Украинский брейк-данс: новые горизонты

05 грудня 2008 о 09:32 - 1720

Для Центра «Другие Танцы» организация брейк-данс фестиваля «Breathtaking — Ukraine» была очень смелым шагом. Марина Лымарь, несмотря на свой огромный опыт продюсирования международных театральных проектов, по её же собственному признанию, слегка мандражировала, подступаясь к незнакомому ей формату би-боинга.

Однако решила не мелочиться и сразу сыграть по-крупному. Поставила — и не проиграла.

Все, кому посчастливилось 15-16 ноября посетить днепропетровский клуб «Тайм-аут», сошлись во мнении: фестиваль удался. И главной его ценностью стало не только выступление мировой легенды hip-hop культуры Niels STORM Robitsky, а атмосфера фестиваля в целом. ТОР команды Украины, России и Беларуси, а также молодые би-бои, заявившие своё участие в фестивальной номинации JUNIORS, получили уникальную возможность встретиться на одной площадке. Такого в Украине доселе не было! Соревнование  220 брейк-дансеров (из одной лишь Украины в Днепропетровск съехались представители 26 городов) стало настоящим театральным действом,  по силе страстей и накалу конфликта не уступающим Шекспировским шедеврам.

Первый фестивальный день, в который, собственно, и состоялся баттл, был отмечен заметной массовостью. Помимо главной площадки, где проходили главные битвы, в зале постоянно возникали спонтанные арены, на которых юные би-бои показывали, чего они достигли, а более зрелые — разминались перед «схваткой». Зрители заполонили всё пространство огромного зала, «гроздьями» свисали с балконов. Атмосфера была нескучной: популярный в украинской би-бойской тусовке Мс Flipper сыпал фразами вроде «Давайте покажем не д***мо, а настоящий брейк», и под фирменную музыку, которую «крутил» специально приехавший  на фест из Ялты DJ Vag, би-бои выкладывались, как могли.

Главной чертой, отличающей баттл от обычного джема (танцевальной импровизации), является особый эмоциональный «градус» соревнующихся на «арене» команд. Пока один из би-боев крутится на голове, стоит на одной руке, завязывается в узел, либо демонстрирует другие технические диковинки, его «напарники» в лицах изображают эмоции восторга, при этом оппоненты — не менее театрально доказывают, что выступающий — отстой. Меня, человека, никаким образом не относящегося к брейку, зато немного разбирающегося в театральном мастерстве, поразила эта безукоризненная правдивость игры. Эмоции выражались всем телом и мимикой, при этом за 8-10 минут баттла ни один из участников команды (как правило, это 6-8 человек) не выходил из «образа».

Представительное жюри, в состав которого входили мастера международного класса STORM (Германия), bboy Freeze (Швеция) и bboy Frankie (США), было категоричным, жест­ким и, как справедливо отметили после окончания феста сами участники, непредвзятым. Судьи выделяли понравившуюся команду движением руки в ее сторону, и их вердикты, как правило, совпадали.

Жаркие фестивальные баттлы длились 7 часов к ряду. 4 место было отдано команде из Полтавы ON TRAFFIK, третьими стали киевляне  RAFFNECK ATTACK, серебряный диплом увезла в Крым команда любимца би-бойской тусовки, известного под ником Scream, SOUTH FRONT. Победителем фестиваля и обладателем призового фонда в 2000 Евро стала сборная Беларуси. И эта победа, по словам Шторма, была очевидной. Белорусы стали фаворитами феста, завоевавшими симпатии жюри и зрителей.

Второй фестивальный день был отдан зрелищной программе.

Kane Wung и Storm показали высший пилотаж танцевальной техники и артистизма. Оказалось, что всемирно известное «Соло для Двоих» представляет собой своеобразный диалог Шторма со своим  двойником на экране. Видеоряд спектакля, отснятый самим артистом, стал полноценной составляющей спектакля. Он гармонично вплетается в танец, полный поиска и неожиданностей…

Дуэт «Мужчины за работой», который Storm исполнил со своим французским другом и коллегой Kane Wung, вызвал не меньшую бурю эмоций. Это был праздник пластики и театральности. Возникло ощущение, что выступление «мэтров» заставило многих молодых би-боев, ещё вчера лихо бравировавших в баттлах своими виртуозными техническими фишками, критически посмотреть на свой танец, задуматься над его содержанием, музыкальностью, ритмическим рисунком.

Участники «Breathtaking — Ukraine» увезли с собой новый бесценный опыт, а зрители фестиваля — новое понимание  мира под названием «брейк». Фестиваль стал ярким и зрелищным событием для Днепропетровска, «Другие Танцы» же в очередной раз доказали: верные партнёры, огромное желание и организаторский талант, даже при абсолютном отсутствии поддержки со стороны городских чиновников, позволяют свершить, казалось бы, невозможное.

Татьяна Гонченко

Поділитися: