Через спорт к национальным традициям

19 грудня 2008 о 14:24 - 1134

Сегодня в Украине на различных уровнях много говорят о возрождении национальных традиций. Без них народ не живет, а прозябает. Традиции — это панцирь, который сохраняет сообщество от вражеских ударов. Каждый народ, как на западе, так и на востоке, имеет свою боевую культуру, традицию. Каждая нация на пути своего развития неоднократно проходила через испытания войной, находилась в состоянии «выживания». Именно в те времена и формировались боевые культуры, благодаря которым воспитывались настоящие воины, способные в любое время стать на защиту своего народа.

К сожалению, у нас не всегда разговоры перерастают в практические дела. Но, слава Богу, есть в Украине энтузиасты, которые в силу своих возможностей занимаются возрождением национальных боевых искусств — составляющей возрождения национальных традиций. В Днепропетровске таким «островком возрождения» является образцовая школа казацкого национального боевого искусства «Спас-Штурм», которая входит в состав детско-юношеского физкультурно-оздоровительного центра «Штурм».

Кто ищет, тот всегда найдет

Украина всегда славилась хорошими вои­нами, в частности, запорожскими казаками, слава о которых прозвучала по всему миру. Не зря многие выдающиеся деятели того времени считали необходимым брать в личную охрану именно «сечевиков». Поэтому-то не могло быть так, чтобы не существовало украинского традиционного боевого искусства. Из существующих исторических источников известно о существовании у запорожцев системы выучки юношей путем игр и развлечений, которые природным образом укрепляли их тело и душу, плавно переходя к изучению борьбы и работе с оружием.

Как рассказала директор детско-юношеского физкультурно-оздоровительного центра «Штурм» Ирина Герливанова, у педагогического коллектива, который начал работать в 1992 году, уже в конце 90-х возникла мысль: если существуют различные виды восточных единоборств, которые прижились как на Украине, так и в России, других странах СНГ, то неужели на родине Запорожской Сечи нет нашей боевой культуры?

«Кроме того, мы потомки этих людей и, наверное, это наш долг, — подчеркивает Ирина Анатольевна. — Если мы прививаем детям физическую культуру, то мы должны возрождать и нашу национальную боевую культуру».

Начались поиски… Звонки были во все регионы Украины. Выяснилось, что боевые искусства развивались: боевой гопак, сварга, триглав, крест, казацкая башня, казацкий двобой и другие. В 1998 году рядом, в Запорожье, была найдена единственная на то время в Украине бюджетная детско-юношеская казацкая спортивная школа национального боевого искусства «Спас». Тренеры «Штурма» после знакомства с ее руководителем Александром Притулой прошли подготовку на семинарах инструкторов. И в сентябре 1999 года на базе клуба была открыта экспериментальная группа национального боевого искусства «Спас». А после удачного проведения первого в Днепропетровске турнира по «рукопашу» «Спас» в честь Дня Вооруженных Сил Украины — открыта школа «Спас-Штурм», которую возглавил Геннадий Поляков. По его словам, главная цель работы школы — воспитание подрастающего поколения «верными сынами земли своей», стойких патриотов — защитников Родины.

По словам Ирины Герливановой, детей обмануть невозможно. Если они сначала не поверят, второго раза уже может и не быть. Поэтому нужно самому сильно верить в то, что ты делаешь. А также сделать так, чтобы и у детей было полное доверие, как к тебе, так и к твоему делу. Поэтому, когда в клубе была организована экспериментальная группа, взрослые искали, в первую очередь, ту методику, которая была бы интересна, прежде всего, детям. «Нас могут научить только дети», — уверена Ирина Анатольевна.

«Мы гордимся тем, что путь, пройденный нашей школой и воспитанниками, сделал позитивный имидж в среде молодежи именно украинскому боевому искусству «Спас», — заявляет вице-президент Всеукраинской федерации «Спас», президент областной федерации «Спас», руководитель образцовой школы казацкого боевого искус­ства «Спас-Штурм» Геннадий Поляков. — И мы гордимся тем, что сегодня в Днепропетровске престижно заниматься этим боевым искусством».

Ученики школы «Спас-Штурм» горды тем, что они могут носить шаровары, не потому что это какой-то там раритет или просто от любопытства, а потому что это уже определенная часть их жизни. Как они сами говорят: «Спасом» нельзя заниматься, «Спасом» нужно жить. Поэтому для самых младших учеников наилучший подарок — это шаровары. И когда, по словам Геннадия Полякова, на празд­нике, посвященном дню рождения школы, во время торжественного посвящения в ученики, они их получают, от восхищения и гордости у малышей загораются глаза. Часто они не снимают шаровары ни ночью, ни днем. Носят их даже под брюками школьной формы в школу. Родители пытаются с этим бороться, но… не всегда успешно.

Каждый год что-то новое…

Если в Запорожье святыня казачества — Хортица, то в Днепропетровске — это Старые Кодаки. Здесь находится разлив реки Днепр, где начинаются первые запорожские пороги, а также место, где стояла крепость Кодак. Именно здесь «Спас-Штурм» основал и ежегодно проводит Всеукраинский фестиваль национальных боевых искусств и исторического наследия Украинского народа «Днепровские пороги». В 2008 году он проходил уже в шестой раз. По словам организаторов, сегодня он перерос в традиционный фестиваль, состоящий из фольклорно-спортивного праздника «Истоки» (показательные выступления школ национальных боевых искусств, творческих коллективов, казацкие развлечения), первенства Украины по национальному «рукопашу» «Спас», турнира «Герць на порогах» (межстилевые соревнования сильнейших бойцов Украины и ближнего зарубежья) и т.п.

«У нас есть традиция — каждый год мы долж­ны придумать что-то новое. В мае месяце 2009 года мы хотим впервые попробовать провести историческо-спортивный праздник — «Сечь гудит». Ведь именно Сечь объединяла казачество. Хотим, чтобы его участники поели кашу, поиграли в казацкие развлечения, провели совместные открытые тренировки», — говорит Ирина Герливанова.

По ее словам, мероприятия «Днепров­ских порогов» рассчитаны не только на детей, но и на их родителей, взрослых, которые желают приобщиться к украинской культуре и «Спасу».

«Когда мы начинали работать, одеть на парня шаровары было в диковинку. Сейчас это уже никого не приводит в удивление. Через детей мы также воспитываем и родителей. И очень приятно, когда на наши мероприятия они приходят в вышитых сорочках, чтобы как-то быть в одном деле с ребенком», — рассказал Геннадий Поляков.

Кроме того, к воспитанникам «Спас-Штурма» приезжают родственники и друзья из других городов Украины и России специально для того, чтобы побывать на казацких праздниках.

От каждого по способностям, каждому по потребностям

По словам Геннадия Полякова, юноши, переступив порог «Спас-Штурма», получают возможность присоединиться к большому пласту боевой культуры украинского народа, присоединиться к тому делу, которым жили наши предки.

Кроме того, это путь физического самосовершенствования. «Спас» предоставляет возможность реализовать как физический, так и духовный потенциал каждому молодому человеку. Независимо от состояния его здоровья, физического развития, возраста и т.п. В школе создана как градация групп по уровню подготовленности, так и различные направления «Спаса»: украинский «рукопаш» (спорт), фольклорно-искусствоведческое направление (показательные выступления, развлечения, игры) и боевое (искусство самообороны).

«Своей работой мы показали: что наши дети могут, и в каком направлении мы движемся. Надеемся, что в правильном. К сожалению, пока что мы не вошли ни в одну из принятых областных программ. Мы пишем письма, пытаемся находить общий язык и понимание Казацкого совета, созданного при ОГА. Но пока в «Штурме» у них необходимости нет. Наверное, они решают какие-то более важные вопросы?» — говорит Ирина Герливанова.

Анатолий Звягель

Поділитися: