Что светит днепропетровцам?

03 квітня 2009 о 09:57 - 1447

Трудно представить современный вечерний город без освещения. Лев Успенский в своей книге «Записки старого петербуржца» пишет: «Городской фонарь должен не просто вырывать из темноты светлый круг; надо, чтобы круги соседних светильников перекрывались… Этого мало: фонарю, живущему в центре города, поручено еще одно важное дело. Он обязан освещать не только мостовую, но и прекрасные здания, около которых он стоит…».

Вечерний город несколько загадочен. А Днепропетровск тем более. Все больше его памятников истории и культуры вечерами освещаются множеством фонарей. И уже не за горами тот час, когда будут проводиться экскурсии по ночному городу. Как, например, в Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Лондоне или в Барселоне. Но, к сожалению, еще есть райо­ны города на Днепре, которые недостаточно освещены. Вечером там можно не только заблудиться на тихих улицах, но и изрядно повредить обувь. На них, как говорится, «не до жиру, т.е. экскурсий, — быть бы живу».

Да будет свет!

Будет ли когда-то благоустройство Днепропетровска и, в частности, его наружное освещение соответствовать европей­ским нормам, и станет ли оно заметным не только днем, но и ночью? По словам главного инженера государственного коммунального Днепропетровского предприятия (КП) электросетей внешнего освещения «Горсвет» Бориса Гомзы, все идет к этому, и ожидать долго не придется. По крайней мере, за ними дело не станет. Так, в 2008 году предприятие из различных источников было профинансировано на 19,4 млн. грн. Из городского бюджета — 12,8 млн. грн. Они были распределены между ремонтами наружного освещения и текущим обслуживанием.

Как отметил Борис Дмитриевич, среди 36 улиц областного центра, на которых был выполнен ремонт в прошлом году, самыми значимыми были проспект Кирова, Донецкое шоссе, улицы Криворожская и Рабочая, а также улицы, прилегающие к стадиону «Арена Днепр»,Ленина, Ушинского, Серова, Свердлова, Щорса и др.

 

КСТАТИ

На балансе КП «Горсвет» состоят сети наружного освещения Днепропетровска общей протяженностью 2,220 тыс. км, из них: воздушные сети — 1,5 тыс. км, кабельные — 700 км, а также светильники и шкафы наружного освещения на пунктах включения — соответственно 62,9 тыс. шт. и 572 шт., и опоры освещения — 14 тыс. шт.

 

В 2009 году из средств городского бюджета предприятию выделено уже 15 млн. грн. «Но с учетом того, что тарифы за использованное освещение и электроэнергию значительно увеличиваются, эта сумма не такая уж и большая, — отмечает Борис Гомза. — Если на начало прошлого года они составляли 45 коп. за кВт*ч, то в конце — уже 70 коп. за кВт*ч». Причем эта сумма, по его словам, растет еще и из-за того, что количество светильников, находящихся в работе, постоянно увеличивается.

Кроме того, сегодня тариф на электроэнергию, используемую для наружного освещения, такой же, как для всех юридиче­ских лиц. А ведь, как рассказал на пресс-конференции Борис Гомза, с 2004-го года, согласно распоряжению Кабмина, «для нужд наружного освещения населенных пунктов применяется тариф 5 коп. за кВт/ч без НДС в том случае, если для учета электроэнергии используются приборы дифференцированного по времени суток ее учета». Как он уверяет, в свое время 119 таких приборов предприятием были приобретены за собственные средства. Они позволяют в определенные часы уменьшать стоимость электроэнергии — если летом это от 22 до 4-х часов утра, то в зимний период — с 17 до 7-ми часов утра. Но, к сожалению, нынешнее правительство изменило это распоряжение и теперь по дифференцированным учетам приходится оплачивать электроэнергию в размере 25% от стоимости действующего тарифа.

Тем не менее, в этом году «Горсвет» планирует выполнить работы по текущему ремонту освещения на 58 улицах города. Он обойдется в 4,2 млн. грн. В первом квартале специалистами предприятия уже выполнен ремонт на 14 улицах города. Это, на­пример, улицы Командира Юдина (Одинковка), Отдыха (Самарский район), Янтарная (АНД), Володи Дубинина, Лабораторная (Жовтневый), Ближняя, переулок Дружбы (Ленинский) и другие. В основном они относятся к улицам малоэтажной застройки.

На очереди — вторая сторона проспекта Кирова, проспекты Газеты Правда (от улицы Совхозной до выезда из города) и Петровского, улица Киевская.

Освещение управляется по мобилке

Наружное городское освещение сегодня не включается одним каким-то выключателем или рубильником. Но, тем не менее, его необходимо практически одновременно включать и выключать. Для этого в городе имеются 570 пунктов (сегодня работают из них только 452 — авт.). Это связано с тем, что территория Днепропетровска большая — случаются повреждения.

Как рассказал главный инженер предприятия, для управления освещением используются различные виды телемеханики: управление по транзитным телефонным парам (недостаток — недостаточная телефонизация городских окраин и воровство кабеля), по радиоканалу (минус — наличие «мертвых зон» для радиоприема на данной частоте) и при помощи канала GPRS (через мобильную связь).

«Управление GPRS свободно от недостатков своих предшественников, охватывает всю территорию города. Однако целевые средства на их установку нам не выделяются, — разводит руками Борис Гомза. — Приходится все приобретать за счет собственных средств предприятия. Сегодня у нас работает только 8 таких каналов».

По его словам, эту современную систему разработали специалисты житомирского предприятия «Укравтоматика». Ее основной пульт установлен в диспетчерской службе, а на каждом пункте включения освещения — контролирующие устройства (стоимость одного — около 4-х тыс. грн. — авт.).

Управление освещением при помощи канала GPRS сегодня проводится на Кайдакском мосту, проспекте Свободы, улице Братьев Трофимовых, а также на жилмассивах Краснополье, Придне­провск, Левобережный, Парус, Коммунар, Красный Камень. И в дальнейшем специалисты «Горсвета» планируют развивать этот перспективный вид управления.

 

СПРАВКА

В случае неработающего наружного освещения на улицах Днепропетровска горожане могут круглосуточно обращаться в диспетчерскую службу КП «Горсвет» по телефону: 745-31-29.

Эксклюзив сквера имени Ленина

Как заверяет Борис Дмитриевич, те светильники, которые сегодня устанавливаются в Днепропетровске, в полной мере удовлетворяют работе городского освещения. В основном они как китайского производства, так и совместного украин­ско-бельгийского предприятия «Ватра-Шредер» (г. Тернополь). Последние относятся к высокоэффективным светильникам, которые позволяют равномерно освещать большую площадь не только под самим светильником, но и вокруг него, по принципу «крыльев бабочки». Например, это светильники серии «Оникс» и «Опало». Если будет продолжена реконструкция сквера Ленина, то будет закончена установка парковых светильников «Гермес». «Они разработаны тернопольчанами и на сегодняшний день являются эксклюзивными, — с гордостью замечает Борис Гомза. — По заверениям директора СП «Ватра-Шредер», для того, чтобы наш сквер был единственным и неповторимым, он не планирует продажу этих светильников другим городам Украины».

Кроме того, в сквере и на Набережной имеются наземные светильники «Терра», которые используются для подсветки листьев, фасадов, архитектурных элементов и т.п. Выполненные из высококачественного алюминиевого сплава, имеющие закаленное 19-миллиметровое стекло, они способны выдерживать движение транспорта. Но, к сожалению, они боятся ударов. «В Дне­пропетровске случаются проявления актов вандализма в отношении наружного освещения, которые трудно объяснить, — сетует Борис Дмитриевич. — На Набережной уже пять таких прожекторов разбито. А их стои­мость — 700-800 гривен за штуку».

Кроме того, недавно в Ленинском районе на улицах, где уже было восстановлено освещение, — Караваева, Новоорлов­ская, Кутузова, буквально через несколько дней после этого были обнаружены четыре лампы, расколотые пневматическим оружием. Как противостоять варварству — вопрос пока что без ответа.

Не было счастья, да несчастье помогло

Борис Гомза отметил, что, к сожалению, в последнее время учебные заведения Днепропетровска перестали выпускать электриков. Притока новых квалифицированных молодых кадров у них практически нет. «В последнее время, несмотря на небольшую зарплату, нам удалось укомплектоваться кадрами за счет специалистов, уволенных в связи с кризисом с предприятий города», — отмечает Борис Дмитриевич.

По его словам, сегодня на предприятии работает 122 человека. Электромонтеры принимаются на работу и обучаются постоянно. Сегодня «Горсвет» мог бы принять на работу еще 10-20 человек.

 

СПРАВКА

Первая система городского уличного освещения была создана ещё в XVII веке в Амстердаме, по инициативе Яна ван дер Хейдена. В 1668 году он предложил установить уличные фонари, дабы по ночам горожане не падали в каналы (набережные большинства каналов, которыми славится этот город, не имеют перил), для борьбы с преступностью и для облегчения тушения пожаров (так как при искусственном свете было легче координировать действия пожарных). В конце XIX века с изобретением электричества на смену газовым фонарям пришли фонари с электрическими лампами.

В Екатеринославе впервые вопрос об организации в городе повсеместного электрического освещения был рассмотрен на заседании Городской Думы в 1896 году, путем сооружения тепловых электростанций и строительства элек­трических сетей. В следующем году на углу улиц Петербургская и Фабричная (ныне ул. Ленинградская и Столярова) началось строительство Центральной электрической станции. После начала ее работы — 7 марта 1902 года город уже мог освещаться 200 дуговыми фонарями. В дальнейшем из 450 электрических фонарей 283 освещали город всю ночь, 167 — до часа ночи.

 

Кроме того, дает о себе знать и устаревший парк специального транспорта, который состоит из 35 автомобилей. Некоторые автовышки преодолели уже тридцатилетний рубеж. А ведь работать на них приходится в любое время года и суток, под электрическим напряжением и на высоте.

Конечно, сегодня лучше всего освещен центр Днепропетровска и его основные транспортные магистрали, но и там есть «темные пятна». На окраинах же светло только на крупных улицах и площадях. Небольшие улицы, проезды, а также дворы, территории детсадов и школ стоят в полумраке. Когда же и на них зажжется «лампочка Ильича»?

Анатолий Будяшевский

Поділитися: