Любовь к потребителю лежит через конкуренцию

27 березня 2009 о 10:25 - 1101

Владимир Маяковский в своем стихотворении «Послушайте!» говорил: «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Зна­чит — кто-то хочет, чтобы они были?»

Директор департамента потребительского рынка и сферы услуг Днепропетровского горсовета Александр Дорошенко, дополняя классика, отмечает, что «открытие и закрытие магазинов, объектов сферы услуг в городе — это естественный процесс, т.н. «дарвинизм» в экономике». В этом он пытался убедить как звонивших, так и присутствующих журналистов во время очередной прямой телефонной линии, которая проводится в рамках проекта «Городская власть на прямой связи».

Вопросы горожан в основном касались таких тем как социальные магазины, ликвидация мест стихийной торговли, жалобы на неудовлетворительное обслуживание или продажу некачественных товаров и ценообразование, а также на нарушение тишины и порядка работниками и посетителями уличных кафе.

Разнообразие, а не спецраспределители?

«Слово «кризис» меня, честно говоря, немного угнетает. Потому что на самом деле у нас сегодня катастрофического положения в сфере услуг и торговле нет», — отметил Александр Дорошенко.

По его словам, если закрылось несколько магазинов — это не трагедия, а естественный отбор. Например, недавно на Левобережном закрылся крупный продовольственный супермаркет. Это стало следствием того, что в том же районе начал работу гипермаркет, который и составил ему серьезную конкуренцию. В результате — пришлось «подвинуться» на рынке — победил сильнейший.

«Если у нас нормальная рыночная экономика, то не должно быть никаких социальных магазинов, — считает Александр Дорошенко. — Каждый человек должен прийти и по доступной цене купить то, что ему необходимо. Для этого и существуют магазины разного формата, как для небогатых людей, так и для зажиточных». И то, что один из местных производителей продуктов питания на своих площадях открыл такой магазин и продает по себестоимости свою продукцию — это его право. Разумеется, и цена у него будет немного ниже, чем в среднем по городу. Но в то же время нужно отметить, что и покупателей там не очень-то и много. То ли ассортимент людей не устраивает, то ли расположение таких магазинов, то ли они привыкли к покупкам в «своих» магазинах возле дома?

Конкуренция — двигатель торговли

«Всегда находятся люди, которые хотят ловить «золотую» рыбку в мутной воде. Зачастую они свою бесхозяйственность, безответственность и т.п. объясняют кризисом, — говорит чиновник. — Кризис кризисом, но люди должны все равно питаться, получать минимум жизненно необходимых услуг по приемлемой цене».

«Я не вижу никакой трагедии в том, что у нас стало меньше продовольственного импорта. Потому что до т.н. кризиса, например, в 2008 году, у нас в рознице на прилавках было до 89% отечественной продукции», — отмечает Александр Дорошенко.

И когда в городе открывается очередной новый торговый центр — это хорошо. Почему? Это рабочие места, налоги, а главное — конкуренция. «Чем больше они друг с другом будут конкурировать, тем лучше они будут работать для потребителей. Потому что каждый из них будет бороться за место под солнцем. За то, чтобы у него был постоянный потребитель», — уверен директор профильного департамента.

Поэтому он считает, что задача городских властей — сделать так, чтобы у нас становилось больше объектов торговли и сферы услуг. Это будет неплохо. Другое дело, когда при этом нарушаются правила застройки города…

Потребители учатся защищаться

Александр Дорошенко отмечает, что за последнее время в Днепропетровске люди стали больше защищать свои потребительские права. Как следствие, увеличилось количество жалоб в управление по защите прав потребителей. Так, за первые два месяца 2009 года поступило около 200 обоснованных жалоб на неудовлетворительное обслуживание или продажу некачественных товаров.

«Если брать торговлю, то люди сегодня больше всего жалуются не столько на продукты питания, сколько на некачественную мебель. А среди услуг — на некачественную связь, причем не только на проводную, но и на мобильную», — констатирует Александр Иванович.

С чем связано увеличение жалоб горожан? «Мне хочется верить, что люди наконец-то поняли, что необходимо отстаивать свои права», — отмечает он.

Ведь одно из прав потребителя — это право на потребитель­ское образование. Культура потребления у населения формируется совместно — СМИ и служащими местного самоуправления. «Чем больше люди жалуются, тем лучше. Они имеют на это право. Ведь оно реализуется во всех демократиче­ских государствах», — говорит Александр Дорошенко.

Места — есть, желания — нет

К сожалению, стихийная торговля в городе до сих пор существует, и не только в спальных районах, но кое-где в центре города. Самыми «грязными» являются стихийные торговые площадки на площади Островского, у Центрального ж/д вокзала, автовокзала и «Озерки».

Жительнице Клочко-6, которая пожаловалась на стихийную придорожную продажу продуктов питания в их районе — молока, творога, мяса — без соответствующей их проверки и оформления ветеринарного врача, Александр Дорошенко посоветовал по факту нарушения общественного порядка и санитарного благополучия обратиться с заявлением к районному прокурору или начальнику РОВД. А копию жалобы направить ему. Совместно они постараются принять меры. «Стихийная торговля — это административное правонарушение. И этим должны заниматься правоохранительные органы», — говорит чиновник.

 

КСТАТИ

Днепропетровск сегодня располагает 73 рыночными объектами, на которых имеется около 3.500 свободных торговых мест.

 

И дело не только в том, что никто из торгующих не имеет патента. Более опасно то, что продукты при такой продаже загрязняются пылью, а продавец не имеет медицинской карты (или «купил» ее). Он берет грязные банкноты, отпуская товар, и никто не может сказать, здоров ли он или болеет какой-нибудь заразной болезнью.

С приходом весны, опасается Дорошенко, прикрываясь кризисом, многие выйдут на улицы города и начнут торговать, где кому вздумается. Он отмечает, что сложно штрафовать объекты стихийной торговли. Потому что продавцы — неоформленные предпринимателем, и последние часто этим пользуются. «Раньше была хоть госторгинспекция, — признается чиновник. — Репрессивного аппарата сегодня у меня нет. У меня торговлей в управлении занимаются всего 6 женщин. Как они могут совладать с «нелегалами»?» — разводит руками Александр Дорошенко.

По словам директора профильного департамента, торгую­щим на стихийных площадках неоднократно предлагалось занять места на официальных рынках города. Но они упорно не хотят воспользоваться этой возможностью, предпочитая стоять в «проходняках». Поэтому, чтобы обезопасить днепропетровцев, городским властям придется идти на принудительные меры по перемещению «диких» торговцев продуктами питания хотя бы на имеющиеся в областном центре легальные рынки. Насколько эта борьба окажется эффективной, горожане смогут убедиться уже в ближайшее время.

Анатолий Звягель

Поділитися: