Бюджет – математическое подтверждение наших подозрений и разочарований?

10 жовтня 2008 о 08:55 - 1444

15 сентября в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона о государственном бюджете Украины на 2009 год, который был одобрен за два дня до этого на заседании правительства.

Своим видением последствий принятия бюджета-2009 для финансовой системы, фондового рынка, стабильности национальной валюты, развития предпринимательства и других сфер нашей жизни, в ходе круглого стола в ИА «Новый мост», поделились дне­пропетровские эксперты в области экономики, консалтинга и предпринимательской деятельности.

По их мнению, представленный проект принципиально в целом ничем не отличается от главных финансовых документов прошлых лет. Переориентирование «экономики проедания» на «экономику развития», к сожалению, Украине пока не грозит. Но, тем не менее, в законопроекте присутствуют некоторые интересные новации, которые заслуживают внимания. В дальнейшем они могут оказать существенное влияние не только на саму экономику Украины, но и на жизнь ее рядовых граждан.

В долг не лезем, из долгу не выходим

Но прежде чем перейти к этим новациям, хотелось бы два слова сказать про наших с вами слуг — чиновников. Среди приглашенных на круглый стол был, по словам организаторов, и заместитель начальника Главного финансового управления Днепропетровской облгосадминистрации Георгий Бережной. В начале обсуждения он считался опаздываю­щим (хотя эта категория в таких случаях предпочитает статус задерживающегося — авт.), но потом стало ясно, что «напрасно старушка ждёт сына домой…». Чиновник так и не соизволил… Или не смог?

Надеемся, что наши читатели еще до наступления 2009 года узнают от местных чиновников, какие же сюрпризы — хорошие или не очень — приготовлены как для области в целом, так и Дне­пропетровска в частности. А газета «Лица» всегда готова донести эту информацию до своих многочисленных читателей.

Итак, по словам вице-президента Союза аудиторов Украины, председателя правления Днепропетровского территориального отделения Союза аудиторов Украины Михаила Крапивко, новый государственный бюджет решил акцентировать свое внимание на взыскании старых долгов. Это и долги по просроченным кредитам, налогам и т.д.

Интерес представляет то, что Минфин впервые будет предоставлять разрешения на привлечение юридических лиц, т.е. коллекторных компаний, для представительства органов государственной власти в судах по делам о взыскании задолженности перед государством. Оплата таких услуг — до 15% от взысканных сумм, уже заложена в Госбюджете.

Что будут делать предприятия, имеющие старые долги, которые уже вроде бы как похоронены, но снова всплывают? По мнению Михаила Крапивко, предприятия должны предусматривать средства на их оплату. Государство решило, по Владимиру Далю: «Старый долг собрать, что клад найти». В свое время не справившись с взысканием этих долгов, теперь оно решило обратиться к коллекторным компаниям, которые, по мнению чиновников, смогут лучше их это сделать? Кроме того, настораживает избирательный подход к должникам: непонятно, каким образом будет решаться вопрос, какие долги будут передаваться коллекторным компаниям, а какие — нет. Также напрашивается вопрос: государственная исполнительная служба уже прекратила свою работу? Ведь ее непосредственная обязанность — исполнять решения судов. Какие нужны еще дополнительные органы для того, чтобы сделать то, за что уже однажды уплачено из бюджета? Кроме того, есть структуры Мин­юста, прокуратура. Таким образом, в новом Госбюджете государство расписалось в собственном бессилии выполнять свои обязанности. Как говорил один из Президентов США Рональд Рейган: «Государство не решает проблем, оно их финансирует». А он знал, что говорил…

Ставит под сомнение успех этого мероприятия и уполномоченный по развитию предпринимательства в Днепропетровской области Владимир Дон, который напомнил принцип, работающий в украинской бизнес-среде: «Долги отдают только трусы». Поэтому с этим бороться надо, но предложенные монопольные методы борьбы, в данном случае, по его мнению, — не приемлемы.

Эксперты сошлись во мнении, что долги нужно взыскивать корректно и, прежде всего, своевременно. Т.е. есть двусторонние обязательства по договорам, кредитам и госгарантиям. Наступило время «Ч» — к ответу и оплате. И то, что накопились такие серьезные просроченные долги, по мнению экспертов, — это еще один из фактов, удостоверяющих «призовое» место, на котором Украина находится в мировом рейтинге коррупционных держав. Кстати, по результатам исследования международной неправительственной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, из 180 государств мира, Украина в 2008 году заняла 134 место в рейтинге, поделив его с Никарагуа, Пакистаном и Коморскими ос­тровами. Причем, в 2007-ом наша страна занимала 118 место…

Что год грядущий нам готовит?

По мнению экспертов, сегодня в Украине происходит реальный обвал всей финансовой системы.

— Мы начали этот год с индексом ПФТС (показывает результативность торгов ценными бумагами — авт.) за 1.000, сегодня он — 360. Такого обвала еще не было. Ежедневно он падает, как минимум, на 3-4%, а были дни, когда доходило и до 15%. При этом торги в течение дня несколько раз останавливаются из-за спекуляций. При всем при этом в госбюджете на стабилизацию финансовых рынков, банковской системы не выделено ни копейки, — подчеркивает Михаил Крапивко.

Кстати, сегодня Конгресс США готовится выделить для стабилизации своей финансовой системы 700 миллиардов долларов. Из Федеральной Резервной Системы Соединенных Штатов уже выделен экстренный кредит в 85 миллиардов долларов под залог 79,9% акций крупнейшей страховой компании AIG и на выкуп активов двух обанкротившихся банков. По всей Европе национализируются (!!!) находящиеся в кризисе банки и финансовые компании.

…Украина же пока ничего не делает для минимизации последствий мирового финансового кризиса. Чем это грозит «маленькому» украинцу?

Особыми положениями закона о Госбюджете-2009 преду­смотрено, что, начиная с января 2009 года, минимальная зарплата в Украине становится равной прожиточному минимуму. Повышение составит в среднем 200-300 гривен.

— Это приведет к выбросу денежной массы на рынок. При том, что стимулирования производителя — нет, т.е. увеличения товарной массы на рынке не будет. А имеющаяся товарная масса будет забирать на рынке ожидаемую денежную массу. Таким образом, ожидается рост инфляции, возможно, с переходом в гиперинфляцию, — прогнозирует Михаил Крапивко.

Кроме того, эксперты уверены, что доллар США вряд ли сильно пошатнется, а гривну ожидает обвал. По мнению аналитиков, в конце 2008 года официальный курс гривны выйдет на 5,15-5,3 за один доллар США. А вот прогнозы на следующий год самые разные: от 5,5 до 6,8-7,5 гривны за один доллар США.

Еще один сюрприз подготовлен статьей 59 проекта Закона о бюджете — это увеличение в 3,1 раза платы за землю. В 2008 году жители Днепропетровска подобное повышение уже пережили. Когда в 2007 году депутаты горсовета поспешили сначала увеличить стоимость оценки земли, а потом Госбюджетом на 2008 год еще в три раза увеличили плату за землю, до сих пор никак исполком не может принять решение, чтобы убрать эту нагрузку, — говорит М.Крапивко. И плюс со следующего года произойдет увеличение платы за землю еще в три раза. Все эти затраты лягут в себестоимость товаров и услуг.

— Учитывая, что с января 2009 года Украина — полноправный член ВТО, товары украинских производителей могут полно­стью утратить конкурентоспособность. Уже сегодня у нас растет безработица. Компании уменьшают свои издержки: сокращается вспомогательный персонал, штатный переводится во внештатный и т.д., — печально замечает вице-президент Союза аудиторов Украины.

«Малый бизнес опять хотят отгондурасить?»

О последствиях положений предложенного бюджета на 2009 год для среднего и малого бизнеса рассказал уполномоченный по развитию предпринимательства в Днепропетровской области Владимир Дон. Так, среди положительных моментов для предпринимателей по изменению системы налогообложения было названо… уменьшение сбора с безналичной купли-продажи иностранной валюты — с 0,5 до 0,2%. Отмена 10 местных налогов и сборов, которые являются не эффективными и затратными (коммунальный налог, сбор за право использования местной символики, сбор с владельцев кошек и собак и т.д.).

Но есть и «минусы», которых, по мнению Владимира Иосифовича, несколько больше, чем «плюсов». Расходы на оплату труда планируются в сумме 430 миллиардов гривен (в 2008 году — 330 миллиардов гривен, т.е. прирост составит около 30%). Номинальный валовый продукт — прирост планируется около 27%. Разница не большая — 3%.

— Но продолжается пагубная тенденция, когда рост доходов населения опережает рост ВВП. Это опять приводит к процессу стимулирования инфляции! — констатирует Владимир Дон.

Кроме того, рост зарплаты приводит к тождественному росту отчислений и начислений, которые платят работодатели и работники и которые в Украине и так велики.

— Уже много лет у нас обсуждается вопрос, чтобы, по примеру экономически развитых стран, основные суммы платежей — в органы ГНАУ, начисления на зарплату и т.д. — перенести на наемного работника и освободить от этого работодателя, — говорит уполномоченный по развитию предпринимательства в Днепропетровской области. — Это единственная причина, которая может привести к детенизации зарплаты. В Украине, почему-то, этого не делается.

Проектом бюджета предусматривается направить 90 миллиардов гривен на увеличение минимальной зарплаты, повышение прожиточного минимума и трансферты (безвозмездную передачу денег — ред.) Пенсионному фонду. Предполагается, что с января следующего года минимальная зарплата будет поднята до 630 гривен, а с декабря — 807 гривен.

— Я считаю, что правительство предпринимает достаточно изящный ход: запланировало максимальное повышение зар­платы к концу 2009 года — началу предвыборной президентской компании, — отмечает Владимир Дон. — И деньги сэкономили, и повлияли на малообеспеченную часть украинского электората.

Что касается долгосрочных программ финансирования развития малого и среднего бизнеса, то в проекте бюджета на реализацию Национальной программы развития предпринимательства запланировано 6 миллионов гривен, а на компенсацию процентов по кредитам для малого и среднего бизнеса — 32 миллиона гривен. Итого, 38 миллионов гривен. В то же время Всемирный Банк за время своей работы в Украине потратил 19 миллиардов гривен. Это в 500 раз больше, чем предусмотрено бюджетом Украины…

По состоянию на начало 2008 года в Украине зарегистрировано 2,6 миллионов юридических и физических лиц предпринима­тель­ской деятельности, на которых занято 5,5 миллионов граждан страны — это 21% всего трудоспособного населения (для сравнения: в США в малом бизнесе занято 54% работоспособного населения, в Англии — 49%, Казахстане — 25%…, в Дне­пропетров­ске — 6 (шесть) процентов, по данным делового журнала «Статус» — ред.). На один субъект предпринимательской деятельности предусмотрено на 2009 год 14,6 гривен, а на гражданина, который занят в этой сфере — 6,9 гривны.

— По оценкам Всемирного Банка, Украина по условиям развития бизнеса занимает 145 из 181 страны мира. Мы находимся рядом с Гондурасом, Ираном и Афганистаном. А по уровню сложности оформления разрешительной документации на ведение строительства — 178 место из 180. Хуже нас по этому показателю только Зимбабве и Лесото. Я считаю, что наша власть в очередной раз отгондурасила малый и средний бизнес. И после всего этого оно просто обязано на нем женится, — резюмировал уполномоченный по развитию предпринимательства в Днепропетровской области.

Отсутствие на «круглом столе» представителей власти, которые могли бы ознакомить присутствующих с предстоящими бюджетными новациями для Днепропетровского региона, частично компенсировала финансовый директор консалтинговой компании «Инфоком» Мария Чумасова.

Нашему региону будут выделены средства на подготовку к Евро-2012. Так, деньги (в городской бюджет — ред.) будут поступать от загрязнения окружающей среды и от владельцев транспорт­ных средств, чего раньше не было, — отметила эксперт.

В целом же, по убеждению экс­пертов, проект государственного бюджета на 2009 год, предложенный правительством, не содержит стратегии развития: не создаются условия для модернизации экономики, технологиче­ского и технического обновления основных фондов, усиления инновационной политики и на этой основе — увеличения производительности труда, формирования малого и среднего бизнеса и многого другого, от чего зависит конкурентоспособность страны…

Анатолий Звягель

Поділитися: