И кто его знает, чего он меняет?

16 січня 2009 о 10:29 - 1169

По мнению армянского радио, все новое в нашей жизни, как правило, проходит три стадии: «Сначала — противно, затем — приятно, в конечном итоге — обойтись не могу». Так было с принятием Госбюджета-2009, так, по всей видимости, будет и со многими другими законами, которые под влиянием финансового кризиса рассматриваются и принимаются в Украине. Например, сегодня идет активное обсуждение проекта Закона «О сборе с реализации», текст которого представлен на сайте Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ).

Предполагаемый законопроект воспринимается неоднозначно как налоговиками, так и экономическими экспертами. Свой взгляд на последствия его принятия они высказали на круглом столе, организованном в ИА «Новый мост».

Вынь да положь…

Заместитель начальника управления ГНА в Днепропетровской области Владимир Притыскач отметил, что проект Закона Украины «О сборе с реализации» пока только обсуждается. Он даже не внесен на рассмотрение Верховной Рады, и в Госбюджете на 2009-й год ни слова о налоге с реализации не сказано. Тем не менее, среди предпринимателей — физических и юридических лиц — он воспринимается по-разному. Кстати, так было и с упрощенной системой налогообложения. Вначале бизнес считал, что ему ее навязывают, а потом научился эффективно с ней работать. Подобный «упрощенке» механизм налогообложения предполагает и проект нового закона.

«Наибольший, по моему мнению, недостаток — это то, что этот налог является непрямым, — заявляет Владимир Притыскач. — Классика построения какой-либо налоговой системы состоит в том, что должны быть как прямые, так и непрямые налоги. А в этом проекте прямой налог на прибыль заменяется непрямым налогом — сбором с реализации. Налицо очередное «художество» украинского налогового законодательства».

Предполагается, что этот налог будут платить как юридиче­ские лица всех форм собственности, так и част­ные предприниматели, физлица, которые ввозят товары через таможню, а также те, кто имеет дело с нерезидентами. Предусмотрены две ставки налога: 1% от выручки — для производителей сельхозпродукции и 2% — для всех остальных категорий налогоплательщиков.

Кроме того, законопроект предусматривает снижение ставки НДС до 18% с 20%.

«Непрямой налог — например, НДС, все мы с ним знакомы. Его платит конечный потребитель, т.е. простые граждане Украины. И предложенные 2% сбора с реализации будем платить также мы с вами. Независимо от того, как сработает предприятие — в прибылях или с убытками, а 2%, будь добр, отдай. Получается, что он не зависит от деятельности предприятия», — говорит финдиректор консалтинговой компании «Инфоком» Мария Чумасова.

 

КСТАТИ

22 декабря в Верховную Раду был подан Кабмином проект Закона «О внесении изменений к Закону Украи­ны «О налогообложении прибыли предприятий». Законопроект № 3518 направлен на «вирівнювання податкового навантаження по виплатах з розподіленого прибутку при наявності фінансового посередника».

Проектом закона предлагается не включать в валовые расходы затраты на приобретение товаров, работ и услуг у физлиц-предпринимателей, которые уплачивают единый налог, а также начисление роялти в пользу таких лиц. Кроме этого, расходы, связанные с выплатой (начислением) процентов, других выплат по долговым обязательствам в пользу «единоналожника», также не будут входить в состав валовых расходов.

«В правительственном законопроекте №3518 предложено исключить из состава валовых затрат (уменьшающих, как известно, размер налога на прибыль) все выплаты предприятий частным предпринимателям (ЧП), уплачивающим единый налог (ЕН), то есть ЧПЕНам. Самих ЧПЕНов при этом формально не трогают, вот только их заказчики будут оставаться без налогоуменьшения, а потому наверняка быстро переориентируются на иных поставщиков/подрядчиков, мгновенно оставив ЧПЕНов (которые в таком случае окажутся невыгодными) без сбыта, без заказов и без средств, — пишет в «Зеркале недели» известный экономист Александр Кирш. — Уцелеют, таким образом, лишь те из них, кто что-то делает/продает не предприятиям, а непосредственно физлицам, работая в рознице или, к примеру, в парикмахерской. Остальные же ЧПЕНы, которым с видом деятельно­сти не повезло, ибо вид этот ориентирован у них на юрлиц, свое предпринимательство должны будут закрыть и пополнить ряды безработных».

Кто «на коне», а кто…

Дискуссия о том, хорош или плох оборотный налог или налог с продаж, сама по себе не нова. Как отметил начальник управления налогообложения юрлиц ГНА в Днепропетровской области Виталий Мироненко, например, в Беларуси идет дискуссия постепенной замены оборотного налога на НДС. В России есть налог за утилизацию мусора, который исчисляется исходя из объемов реализации. Причем в некоторых субъектах Федерации поступления от этого налога значительно превышают другие источники.

Т.е. дискуссия проходит в плоскости: этот вид налога стимулирует производство или не стимулирует, повышает экономическую заинтересованность предприятия или наоборот — пресекает эти процессы, вымывает оборотные средства и т.д.

«По моим расчетам, например, при нулевой рентабельности предприятия этот налог становится убыточным, т.е. платится за счет предприятия. Если же прибыль составляет 10%, то налог с реализации будет равен сумме, которую бы предприятие платило при ставке налога на прибыль 22%. А обеспечить 10% рентабельности не так уж и сложно. Если же рентабельность будет составлять 15%, то это будет равно 15% налога на прибыль, то есть субъект налогообложения только выиграет», — сказал он.

По мнению налоговиков, от введения налога с оборота «на коне» окажутся металлургия и горно-добывающая промышленность. Т.е. отрасли Днепропетровщины, которые в основном работают на экспорт. При этом однозначно пострадает торговля, как розница, так и опт. «Потому что в них налоговая отдача колеблется от 0,3% до 0,6%. Поэтому если бизнес сядет и обсчитает этот налог с калькулятором, то, я думаю, самыми заинтересованными должны быть предприятия с высокой налоговой нагрузкой, например, металлургия, а торговля, которая, не секрет, свою прибыль регулирует при помощи всевозможных построенных на законодательстве операций, то им такой механизм будет не выгоден», — говорит Виталий Мироненко.

По его словам, самое главное то, что эта форма налогообложения послабляет налоговое давление тем предприятиям, которые работают максимально интегрировано и с высокими показателями в экономике. «Думать об отстающих и затратных, и говорить о том, что им будет плохо и давайте за счет более сильных будем помогать более слабым, сегодня уже не приходится», — констатирует начальник управления ГНА.

С ним категорически не согласен вице-президент Союза аудиторов Украины Михаил Крапивко, который утверждает, что с точки зрения сегодняшней кризисной экономики, нужно говорить о том, что у нас значительно увеличится безработица. Куда по­йдут люди? Еще недавно мы рассматривали и предполагали, что многие из них пойдут в малое предпринимательство. После принятия же предложенного проекта закона, о каком малом предпринимательстве можно вести речь, когда возрастет налоговая нагрузка и кончится вся «упрощенка»?

 

КСТАТИ

Правительство с начала года усложнило жизнь предпринимателям, работающим по упрощенной системе налогообложения.  30 декабря вступило в силу правительственное постановление №1118, которое предусматривает, что субъекты малого предпринимательства, бывшие плательщиками НДС до перехода на упрощенную систему налогообложения, должны подать в соответствующий орган государственной налоговой службы заявление об аннулировании регистрации их как плательщиков НДС, и сдать соответствующее свидетельство.

В противном случае — налоговики имеют право и без заявления налогоплательщика осуществить аннулирование регистрации единщика в качестве плательщика НДС, — пишет газета «Частный предприниматель».

Опрошенные «Экономическими известиями» предприниматели подчеркнули, что занимают выжидательную позицию, максимально откладывают поход в налоговую инспекцию и намерены дожидаться официального вызова от налоговиков.

Стоит упомянуть, что налоговики взялись выполнять это решение Кабмина не с начала года, а только 8 января.

По мнению наблюдателей, инициатива правительства Юлии Тимошенко абсолютно понятна — Кабмин пытается перекрыть «дырку» для ухода от налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения.

О малом бизнесе замолвите слово…

По словам Михаила Крапивко, в предложенном проекте закона заложена система налогового мультиплекса (налог, насчитываю­щийся на налог — ред.), который состоит в том, что на каждом этапе, начиная от добычи (производства) и заканчивая реализацией продукции, налогоплательщик будет платить 2%.

Кроме того, все, кто находится на едином налоге, тоже должны платить 2%. Т.е. юрлицо платит 12% на каждом этапе, физические лица — свои 220 гривен плюс 2%. Где упрощенка? Она закончилась… Нужно контролировать всю реализацию.

Также граждане как из своих зарплат, так и при любом оформлении сделки (продаже, дарении, обмене квартиры, машины и т.д.) должны будут заплатить 2%. По словам аудитора, освобождаются только дипломатические представительства, физические лица, которые ввозят товары только для собственного потребления, бюджетные учреждения и организации, благотворительные организации.

«Для кого же этот закон сделает лучше? Для олигархов. Они, из-за него, потеряют налог на дивиденды — его уже не нужно будет платить. Будет происходить резкое снятие дивидендов», — заявляет Михаил Крапивко.

По замыслу авторов предложенный законопроект должен уменьшить нагрузку на бюджет в части администрирования налогов. Но так вряд ли будет. Почему? По мнению эксперта, в нем заложена «налоговая яма» — это бартер, натуральный обмен. И его нужно будет контролировать. Ведь желающих реально его показывать будет не много. Следовательно, ГНАУ получит дополнительную нагрузку на контроль бартеризации. Это реальные последствия.

По мнению экспертов, хорошо то, что этот закон маленький, удобный, легко админи­стрируется. Но если прочитать конечные положения, то видно, что этот закон будет действовать с 1-го января по 31-е декабря 2009 года. Можно сделать вывод — это антикризисный закон. Тогда кризис где у нас? В экономике или в бюджете? «Этот закон призван решить только бюджетный кризис. В реальной экономике, благодаря налоговому мультиплексу, он ничего не решает: единый налог пропадает, малый бизнес либо уходит в тень, либо прекращает свое существование, — заявляет Михаил Крапивко. — Выигрывает только бюджет, и то — очень сомнительно. Потому что налог-то оборотный. Не будет оборота — не будет налога».

 

КСТАТИ

Принятый Верховной Радой в первом чтении законопроект «О местных налогах и сборах» предполагает замену рыночного сбора налогом, который предусматривает плату не за торговое место, а за каждый квадратный метр земельной площади, в том числе за рыночные проходы и проезды. По мнению председателя ассоциации «Укрринок» Александра Назаренко, при условии принятия этого закона увеличение рыночного сбора будет от 21,4 до 214 раз.

Так, крупнейший в Европе рынок «Седьмой километр» возле Одессы за год выплачивает до 100 миллио­нов гривен в бюджет. С февраля эта сумма должна возрасти до трех миллиардов.

Для справки: более двух миллио­нов граждан Украины зарабатывают на жизнь себе и своим семьям, торгуя на рынках. Еще около 30 миллионов являются их покупателями.

Кроме рынков, в проекте закона «О местных налогах и сборах» ущемляются права предпринимателей и работодателей в туристическом, парковочном и рекламном бизнесе. Например, налог на рекламу увеличивается в 10-20 раз.

В Одессе, Чернигове и Запорожье уже прошли акции протеста против законопроекта «О местных налогах и сборах».

 

В ходе обсуждения представители ГНА в Днепропетровской области склонны больше к мнению, что действие нового закона должно привести к тому, что в нашей экономике останутся сильнейшие, те, кому это выгодно.

По мнению экспертов-практиков, при нормальной экономике такое действие закона, может быть, было бы возможным. Но при сегодняшней кризисной экономике — вряд ли.

Анатолий Звягель

Поділитися: