БЮТжет развития или стагнации?

23 січня 2009 о 09:34 - 1729

После многочисленных попыток, парламент в последние дни прошлого года в прямом смысле слова вымучил Закон о Государственном бюджете на 2009 год. По мнению экспертов, он по праву может считаться кризисным детищем, как по форме, так и по содержанию. Бюджет-2009 — это карт-бланш для управления Украиной в ручном режиме, которое будет осуществляться правительством. Приведет ли это страну к исцелению от экономических проблем и что светит рядовым украинцам в текущем году, в ИА «Новый мост» обсудили днепропетровские эксперты и представители СМИ.

Не до жиру…

По словам вице-президента Союза аудиторов Украины Михаила Крапивко, госбюджет-2009, к сожалению, ничего хорошего нам не предусмотрел. Так, в нем заложено значительное увеличение налоговых поступлений, только вот откуда будут поступать деньги, не ясно. Т.е. на промышленность и на производство финансирование программ, которые были целевыми, либо сведено к минимуму, либо замаскированно отложено. Например, Государственная программа развития альтернативных источников электроэнергии, в частности ветроэнергетики. Днепропетровское государственное предприятие «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» им. А. Макарова» и КБ «Южное» работают над выполнением этой программы. В соответствии с ней в Украине необходимо расширить существующие ветряные электростанции. В госбюджете по этому поводу сказано, что финансирование будет производиться только за счет отдельных статей и то в случае поступления средств. «В 2008 году на эту программу были «слезы», а не деньги. В этом году, надо понимать, их вообще не будет?» — спрашивает Михаил Крапивко.

Тем не менее, в бюджете на 2009 год предусмотрена «большая» приватизация. Причем, ее особенностью будет то, что оплата предусмотрена не в национальной валюте, а в иностранной. Получается, наш Кабмин на гривну не очень-то и рассчитывает?

По мнению эксперта, анализ макропоказателей, заложенных в бюджете-2009, наводит на груст­ные размышления… И вот почему. Запланировано, что валовый внутренний продукт в 2009 году составит 1 трлн. 267 млрд. грн. При этом в гораздо более благоприятном для развития экономики 2008 году ВВП Украины был 959 млрд. грн. Изменения почти в 300 млрд. грн. Спрашивается: откуда?!! Непонятно…

Карт-бланш для «Нефтегаза»

Вызывает вопросы у экспертов и происхождение индекса годовой инфляции — 9,5%. И индекса цен производителей (ИЦП) — 118%, т.е. рост на 18%. В то время, как в 2008-м ИЦП составил 22,3%, — это когда половина года были благоприятные для экономики.

По словам Михаила Крапивко, общегосударственный уровень в новом госбюджете выражен просто: «ничего никому не давать, дать все льготы НАК «Нефтегаз». Получается бюджет спасения НАК «Нефтегаз», но никак не документ, призванный вывести украинскую экономику из кризиса. Наверное, властьимущие боятся банкротства или ликвидации этой государственной компании? Ведь тогда может выяснится: куда что подевалось?..

По мнению эксперта, бюджет 2009 года отличается от предыдущих тем, что слишком много полномочий предоставляется Министерству финансов Украины и лично министру финансов. «Думаю, если корову не кормить, не стоит ожидать от нее высоких надоев. Боюсь, что с таким бюджетом к маю, а именно тогда предполагается вносить изменения и дополнения в госбюджет, от экономики Украины не останется ничего», — резюмирует Михаил Крапивко.

Храни, меня, мой талисман!..

Рассматривая распределение расходов нового госбюджета, Михаил Крапивко заметил, что предусматривается значительное сокращение финансирования программ по утилизации боеприпасов и ракетного топлива. Это ставит под угрозу безопасность Днепропетровской области.

«По линии Министерства обороны на утилизацию обычных видов боеприпасов предусмотрено всего лишь 840 тыс. грн. Этого крайне мало. Таким образом, трагедия Новобогдановки и Лозовой может повториться в 2009 году. Это особенно огорчает еще и потому, что в Павлоград был перевезен огромный арсенал обычных видов боеприпасов из поселка Брюховичи Львовской области, — отмечает Михаил Крапивко. — А Национальному космическому агентству на утилизацию твердого ракетного топлива, которая должна осуществляться и на Павлоградском химическом заводе, в бюджете выделено около 12,6 млн. грн. Этих средств недостаточно даже на обеспечение безопасного хранения. Согласно ранее принятой национальной программе, в 2009 году на утилизацию твердого ракетного топлива нужно 189 млн. грн.».

Кстати, Павлоград уже 8 лет живет как на пороховой бочке. На местном химическом заводе хранится около пяти тысяч тонн твердого ракетного топлива от межконтинентальных баллистических ракет. Срок закончился шесть лет назад, и его уже давно должны были утилизировать.

«Зато 200 млн. грн. выделено на создание столичного культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький арсенал», — замечает заместитель председателя Днепропетровского областного совета Екатерина Видякина.

Получается: Киеву — искусство, а Приднепровью — боеприпасы и ракетное топливо?

НБУ под контроль?

То, что госбюджет этого года не беспроблемный, подтверждает и главный редактор журнала «Строительство для всех: право и учет» Ольга Папырина, которая отметила, что он содержит много непопулярных мер. Так, закон о госбюджете во многом ограничивает полномочия Национального банка Украины. Многие вопросы, которые ранее им решались единолично, будут теперь контролироваться Кабинетом министров. Среди них — рефинансирование банков и выдача им кредитов. Понятно, что это, в первую очередь, связано с финансово-экономическим кризисом.

Вместе с тем, ряд статей закона «О Государственном бюджете на 2009 год» вступают в противоречие законом «О Национальном банке Украины». Так, статьей 84 закона о Госбюджете установлено, что государственные облигации подлежат обязательному выкупу Национальным банком по их номинальной стоимости в течение 3 банковских дней. А такие решения лишают НБУ возможности регулировать денежную массу в обращении и влиять на курс гривны относительно иностранных валют.

И не надейтесь…

К сожалению, в госбюджете занижены основные социальные показатели, главный из которых — размер минимальной заработной платы (МЗП). Год назад на январь 2009 года планировалась минимальная заработная плата в размере 770 гривен. В этом бюджете — 605 гривен. А это на 11 гривен меньше, чем прожиточный минимум. Кабмин предлагает в течение года повышать МЗП еще четыре раза, а в конце 2009 года она составит 669 гривен в месяц.

Далее: оклад самой низкой тарифной сетки — чуть более 500 гривен, а должно быть, как минимум, 605. Проблема заключается в том, что в законе о госбюджете эти понятия определены на уровне декабря-2008. Тогда как в антикризисном законе №639 сказано, что и прожиточный минимум, и минимальная зарплата должны увеличиваться пропорционально уровню инфляции.

Кроме минималки, правительство провело некоторые расчеты и по уровню средней зарплаты. По прогнозам Кабмина, в 2009 году украинцы будут в среднем получать 2.093 гривны, что на 253 гривны больше, чем в 2008-м. Однако средняя зарплата с учетом инфляции в прошлом году выросла на 8,8%, а вот в 2009-м этот показатель будет намного ниже — 0,9%. Таким образом, закон о госбюджете трудно назвать социально ориентированным.

Бремя донорства

В этом году по планам Кабмина Днепропетровщина, как и ранее, будет оставаться в числе тех немногих регионов страны, которые будут делать отчисления в госбюджет. «В 2008 году из областного бюджета было перечислено 46 млн. грн., в текущем году запланировано 4,5 млн. грн. Тем самым днепропетровский областной бюджет остается единственным в стране, из которого идут отчисления в госбюджет, — сообщила Екатерина Видякина. — Мы протестуем против этого, поскольку областной бюджет не имеет собственных доходов и формируется за счет доходов городских и районных бюджетов».

Из-за экономических проблем предприятий региона высокий уровень отчислений в Киев сделает невозможным реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры области. Например, проблемой остается финансирование капитального ремонта Аульского водовода, на это необходимо 56 млн. грн. Предприятие находится в критическом состоянии, и в случае его остановки вся область останется без питьевой воды.

Кроме того, около 270 млн. грн. будет изъято в 2009 году из бюджета города Днепропетровска. А это 23% ежедневных поступлений в казну! Также около 24 млн. грн. из 64,5 млн. грн., которые составляют бюджет Павлоградского района, шахтерский край также будет вынужден перечислить в госбюджет.

«Мы полгода занимались разработкой предложений для госбюджета, но по этим позициям так и не удалось достичь консенсуса. Ничего не удалось добиться и по земельному налогу, чтобы он шел нам на специальный фонд. Единственное, что удалось — изменить ставку налога на загрязнения территории. До этого нам оставляли 30% этого налога, теперь 70%. Хоть эта сумма и небольшая, но это один из немногих положительных моментов», — с грустью отметила заместитель председателя облсовета.

 

КСТАТИ

Закон о бюджете предлагает в 2009 году выделить:

— на содержание аппарата Верховной Рады — 677 млн. грн. (в 2008 году депутатам выделили 860 млн.);

— государственному управлению делами — 693,7 млн. грн. (в предыдущем году на обслуживание президента и его свиты выделили более 1 млрд. грн.);

— секретариату Кабинета министров — 273,6 млн. грн. (почти на 200 млн. грн. меньше, чем было заложено в бюджете 2008 года).

Меньше политики, больше экономики

Эксперты сошлись во мнении, что принятый Закон «О государственном бюджете на 2009 год» без внесения изменений работать не будет. «Я уверен, любой государственный бюджет, красивый и правильный на первый взгляд, ничего не будет значить, если в нем не прописана существенная строка инвестиций. Если мы сегодня вкладываем  в бюджет деньги, завтра получим доходы и рост экономики, а если мы этого не делаем, то логичней забыть об этом бюджете», — уверен экономист Владимир Сухотеплый.

По словам эксперта, основная экономика работает не на поддержание государства, а чтобы возвратить ранее взятые большие кредиты. Вот куда попала наша страна. Хватает только на возврат долгов! Поэтому, что бы мы сейчас не придумывали, сегодняшний бюджет работать не будет. «Все экономические законы и правила работают тогда, когда отклонения от нормального движения экономических показателей не больше 15%, — говорит Владимир Сухотеплый. — Как только этот рубеж превышается, можно забыть про теории макро- и микроэкономики. Это уже неактуально».

Экономист напоминает, что существует 4 основных пункта макроэкономической теории: ВВП, уровень безработицы, инфляция и внешний торговый баланс. И любой бюджет строится из определения этих параметров, они должны быть четко прописаны. К сожалению, в нашем бюджете этого нет. У нас ВВП падает, инфляция и безработица растут, внешний торговый баланс ухудшается. «Хорошо, что наш народ за годы независимости научился выживать вне зависимости от того, как работает правительство и какие решения оно принимает. Иначе страну давно бы уже поразил дефолт. Я считаю, что принятый бюджет полностью политический, экономических решений в нем практически нет», — подвел итог дискуссии Владимир Сухотеплый.

Анатолий Звягель

Поділитися: