«Липкие руки» на дороге

12 грудня 2008 о 09:53 - 1105

Третью неделю действуют изменения в законодательстве Украины, которые регулируют отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в нашей стране. Изменилась ли с их введением ситуация на дорогах? Уменьшилась ли аварийность? Как изменились взаимоотношения участников дорожного движения и сотрудников ГАИ? Продолжают ли последние брать взятки, и как проходит бессрочная акция «Чистые руки», попытались разобраться участники заседания в днепропетровском пресс-клубе реформ.

Спрос рождает предложение?

Стоит напомнить, что, по законодательству, такое явление как взятка — это, прежде всего, взаимный процесс, и ответственность несет как человек, который берет взятку, так и тот, который ее дает.

По мнению начальника отдела связей с общественностью УГАИ ГУ УМВД в Дне­пропетровской области, майора милиции Владимира Лебедева, сегодня, на фоне нового законодательства, когда суммы штрафов значительно возросли, данная проблема волнует не только участников дорожного движения, но и работников автоинспекции.

«Сегодня распоряжением начальника ГУ МВД в области созданы специальные группы, которые работают на линии и осущест­вляют как гласный, так и негласный контроль несения службы инспекторами ДПС», — подчеркивает Владимир Лебедев.

В ходе этих мероприятий осуществляется скрытое видео-, фотонаблюдение за тем, как инспектор несет службу. Об этом все знают, в том числе и инспектора. В результате выявления каких-то неправомерных действий, принимаются жесткие меры реагирования. По словам, представителя Госавтоинспекции, сегодня личный состав, который несет службу на линии, строго предупрежден о недопустимости взяточничества и понимает, что, как только станет известно о получении взятки работником ГАИ, он, как минимум, работать в ГАИ уже не будет. А максимум — им займутся следственные органы милиции, и дело может дойти до суда. При этом главной причиной возникновения коррупции в ГАИ считают грубые нарушения правил дорожного движения.

«Я всегда говорил: в первую очередь, не нужно нарушать, во вторую — не нужно давать взятки и провоцировать инспекторов на данный факт, — делится своим опытом Владимир Лебедев. — Понятно, что законопо­слушный гражданин, который в принципе не нарушает ПДД, может допустить мелкие нарушения, например: по невнимательности не пристегнулся ремнем безопасности либо не включил сигнал поворота. В жизни бывает все, и никто от этого не застрахован.

Сегодня ГАИ нацелена на выявление грубых нарушений ПДД, которые, в первую очередь, влияют на безопасность и ведут к тяжким дорожно-транспортным происшествиям. Наша главная задача — сбить вал ДТП. Ведь только в прошлом году на дорогах Украины погибло около 9,5 тысяч человек».

 

СПРАВКА

За первую неделю работы новых законов на Днепропетровщине было выявлено 4.214 нарушений ПДД. Сумма наложенных штрафов составила 1.054.000 гривен.

Количество ДТП: 42 (89 — за аналогичный период 2007 года) — снижение на 53%. Гибель людей — 3 (12) — минус 75%. Получило травмы различной степени тяжести: 45 (113) — снижение на 60%.

Работа на корзину в прошлом?

Нужно отметить, что все денежные средства, полученные от штрафов, идут в госбюджет. Таким образом, никаких ни комиссионных процентов, ни премиальных работникам Госавтоинспекции от этого не поступает. Отсутствие такой прямой материальной заинтересованности их работников позволяет избежать излишнего «свирепствования» инспекторов на дорогах и проявления коррупции.

Оплата штрафа производится в течение 15 дней. В противном случае сумма штрафа удваивается и материалы поступают в государственную исполнительную службу. Которая, в отличие от ГАИ, получает определенный процент от взысканной суммы.

По словам Владимира Лебедева, низкая результативность штрафов до последнего времени объяснялась еще и тем, что их размер за некоторые нарушения составлял смехотворные 1,70 гривны. И это при том, что сам бланк протокола стоит 2 гривны. Если же его еще отправить по почте, то за пересылку и прочее нужно выложить еще до 10 гривен. Поэтому понятно, в каких условиях приходилось работать инспекторам, когда в начале 2007 года они получали приказ усилить свою работу и бдительность. Новой законодательной базы еще не было, а «гайки закручивать» требовали… Как выход, тогда ввели такое понятие, как «система нарушений», когда за три нарушения водителя направляли на пересдачу.

«В ходе этой работы появились такие факты, которыми мы были просто шокированы, — говорит Владимир Владимирович. — Попадают, наконец-то, документы в суд, и выясняется, что на человека в течение года уже составлено 25, 28, 30 протоколов: за превышение скорости, проезд на красный свет и т.п. И ни по одному из них он не заплатил штраф(!!!). Он просто никуда не ходил, даже в суд. Судей тоже можно понять: тратить время и проводить заседание по штрафу за 17 гривен… Таким образом, такие протоколы в большом количестве «сгорали» по своему времени и падали в корзину. ГАИ работала вхолостую: нарушения выявлялись, протоколы на них составлялись, а результата не было. Сегодня же, с принятием нового законодательства, у нас наступает такое понятие как неотвратимость наказания».

 

КСТАТИ

В ГАИ создана специальная форма отчетности по работе с элитными автомобилями стоимостью свыше 50 тысяч у.е. Лишь за одну неделю работы в новых условиях примерно 30% всех задержанных составили именно такие автомобили.

Не нарушайте — вас снимают!

Сегодня в целях недопущения взяток ГАИ активно занимается внедрением видеонаблюдения на дорогах. Что позволит уменьшить количество контактов между водителями и инспекторами. По словам Владимира Лебедева, стационарных камер наблюдения, которые устанавливаются над проезжей частью, в области, к сожалению, пока что нет. Сегодня на вооружении работников ГАИ имеются всего пять спецсредств «Визир» (4 — Днепропетровск, 1 — Кривой Рог). Это переносная видеокамера, которая фиксирует нарушение ПДД в режиме реального времени. Она фотографирует номер и фиксирует время, дату и скорость движения автомобиля. Все данные записываются на компьютерный чип, и удалить их невозможно. С помощью «Визиря» можно, не останавливая водителя, зафиксировать нарушение и отправить по почте постановление о наказании на исполнение. Такой принцип работы повсеместно используется как в Европе, так и в США.

Кроме камер, планируют использовать диктофоны. В свое время, по словам Владимира Лебедева, в виде эксперимента ГАИ Киевской области закупила для всех экипажей диктофоны. У экипажей Днепропетровщины диктофоны частично также имеются. Но, по мнению руководства облГАИ, это не панацея. Сейчас идет дооборудование новых поступающих в подразделения автомобилей четырьмя или пятью видеокамерами, расположенными по правому и левому бортам, спереди и сзади, а также в середине салона. В течение смены проводится запись разговоров и всего, что происходит. Все это в течение смены записывается, форматируется и архивируется на какой-то определенный срок. Это делается для фиксации как самого ДТП и нарушений, так и всех разговоров и действий инспекторов. Аппаратура сделана так, чтобы убрать что-то или стереть запись было невозможно. Руководство ГАИ возлагает большие надежды на этот вариант как на один из способов успешной борьбы с фактами коррупции.

«Все эти технические средства мы ждем с нетерпением, — говорит Владимир Лебедев. — Мы думаем, что в течение года мы технически немного окрепнем, с появлением новой техники будет больше порядка на наших дорогах и уменьшится уровень коррупции».

ГАИ предполагает, а жизнь располагает?

По мнению другого участника обсуждения, секретаря общественного совета при УМВД области по вопросам соблюдения прав человека Андрея Шуляка, введение законодательных поправок и увеличение размеров штрафов в некоторой степени дисциплинировало всех участников дорожного движения. Понятно, что по результатам одной или двух недель о результатах говорить еще рано. Основные выводы можно будет делать уже где-то через полгода работы в новых условиях.

Сейчас можно сделать только предварительные выводы. Например, уже большинство водителей пристегиваются ремнем безопасности, чего раньше не было.

По информации, полученной от водителей, на дорогах, к сожалению, взятки все-таки берут. Эти случаи происходят намного реже, но размер взятки вырос в 5 раз. При этом многие водители сами готовы ее давать инспектору. Возможно, это связано с тем, что уровень доходов нашего населения не позволяет ему платить большие штрафы?

 

КСТАТИ

Согласно социологическому опросу, проведенному 28 ноября 2008 года Дне­пропетровским филиалом Института Горшенина в местах массового скопления людей в Днепропетровске, более половины жителей города (52%) считают, что значительное повышение штрафов за нарушение правил дорожного движения не способствовали повышению уровня безопасности на дорогах.

Вместе с тем, каждый третий горожанин (37,5%) считает, что с введением новых штрафов движение на дорогах стало более дисциплинированным, а потому — менее аварийным. Однако опрошенные констатировали бессмысленность увеличения размеров штрафов без эффективного пресечения взяточничества на дорогах.

Также значительная часть опрошенных (44,3%) отметила прямую зависимость между размерами штрафов и размерами взяток сотрудников ГАИ, соответственно, увеличение размеров взяток с увеличением размеров штрафов за нарушение ПДД.

 

Андрей Шуляк считает, что предпосылки к коррупционным деяниям заложены в самих статьях нового закона. Во-первых, это вопрос с пьяными водителями.

«Законодатель предусмотрел, что за езду в нетрезвом виде предусмотрена ответственность от определенной суммы штрафа до лишения прав или исправительных работ, — рассказывает секретарь общественного совета при УМВД области. — Решение принимает именно инспектор. В этом заложена возможность того, что одни водители будут штрафоваться, а другие — лишаться прав. Я считаю, что стоило бы сделать так, чтобы за езду в нетрезвом состоянии водители обязательно лишались прав. Такая постановка вопроса не допускала бы возможности коррупции. И водители знали бы, что никакими штрафами они не откупятся».

Кроме того, представитель общественности предложил руководству облГАИ постоянный контроль за инспекторами на дорогах.

Еще одной предпосылкой к коррупции, по словам Андрея Шуляка, является вопрос изъятия лицензионной карточки у перевозчика. Сегодня он отдан на откуп представителям ГАИ. Не исключается возможность определенных договоренностей. По всей видимости, такой порядок — недоработка законодателей. Вопрос — лишать или не лишать перевозчика лицензионной карты — должен решаться в судебном порядке. Т.е. ГАИ должно подготовить все документы и представить их в суд.

Кроме того, если раньше многие вопросы ответственности за дорожные правонарушения решались в суде, то сегодня инспектор ГАИ единолично решает вопросы о том, в каком размере будет штраф: либо максимальный, либо минимальный. Его величина может колебаться от 250 до 400-500 гривен. Как решит инспектор, и на каком основании он примет решение — остается, к сожалению, непонятным.

Таким образом, с начала работы нового законодательства споров среди участников дорожного движения хватает. Ведь не каждый водитель сразу соглашается оплачивать штраф, который существенно бьет по карману. Жалобы, нарекания и предложения по работе инспекторов ГАИ в области теперь каждый имеет возможность высказать лично по телефону «горячей линии». Сюда же можно сообщать и о возможных случаях коррупции.

СПРАВКА: телефон «горячей линии» Управления ГАИ ГУМВД Украины в Днепропетровской области — 8 (056) 744-51-92.

Анатолий Звягель

Поділитися: