Путевка в жизнь по сертификатам

12 вересня 2008 о 08:26 - 1052

В Библии сказано: «В этом мире все временно — все имеет свое начало и свой конец». Подошла к своему завершению и вступительная кампания в ВУЗы 2008-го года. Ее особенностью было зачисление в когорту студентов по количеству баллов в сертификатах, полученных по результатам внешнего независимого оценивания знаний (ВНОЗ).

Лучших математиков готовят в ЛИТе

Впервые в истории независимой Украины была проведена оценка знаний по единым критериям, когда в одно и то же время было решено такое количество одинаковых заданий. Полученная информация еще ждет своих будущих углубленных исследований. Специалисты отмечают, что средние показатели могут быть самыми разными, но есть результаты как конкретного ученика и абитуриента, так и учебного заведения.

Уже сегодня есть некоторые предварительные результаты.

Показатели Днепропетров­ской области на уровне среднеукраинских. А результаты по математике даже немножко ниже среднего, — заявила директор Днепропетровского регионального центра оценки качества образования Марина Горбенко-Хвастунова. — Но область имеет 19 человек, которые набрали наивысший балл — 200. 12 из них учатся в Днепропетров­ске, а восемь из них обучаются в одном учебном заведении — это Лицей информационных технологий.

Кроме того, тестируемые из этого учебного заведения показали результаты по математике от 173 баллов и выше. То есть ни одной оценки в девять школьных баллов там нет, — от десяти и выше. Таким образом, они возглавляют пятерку лучших учебных заведений по математике. Туда же входит и Лицей физико-математического профиля при ДНУ.

Выпускники Днепропетровской области показали неплохие результаты по украинскому языку и литературе среди восточных и центральных областей Украины. Абитуриенты нашего региона в целом знают государственный язык лучше выпускников Крыма, Харьковской и Донецкой областей.

— Кроме 200- или 100-балльной системы в ходе тестирования можно было определять допустимое количество баллов по выполненному тесту — это так называемые «чистые баллы», — отметила специалист.

Так, по украинскому языку и литературе максимум таких баллов можно было получить 103. Лучший ученик области получил 99 баллов, при среднем балле — 37,6 (это показатель уровня обучения государственному языку в Украине).

По математике картина ещё интереснее. Самый высокий балл — 55. Максимальный результат, полученный учениками, тоже 55 баллов. То есть это говорит и про сложность теста, и про возможность в данных условиях решить эти задания.

— Но это результаты, скажем так, без проекции на вступительную кампанию. Это чистые результаты Днепропетровщины в независимом внешнем оценивании 2008 года, — подытожила Марина Горбенко-Хвастунова.

Тестирование за свой счет

Внедрение системы ВНОЗ выявило ряд существенных недостатков.

— Проблемы, главным образом, возникали из-за того, что тестирование проводилось во время учебно-воспитательного процесса, — отметила начальник управления общего среднего образования главного управления образования и науки Днепропетровской обл­госадминистрации Ольга Останкина. — Продолжалась учеба, пунктами тестирования были общеобразовательные учебные заведения, и на эти дни мы вынуждены были переносить учебный процесс, таким образом, были проблемы при выполнении учебных программ, при оплате работы педагогических работников.

По мнению чиновников, они с этими проблемами справились, но не хотели бы столкнуться в будущем.

Кроме того, возникали проблемы со своевременным подвозом учеников в пункты проведения тестирования. Поскольку бюджетные назначения не предусматривали выделения таких средств. Если в сельской местности в рамках программы «Школьный автобус» этот вопрос был решен, то в городах чиновники, почему-то, посчитали, что это проблема родителей. А может быть, и самих учителей? Но если поступление и учеба в ВУЗе — это одно, то почему нововведения в школах также решено проводить за счет кошельков родителей учеников? А может быть, эти средства осели в чьих-то карманах? На каком уровне только?

— Нас также волнует процедура организации регистрации, — говорит Ольга Вениаминовна. — Необходимо дорабатывать нормативные документы. Поскольку было привлечено большое количество педагогических работников, регистрация проводилась непосредственно в наших общеобразовательных учебных заведениях и необходимо подумать, как нам дальше организовать эту процедуру, чтобы она как можно меньше касалась учебно-воспитательного процесса.

Также в этом году не был четко отработан механизм оплаты работы педагогов, привлеченных к ВНОЗ. Несовершенство в законодательстве создало трудности при оплате их работы.

Чтобы лучшее не стало врагом хорошего…

Тем не менее, по словам Ольги Останкиной, сегодня в Министерстве науки и образования уже есть три проекта новых нормативных актов по совершенствованию системы ВНОЗ.

Несмотря на то, что еще четко не обозначены сроки его проведения, чиновники предлагают вычитку учебных программ заканчивать к первому мая. В то же время, у педагогических кадров возникает вопрос: каким образом учителя, особенно по точным наукам — математике, физике, химии, смогут закончить выполнение учебных программ, а ученики овладеть всеми предметами к этому сроку? К тому же, не стоит забывать и о карантине, который в послед­ние годы стал постоянным спутником наших учеников. Те 5-10 дней вынужденных «каникул» также урезают школьную программу. Тут, по всей видимости, нужна корректировка программ. Если этого не будет, то предлагается не начинать ВНОЗ раньше 15-20 мая.

— Мы поддерживаем идею, что количество тестируемых предметов уменьшается и ограничивается четырьмя, — отмечает Ольга Останкина. — Это очень важно для того, чтобы повысить мотивацию учеников во время выбора ими дальнейшей жизненной профессии.

Так, например, в этом году один из учеников области выбрал 24 (!) ВУЗа Украины и подал туда копии своих сертификатов на различные специальности. И если выбор будет из пяти и больше школьных предметов, то чиновники допускают, что количество таких выпускников-многостаночников будет только увеличиваться.

Кроме того, чиновники поддерживают позицию ВУЗов в том, что 150 баллов, которые предлагаются в следующем году как минимальный проходной балл, все-таки должен быть дифференцированным: 150 — для профильных специальностей и сохранить 124 балла для непрофильных. По крайней мере, в течение переходного периода — до полного введения 12-летнего образования.

Осознать, чтобы не опоздать

Среди ВУЗов области, как всегда, повышенным интересом и спросом у абитуриентов пользовался Днепропетровский нацио­нальный университет имени Олеся Гончара. По словам его ректора Николая Полякова, в этом году план госзаказа (бюджетные места) составил 1.792 человека на дневное и 200 — на заочное отделение. Подали же заявления на эти места — 11.650 человек. Средний конкурс на все специальности в ДНУ был 5,7 человек на место. План на бюджет был полностью выполнен. Кроме того, вне конкурса было принято 150 человек: 64 — абитуриентов-инвалидов, 48 — сирот, чернобыльцев и других льготников.

Наибольшим спросом пользовались специальности экономического профиля — до 20 человек на одно бюджетное место, а также психология, китайский и английский языки, «Компьютерные системы и сети».

Кроме того, согласно плана приема, проводилось зачисление и на внебюджетные места. На некоторых специальностях тут не было никакого конкурса, как, например, на математику, физику, прикладную физику, физико-технический факультет. Но были специальности, где конкурс, все-таки, был, например, журналистика и реклама.

— Состоялась часть очень важного полезного эксперимента — поступление в ВУЗы согласно сертификатов независимого внешнего тестирования, — подчеркнул Николай Поляков. — И то, что сегодня уже есть проект новых правил приема, также хорошее дело. Мы уже сегодня имеем возможность обсуждать то, что не удалось, вырабатывать и подавать в министерство свои предложения.

Ректор ДНУ подчеркнул, что школьники должны побыстрее понять, что их знаниям сегодня существует объективная оценка — результат внешнего независимого тестирования, который и является путевкой к осуществлению их мечты — получению высшего образования. Ведь ВУЗы днепропетровского региона по-прежнему привлекают молодежь как спектром своих специальностей, так и научными достижениями.

Анатолий Звягель

Поділитися: