Как остановить «Русскую рулетку» на наших дорогах?

07 листопада 2008 о 10:24 - 1100

Отечественные властьимущие время от времени гордятся и подчеркивают тот факт, что за годы независимости Украины на ее территории не было крупных массовых кровопролитий, вооруженных конфликтов и тому подобного, как, например, в России, Закавказье или бывших среднеазиатских республиках СССР. Но война у нас все-таки идет — на дорогах.

Украинские дороги, к сожалению, уносят все больше человеческих жизней. Гаишники винят водителей, которые не соблюдают правила, а водители — состояние дорог и отсутствие знаков. Нынешняя ситуация на украин­ских трассах напоминает правила смертельной «Русской рулетки».

Остановить эту опасную «игру» призвана новая система штрафов за нарушение правил дорожного движения. Так говорят работники ГАИ…

Жив, курилка…

Еще свежи в памяти события 2005 года, когда Президент Украи­ны Виктор Ющенко назвал государственную автоинспекцию полностью дискредитированной организацией, и несколько раз подчеркнул, что ГАИ «не станет в течение суток». Именно за 24 часа должен был быть подготовлен указ то ли о ликвидации, то ли о реорганизации. «Вы же выезжае­те на дорогу только для того, чтобы пытать людей», — с упреком заметил Виктор Ющенко в адрес сотрудников госавтоинспекции.

Почти два года отечественная ГАИ находилась в подвешенном и деморализованном состоянии. А в это время на дорогах страны кипела своя, не всегда радостная жизнь. Многие водители и пешеходы потеряли как страх, так и совесть, рассекая по дорогам, как Бог на душу положит. Аварийность тут же резко пошла в гору, а к местам ДТП звать стало некого…

В 2007 году Виктор Ющенко признал ошибкой собственное решение двухлетней давности о расформировании ГАИ и дал поручение и.о. министра внутренних дел в недельный срок «подготовить законопроект о существенном повышении штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения».

И вот, наконец, 19 сентября 2008 года парламентарии, отставив на время в сторону политические амбиции, приняли во втором чтении Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», которым была значительно усилена ответственность за нарушение правил дорожного движения. 17 октября Закон был опубликован и через месяц, т.е. с 17 ноября этого года, Госавтоинспекция начинает работать по-новому.

Что день грядущий им готовит?

По словам работников ГАИ, новый Закон содержит ряд нововведений.

— Во-первых, существенно увеличены штрафы, — говорит начальник отдела по связям с общественностью и СМИ управления ГАИ в Днепропетровской области майор милиции Владимир Лебедев. — Во-вторых, действенным оружием в борьбе за порядок на дорогах должны стать санкции: административное задержание водителей на срок от 10 до 15 суток, исправительные работы от 40 до 60 часов, доставка автомобиля на штрафплощадку. В-третьих, более жестко оговариваются наказания за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, наркотическом опьянении, а также, чего раньше не было — под воздействием лекарственных и иных препаратов, которые приводят к опьянению водителя.

Кроме того, допускается фиксация работниками ГАИ правонарушений с помощью видеокамер и других технических средств. В этом случае предполагается, что дело будет рассмотрено заочно, а постановление о наложении штрафа отсылается владельцу транспортного средства. Если же за рулем был не он лично, а, скажем, «по доверенности», будет предоставляться 10 дней, чтобы доказать свою невиновность и избежать штрафов.

Правда, пока что введение в практику автоматических спецсредств откладывается на неоп­ределенное время. По словам, Владимира Лебедева, сегодня в Украине их еще не используют  в силу того, что такая аппаратура стоит дорого. Только недавно в Киеве закупили первые ее партии, ведется монтаж и настройка.

Мировой опыт показывает, что автоматические спецсредства — очень продуктивная система отслеживания нарушителей. Камера подключена к компьютеру, после того, как номер автомобиля был зафиксирован, он тут же передается в национальную базу данных, которая выдает всю информацию о водителе и его автомобиле. Вот только не спешат наши правоохранители доверить нарушителей технике, ссылаясь, как правило, на нехватку средств в госбюджете. Предпочитают пока работать по старинке — глаза в глаза. Оно и понятно: а поговорить?..

Сколько, сколько?

Работники автоинспекции подчеркивают, что размеры новых штрафов должны заставить участ­ников дорожного движения, как на транспорте, так и пешеходов, придерживаться правил. Ведь теперь правонарушитель реально станет врагом самому себе.

Так, минимальный штраф составляет 55 гривен (за мелкие нарушения, например, не пристегнутый ремень безопасности), максимальный — до 3.400 (управление транспортным средством в состоянии опьянения) или лишение водительских прав на 1-2 года, а то и арест сроком от 7 до 10 суток. Кроме того, если водителя поймали пьяным во второй раз, прав лишат на 2-3 года, в третий — на 10 лет и выставят автомобиль на комиссионную продажу.

 

КСТАТИ

Согласно официальной статистике, каждые 12 минут в Украине происходит ДТП, почти каждые 1,5 часа гибнет один человек. В среднем за сутки в ДТП погибает 20 и получают травмы различной степени тяжести более 150 человек. ГАИ считает, что основной причиной аварий является нарушение ПДД.

 

Согласно новому закону, введены дифференцированные штрафы за нарушения скоростного режима.

— Раньше это была одна сумма. Сейчас же за превышение скорости на 20 км/час предусмотрен один штраф, а уже за превышение более чем на 50 км/час — другой, — подчеркивает начальник отдела административной практики управления ГАИ в Днепропетровской области майор милиции Виктор Кобзар.

Работники ГАИ уверены, что с введением нового закона каждое нарушение ПДД будет иметь неотвратимость наказания. По их словам, несмотря на то, что в последнее время они зачастую работали в две и более смен, эта деятельность была похожа на борьбу с ветряными мельницами — ин­спектора работали вхолостую. Дела о правонарушениях передавались в суды, и там они надолго оседали. Потому что, несмотря на загруженность судей, рассматривать дела «стоимо­стью» 8,5-68 гривен они не были особенно и заинтересованы. Теперь, при новых суммах штрафов, и суды, и государственная исполнительная служба будут заинтересованы в скорейшем и полном их взимании с правонарушителей.

У водителей есть вопросы…

Мнения простых водителей, которые скоро на себе ощутят нововведения, разные. Так, например, Сергей Полывяный, водительский стаж которого составляет 18 лет, считает:

— Штрафы повышать нужно. А за «пьянку», я считаю, необходимо забирать права пожизненно. В последнее время количество беспредельщиков за рулем значительно увеличилось. Но помимо этого важно еще и повысить контроль за работниками ГАИ и поднять зарплаты рядовых ин­спекторов — человек, который стоит на дороге, не должен получать 2-3 тысячи гривен. Нужно создать такие условия, при каких им было бы невыгодно брать взятки.

Согласен со своим коллегой и водитель маршрутного такси Александр Нежданов, водительский стаж 23 года:

— Также нужно разработать комплекс мер по улучшению условий движения по нашим дорогам. Качественное дорожное покрытие, грамотно нарисованная разметка, правильно расставленные знаки, освещенные пешеходные переходы — залог безопасности. А также особое внимание нужно уделить уровню подготовки водителей.

В то же время, по мнению Игоря Шевчука водителя-дальнобойщика, стаж за рулем 26 лет, ряд изменений в законодательство были приняты явно поспешно.

— Инспекторы ГАИ получают право отбирать у профессионального перевозчика лицензионную карточку — за нарушение правил водителем страдает предприятие, которое фактически не сможет выполнять свою деятельность, — говорит Игорь Шевчук. — Кроме того, новое законодательство не учитывает особенности работы профессиональных водителей — закреплена необходимость обязательного предрейсового медицинского контроля водителя, а на практике выполнить это требование невозможно. Ведь рейс может начинаться, например, с места загрузки, не может же водитель возить с собой в кабине врача.

Таким образом, причин, из-за которых украинские дороги опасны, много. И одним ужесточением штрафов проблему вряд ли решишь — нужен комплекс мер. Как показало время, ГАИ отделалась «легким испугом», поменяв названия и некоторых начальников, но, в общем, оставила в организации старых людей. К сожалению, система остается старой: водители для ГАИ, а не ГАИ для водителей. Пришло время, когда нужно наконец-то создавать структуру европейского образца…

Анатолий Звягель

Поділитися: