«Археология» праздника в Южном

12 вересня 2008 о 08:47 - 1286

Олена Гарагуц


Лето, море, солнце и песок. Что еще так способствует праздничному настроению? А посему, разного рода, вида, жанра и масштаба фестивали жемчужной россыпью усеяли этим летом берег Понта Эвксинского, как прежде именовали греки Черное море.

О том, что ежегодный этнический фестиваль «Археология» будет проводиться 16-17 августа именно в городе Южном, что в 48-ми км от Одессы, знали не многие.

Изначально его форпостом долж­на была стать крепость «Аккерман» (г. Белгород-Днестровский Одесской области).

Причин переноса фестиваля в Южный мы не выяснили, но, как заверили нас его участники, путь у мероприятия был тернист, и проводилось оно практически без спонсорской поддержки. Свою помощь могли оказать сами гости праздника, собственноручно кидая посильные средства в один из 2-х тряпичных мешков, с которыми проходили между стройными рядами зрителей девушки в этничных костюмах.

Место проведения: аккуратный, ухоженный город Южный (Одесская область), насчитывает 25 тыс. населения и в этом году празднует свое 30-летие. К этой круглой дате и был приурочен праздник. Город расположен непосредственно на берегу моря и славится вторым по размеру в Европе(!) спортивным комплексом. СК, исполненный в виде замысловатой, синей морской раковины, венчает небольшую мощеную площадь, специально спроектированную для всяческих меро­приятий, украшенную живописными фонтами и причудливыми, в виде устремленных в небо бутонов цветов фонарями.

За сценой — начинается степная часть, где и проходила остальная часть мероприятия, и тут же, в 30-ти метрах от сцены было огорожено место для палаточного городка, где все желающие могли остановиться за 10 грн. в сутки.

 

СПРАВКА

Состав участников «Археологии»: гурт «Дрогобичі» (Киев, Львов); Meldis» (Москва); танцевальный коллектив «Shamrok» (Одесса); Сергей Калугин (Москва); «Folkland» (Одесса); «Русічі» (Белгород-Днестровский); «Дорога Водана» (Обнинск); «Северный Цвет» (Москва); «Корни Озер» (Москва); «Реанимация» (Одесса); «Тролль Гнет Ель» (Санкт-Петербург); студия огня и танца «На грани».

Помимо музыкальной части, гостей фестиваля ждали следующие площадки живой истории:

— ярмарки (мастера народного промысла);

— мастер-классы: керамика (лепка), чеканка монеты, плетение народной ляльки-мотанки, плетение на дощечках, мастер-класс игры на народных духовых инструментах (проводили студенты Киев­ского Института прикладных искусств);

— игровые площадки: метание дротиков, топоры, стрельба из арбалета, стрельба из лука; показ народных костюмов;

— показательные бои.

 

Конечно, «Археологию» в Южном сложно сравнивать в плане размаха и колоритности историко-этнической атмосферы с тем же «Стародавним Меджибошем» (международный фестиваль в Хмельницкой области) или «Генуэзским шлемом» (рыцарский фестиваль на территории Генуэзской крепости в Судаке), совсем не тот масштаб. Да и, помимо жителей города, которые с удивлением узнали о фесте в момент его непосредственного начала, в виду полного отсутствия рекламы, общее число гостей и участников «Археологии» за 2 дня насчитывало не более 3000 человек, но атмосфере подлинного праздника и единства духа истинных адептов «этно» это не помешало получить удовольствие от происходящего и порадовать окружающих неисчерпаемым запасом оптимизма. Самые решительные и на сцену выходили, и хороводы водили в килтах (шотландских юбках), с лисьими хвостами на плече, в колоритных ярких платьях, долгополых юбках с плетеными венками из живых цветов на голове.

Были среди гостей фестиваля и просто металлисты, и верные фэны групп-участников, проделавшие длинный путь — некоторые из них приехали не просто из других города Украины, но даже из России и Приднестровья. И, несмотря на обострившиеся политические раздоры, над площадью гостеприимного Южного одинаково дружно звучало громкое скандирование: «Россия» и «Вальгалла» (в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог для павших в бою, рай для доблестных воинов — ред.) — попеременно, либо более всеобъемлющее «Русь» (конечно же, Киевская). Ведь для тех, для кого емкое «этно» — не только дань моде или приверженность стилю, это еще и возвращение к собственным истокам и уважение чужой культуры. О степени этого взаимного уважения можно было судить и по тому, как, смастерив собственными руками исконно украинскую куклу-мотанку, многие сразу отправлялись отчеканивать ирландский степ, и по тому, что на протяжении всего времени на территории проведения фестиваля не было замечено представителей правопорядка по той причине, что поводов для их приглашения попросту не было. Не тот контингент чуть ли не в кровь сбивает ноги в хороводах под сценой под звуки звонких бубнов и завораживающие трели флейт и сопилок. А переизбыток адреналина участники подобных мероприятий выплескивают в боях исключительно импровизированных. Со сцены в течение 2-х дней фестиваля звучало как, например, родное слуху украинское «Підманула-підвела», так и озорное стилизованное шотландское «Эй, тролль, хватит гнуть ель, время пить эль».

Ну а пока жители и гости города наслаждались происходящим, и по мере желания и фантазии — участвовали, музыканты, сменяя друг друга на сцене, по завершению выступления, радовали поклонников живым общением — музыканты практически каждой группы, на радость фэнам, без нарочитого позерства и отговорок соглашались сфото­графироваться со всеми желающими и проявляли безграничное дружелюбие.

Но одним из ярчайших и незабываемых событий фестиваля, на второй его день, в самом завершении, стало выступление группы с ироничным названием «Тролль Гнет Ель» из Санкт-Петербурга.

 

СПРАВКА

«Тролль Гнет Ель» — хэдлайнеры российской сцены в стиле пивной фолк-рок и известны далеко за пределами отчизны.

Основа их творчества — это скандинавские фольклорные мелодии, мастерски приправленные и стилизованные под нынешние hard-rock'овые риффы.

Тексты заслуживают отдельного упоминания. Они на русском (хотя есть одна вещь на древнеисландском, забытом языке викингов). Но стилистически они точно повторяют содержание народных. В песнях «ТГЕ» поётся о том, о чём всегда пелось в «длинных домах» и тавернах по всей Старой Европе, а заводные плясовые мелодии всегда ставят на уши любую аудиторию: и студентов на клубном концерте, и суровых бородатых дядек-байкеров на открытии мото-сезона. Скрипка, вистл и зычный рык вокалиста заставляют окунуться в иную, мифическую реальность (подробнее см. http://trollge.ru/ ).

 

Накануне своего выступления в Южном ребята порадовали одесситов феерическим вечером безумных плясок в одесском блюз-баре «Дикий Z». А в самом Южном мало того, что вытащили на сцену всех желающих (а главное — туда вместившихся), так еще и предложили добраться до Одессы в автобусе с музыкантами тем, кто в нем соответственно поместится. Поскольку последняя маршрутка до Одессы отправлялась намного раньше завершения концерта, то часть приехавших на фестиваль «солдатов удачи» и на первый, и на второй день остановилась в палаточном городке. Часть же из них ближе к ночи отправлялась прямо к берегу, чтобы в духе последних романтиков, предварительно искупавшись, уснуть под открытым небом, освещенным полной Луной и бесконечной мириадой огней, излучаемых стоящими на рейде кораблями. Ну а «Археология» практически в том же составе групп-участников перекочевала из Одесской области в город Севастополь, где 23-24 августа состоялось празднование 225-летия города. Праздник Южного завершился — праздник фолка продолжается!

Елена Максимец

Поділитися: