Городской транспорт: куда катимся?

13 лютого 2009 о 09:58 - 1427

Как известно, метро нам ближайшее время не грозит, придется довольствоваться тем, что есть — то бишь маршрутным транспортом. Клиентом маршруток периодически становится каждый из нас, а значит, в развитии транспортной системы заинтересованы если не все, то абсолютное большинство. Вот только развивать нужно с умом, что не всегда получается.

О перспективах

На последней сессии облсовета депутаты приняли Программу развития и совершенствования автомобильного транспорта на 2009-2017 год. Планы области в этой сфере наполеоновские, но вполне ли они соответствуют запросам населения — это еще вопрос. Управленцы-то, как правило, передвигаются по городу на собственных иномарках, а результаты их работы по усовершенствованию общественного транспорта придется расхлебывать нам с вами.

В чем же заключается принятая Программа? Во-первых, желая разгрузить центр, планируется построить автостанции на выездах из города. Для жителей Левобережья (Новомосковска, Павлограда и т.п.) такая новость вовсе не станет приятным сюрпризом. Конечную остановку маршрутного транспорта по этим направлениям уже давно грозились перенести из центральной части в отдаленные районы. Подобный вопрос поднимался еще в августе 2005 года, тогда на областном совещании в докладе тогдашнего губернатора Днепропетровщины Юрия Еханурова прозвучала идея построить автостанции по ул. Столетова (в районе пр. Правды) и ул. Героев Сталинграда, но дальше разговоров дело не зашло. Теперь же управленцы воскресили эту идею в связи с подготовкой к ЕВРО.

Если развязки будут находиться на окраине города, например, на Правде, то стои­мость проезда на соответствующих пригородных маршрутах снизится, — утверждают представители Госавтоинспекции, которые довольны принятой Программой. И сразу становится ясно, что из Новомосковска или Павлограда до Днепропетровска они, как правило, не ездят, и в шкуре таких пассажиров себя не чувствовали. Ведь основной поток людей из этих населенных пунктов едет как раз до центра, а если кто-то и выходит на Правде, то самые популярные остановки на ул. Байкальской, Калиновой и пр. Воронцова. То есть добираться до мест работы либо учебы люди будут уже не прямым междугородним транспортом, а с дополнительной пересадкой городским. А значит, придется кардинально увеличивать количество городских маршруток, катающихся от центра до конца проспекта Правды или набивать существующие «под завязку», о чем позже. Вот и подумаем, разгрузит ли это поток через Новый мост, или наоборот усугубит.

Стоимость проезда этот шаг уж никак не уменьшит, ведь людям после пересадки придется доплачивать за проезд по городу. А учитывая, что тариф в междугороднем транспорте с недавних пор зависит даже не от километража или стоимости топлива, а в большей части состоит из кассового сбора, наценки «на развитие отрасли», страховки и зарплаты водителю, ситуация оказывается вообще печальной. Даже если на первых порах стоимость проезда снизится, то со временем обязательно придумают очередной кассовый сбор и поднимут тариф до прежней отметки. Плавали — знаем.

О солидарности

За примером далеко ходить не нужно. До недавнего времени стоимость проезда «Днепропетровск — Новомосковск» составляла 4 гривны. С тех пор тарифы на топливо не росли, а даже снижались, но проезд подскочил до 6 гривен. О непомерно завышенных тарифах на сессии облсовета пыталась говорить Екатерина Видякина, но депутаты ее и слушать не захотели. Так что снижение стои­мости проезда нам пока не грозит.

И пенять на управленцев тут нечего. Расскажу на простом примере. При стоимости проезда по указанному маршруту в 4 грн. водители попутного транспорта брали по 5 гривен: набирается в автомобиль четыре человека, платят по пятерке и бензин водителю окупается, такая схема полностью устраивала и пассажиров, и водителей. После подорожания проезда в маршрутках, водители «попуток» тоже стали брать 6 гривен, хотя бензин только дешевел, в результате они начали таким образом попросту подрабатывать. Более того, некоторые начали требовать 7 грн., объясняя, что мол «за комфорт». Привожу пример стандартного диалога с подобным водителем:

— Почему вы требуете 7 гривен, если бензин не дорожал?

— За 6 гривен ездите в набитых маршрутках, с остановками и медленно, а тут музыка, комфорт и скорость.

— Но ведь стоимость проезда в маршрутках состоит из страховки, кассового сбора, развития отрасли… Поэтому тариф и повысили.

— Беспредел! Почему люди должны платить на развитие отрасли? Откуда такой большой кассовый сбор? Бандиты все! Вообще про людей не думают, только наживаются на всех!

Примерно так возмущался водитель всю дорогу до Днепропетровска, а потом все равно затребовал 7 гривен за проезд. И стало ясно, что дело, в общем-то, не в чиновниках. Точнее, не только в чиновниках, а в народном менталитете в целом. В условиях несправедливо завышенных цен на проезд, граждане получили прекрасный шанс проявить солидарность и подвозить друг друга по старой цене, составив значительную конкуренцию маршрутному транспорту и заявив: мы выше их. Но оказалось, что «начать с себя» народ еще не готов, и будет поступать под стать чиновникам и депутатам, при этом понося эту власть, не стесняясь в выражениях, но поступая аналогично ей же. Если хотите, парадокс!

Я не говорю о том, что нужно смириться с действиями властей и перестать их критиковать. Но почему бы нам, объединенным нелегкими кризисными временами, не проявить солидарность и не помочь друг другу, показав власть имущим, что они со своей позицией «греби все, что можешь» составляют позорное меньшинство, а никак не являются зеркалом украинского менталитета?

О законности

Кстати, указанные тарифы принимались с учетом того, что в маршрутках ездят только «сидячие» пассажиры. Собирая по всем углам «стояк», водители получают громадную сверхприбыль. И это не голословные обвинения: сами же водители признаются, что, поработав несколько лет на городских или пригородных маршрутах, можно легко заработать на собственную иномарку или даже квартиру. С наличием «стоячих» пассажиров в Глававтоинспекции пытаются бороться. «Проблема в недостатке транспорта, — отмечает начальник территориального управления Глававтотранс­инспекции в Днепропетровской области Алексей Салкоч, — на каждом маршруте должно быть определенное количество машин, достаточное для перевозки всего пассажиропотока, но на деле их значительно меньше, значит, водителям приходится брать стоячих». Запрет на «стояк» объясняется повышенной опасностью, но аварии с участием маршрутного транспорта случаются довольно редко, и то, как правило, по вине водителей, которые умудряются вести маршрутки в состоянии алкогольного опьянения или даже под наркотиками. «Мы сталкивались с ситуацией, когда подвыпивший водитель садился за руль школьного автобуса», — говорит Алексей Салкоч.

Не брать же стоячих — тоже не выход. В начале года мне довелось около недели пожить в г. Сумы. Сотрудники ГАИ там, в отличие от наших, строго следят за запретом на перевоз стоячих пассажиров и штрафуют водителей маршруток на крупные суммы. Транспорт­ная ситуация в городе в связи с этим просто ужасающая: как только к остановке подъезжает полупустая маршрутка, ее атакует целая толпа потенциальных пассажиров и, расталкивая друг друга, они буквально вваливаются в машину, спеша занять драгоценные свободные места. Бабушки и дедушки при этом, в силу возраста, часто не успевают за проворной молодежью и стоят на остановках по получасу. Разве можно назвать такую ситуацию «порядком в транспортной системе»? Да, закон соблюдается, но разве идет это на пользу горожанам? Пожила в такой обстановке неделю и, вернувшись домой, вздохнула с облегчением: как хорошо, что в нашем городе маршрутчики закон не соблюдают!

Татьяна Гонченко

Поділитися: