, никаких телефонов. Связавшись с дежурным ГАИ, услышала ответ: «напротив ГАИ два банка, там оплатите, иначе штраф удвоится». Получается, что служба ГАИ не считает нужным в нормальной форме оповестить (письмо было найдено случайно), ни хотя бы показать снимок, где было бы видно, что это мой автомобиль, ни указать адрес, по которому можно что-либо уточнить?

— Если бы не был виден номер, как бы мы узнали адрес владельца, чтобы направить ему письмо? Кроме того, по окончании рабочей смены мы распечатываем и отсматриваем все фотографии, сделанные «Визиром». Уведомление о нарушении направляется только в тех случаях, когда есть явное нарушение правил дорожного движения. Фотографии, на которых смазан номер, непонятно, какая конкретно машина нарушает, не могут быть доказательством нарушения. Бывает, что мы «забраковываем» 50-60% фотографий, отснятых за смену.

Что делать людям, которые ранее продали машину по генеральной доверенно­сти, а сейчас получают уведомления о нарушениях с требованием уплатить штраф?

— Автомобиль продан, когда был заключен договор купли-продажи, и состоялась перерегистрация автомобиля в МРЭО. Согласно Правилам дорожного движения, по доверенности автомобилем можно управлять только по временному регистрационному талону. При этом в случае ДТП ответственность собственника автомобиля (а выдавший генеральную доверенность остается собственником) выше, чем ответственность водителя. Люди не хотят нести лишние затраты при покупке и продаже, а потом имеют много проблем. В этой ситуации необходимо найти того, кому вы выдали доверенность, и официально продать ему автомобиль.

Имеют ли право сотрудники ГАИ снимать на видеокамеру и таким образом фиксировать нарушения?

— Съемка на видеокамеру не может служить доказательством нарушения правил дорожного движения. Для этого используется прибор «Визир».

— Имеют ли право сотрудники ГАИ фиксировать нарушение, будучи не в форме?

— Мне ничего не известно о таких фактах. Если вам что-то об этом известно, направляйте информацию об этом в дежурную часть ГАИ.

Где сертифицируются носы сотрудников ГАИ, с помощью которых они пытаются определить степень опьянения водителя?

— Если сотрудник ГАИ подозревает, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, он обязан проверить этот факт, используя трубки контроля трезвости, а также освидетельствование в наркологиче­ском диспансере.

На каком языке инспектор ГАИ должен разговаривать с участником дорожного движения?

— На государственном. Если сотрудник ГАИ не в состоянии объясниться на украинском языке, пусть позвонит мне. Я приеду и переведу.

— Как вы оцениваете иск водителя против инспектора ГАИ, говорившего с ним по-русски?

— Подождем решения суда. В Николаеве один ветеран войны подал иск с требованием запретить компании «Люфтганза» летать над территорией Украины. Он мотивировал это тем, что в годы Великой Отечественной войны воевал с немецкими летчиками. Так вот, в 2007 году решением районного суда Николае­ва было запрещено летать этим самолетам над территорией Украины.

Утвердили ли новые скоростные режимы на дорогах Украины?

— Нет.

Имеют ли право сотрудники ГАИ останавливать машины без причины с целью проверки документов?

— Да. Как иначе можно выявить участника дорожного движения, управляющего автомобилем в состоянии алкогольного опьянения? Как выявлять угнанные автомобили, машины с «перебитыми» номерами, автомобили, перевозящие наркотики?

Я каждый день создаю аварийную ситуацию на участ­ке Запорожского шоссе, начиная от ул. Паникахи до ул. Шинной, пытаясь объехать ямы, маршрутки, которые высаживают пассажиров на второй и третьей полосе. Естественно, я буду превышать скорость, если обнаружу целый участок дороги, чтобы наверстать потерянное время. И именно на нормальных участках дороги дежурят ГАИшники это что, новый бизнес: ГАИ платит Дорстрою за то, чтобы те не ремонтировали дороги? А если это не так, то почему не наказывают Дорстрой за создание аварийной обстановки на дорогах города?

— Сейчас проводится комиссионное обследование всех дорог области. За 3 месяца проверено более 9,3 тыс. км дорог, обследовано 235 мест проведения ямочного ремонта, выдано более 1,2 тыс. предписаний на устранение недостатков по дорожным работам. Направлено 329 информаций в горисполком. Составлено 700 протоколов по ст. 128, 139, 140 Административного кодекса Украины за невыполнение предписаний. Нам удалось добиться ремонта 680 км дорог, 20 светофоров, 16 км линий освещения. Проведена замена более 900 знаков. Надеемся, что с наступлением теплых дней работы по ремонту дорог пойдут активнее.

Планируется ли пересмотр размещения ограничивающих знаков, мешающих движению?

Да, планируется. В 2009 году уже сняли 189 знаков, ограничивающих скоростной режим. Однако в городе есть места, где невозможно разрешить двигаться со скоростью 60 км/ч. Речь идет об участках дороги вблизи школ и детских садов. В данном случае ограничение скорости служит обеспечению безопасности детей.

Когда на пр. им. Газеты «Правда» меняли трубы, движение машин было затруднено. Почему сотрудники ГАИ не осуществляли регулирование движения в этот период?

— Сотрудники ГАИ осущест­вляли ручное регулирование дорожного движения в этот период с целью уменьшения пробок.

Можно ли ездить на мопеде без прав?

— На сегодняшний день еще можно.

Я хочу получить права категории А. Но в автошколах это получить невозможно. Как быть?

— Многие автошколы прекратили обучение водителей категории А. Надеюсь, этот вопрос в ближайшее время разрешится хотя бы на территории Днепропетровска. Желающих получать права на управление скутером сравнительно немного. Ранее, чтобы начать обучение водителей на категорию А, автошколе нужно было набрать группу минимум в 30 человек. Выполнить это условие автошколы не могли. Сейчас количество скутеров растет, поэтому ситуация изменится, и группы будут набираться.

На площади перед театром Шевченко устроили автостоянку. Законно ли это?

— На прошлой неделе я встречался с директором театра. Мы решили, что перед зданием будет разбита клумба и установлен шлагбаум. Поэтому к театру смогут подъехать только те, кто будет иметь на это право. Свои предложения мы направили и в управление транспорта горисполкома, предложив им рассмотреть вопрос о целесообразности парковки в этом месте. Согласно Закону «О дорожном движении», все решения об организации дорожного движения принимаются местными властями. Мы можем высказывать предложения, замечания, но окончательные решения за ними.

Правда ли, что машины, использующие альтернативные виды топлива (газ), облагаются транспортным сбором по коэффициенту 0,5?

— На сегодня — нет.

Почему ГАИ позволяет маршруткам перевозить стоя­щих пассажиров?

В случае аварии жизнь пассажиров, едущих стоя, подвергается очень большой опасно­сти. При этом заказчиком пассажирских перевозок является горсовет, а не ГАИ. Спросите у них, сколько машин должно ежедневно выезжать на линию, а сколько реально выезжает. Выезжает вдвое меньше машин, чем нужно. Мы неоднократно обращались в горисполком по поводу замены подвижного состава на более вместительный, но ничего сделано не было. А людям все равно нужно добираться до работы и домой. Если ГАИ станет спрашивать с водителей маршруток по всей строгости — начнутся жалобы горожан: «Нас не берут, нас не везут». И виноваты опять-таки будут сотрудники ГАИ. Правда, в случае ДТП с участием маршрутки опять-таки скажут: «Куда смотрело ГАИ?»

Сколько в Днепропетровске светофоров, сколько из них не работают, и кто в этом виноват?

— В Днепропетровске 148 светофоров. 14 из них не работают. При этом реально в Дне­пропетровске должно быть около 250 светофорных объектов. Обслуживанием дорожных знаков и светофоров занимается коммунальное предприятие «Днепродорсервис». Деньги на установку светофорного объекта выделяет сессия горсовета. 1 светофорный объект с проектированием и установкой стоит приблизительно 240 тыс. грн.

Понятно, что в условиях кризиса выделить 240 тыс. грн. весьма проблематично. Хотя на реанимацию памятника Шевченко на окраине Днепропетровска депутаты около миллиона нашли. И понятно — почему. От светофорного хозяйства откат меньше. Поэтому гениальный поэт станет еще и образцовым регулировщиком.

Сергей Гриневецкий

Поділитися: