Глубинная экология

29 серпня 2008 о 08:41 - 2509

Современная цивилизация и её система ценностей базируется на прагматическом рационализме, который предусматривает решение экологических проблем постиндустриального общества индустриальными методами, не меняя при этом основ мировоззрения людей и экономической системы, которая разрушает природу.

Но как показывают последние события на планете, такой подход, мягко говоря, малопродуктивен. Очень точно по этому поводу высказался американский политический деятель М.Харрингтон: «Чтобы нанес­ти непоправимый вред, люди необязательно должны быть злыми, они просто должны быть рационально мыслящими реалистами».

Тем не менее, в мире существуют социальные концепции, которые предусматривают совсем иной подход как к жизнедеятельности человеческого общества, так и к охране природы. Одним из таких мировоззренческих учений является глубинная экология.

«Глубинная экология» появилась относительно недавно, в 1972 году. Её создателем является норвежский философ Арне Наесс. Сам термин «глубинная экология» был вы­бран неслучайно. А. Наесс считал, что нынешняя линия поведения общества по отношению к природе представляет собой «поверхностную экологию», поэтому в противовес такому подходу для своего учения был выбран именно термин «глубинная». Основатель глубинной экологии сформировал 8 основных тезисов своей концепции:

1. Благо и процветание всей жизни на Земле имеют самодостаточную ценность безотносительно к интересам людей.

2. Богатство и разнообразие живых существ способствует реализации этой ценности.

3. Люди не имеют право уменьшать богатство и разнообразие жизни, за исключением удовлетворения жизненно необходимых потребностей.

4. Расцвет человеческой жизни и культуры, как и расцвет жизни других существ, требует существенного сокращения количества людей на планете.

5. Нынешнее вторжение людей в природный мир является чрезмерным и ситуация быстро ухудшается.

6. Необходимы изменения в идеологии и политике.

7. Необходимы изменения относительно оценки качества жизни. Не нужно гиперболизировать потребительские стандарты.

8. Все, кто с этим соглашается, должны делать попытки для осуществления этих положений в жизнь.

Из вышеприведенных тезисов становится ясно, что глубинная экология рассматривает все формы жизни на Земле как равноценные и равнозначные. Поэтому благополучие человечества и всех других форм жизни на Земле имеют свою внутреннюю ценность, которая не определяется через понятие полезности для человека. Фактически в основу данной социальной концепции положен принцип новой этики, которая определяется как «недоминирование над природой». А значит, главное задание для современного человека состоит в том, чтобы научиться не быть помехой для других живых существ. Поэтому глубинная экология принципиально отрицает отличие между природой и человеком. Глубинная экология даёт понять, что биосфера — это не пирамида, на вершине которой стоит человече­ский мир, а кольцо, в котором всё взаимосвязано и взаимозависимо. Поэтому без преувеличения можно сказать, что одним из самых главных принципов глубинной экологии является подавление в себе антропоцентризма или, попросту говоря, гордыни и эгоизма.

Глубинная экология отрицает централизованную бюрократическую власть, классовое общество, где господствуют технократиче­ские принципы, и провозглашает простоту жизни во главе с духовными принципами. Глубинная экология большое внимание уделяет вопросу просвещения широких масс населения. При этом приверженцы данной концепции считают, что в целом люди осведомлены о том, что биосфера находится под угрозой гибели. Но в силу страха столкновения с чувством безысходности, который вызывает подобная информация, большая часть общества попросту абстрагируется от подобных размышлений, предаваясь различного рода развлечениям. Поэтому адепты данной концепции считают, что людей следует научить правильно воспринимать и осмысливать такую информацию, научить смело смотреть в глаза опасности и искать пути её преодоления.

В противовес реформистской экологиче­ской деятельности, которая делает попытки лечения только некоторых симптомов экологического кризиса, глубинная экология основной упор делает на фундаментальные ценности человеческого общества. Фактически, глубинная экология признаёт, что только революционное изменение человеческого сознания может сберечь на планете систему жизнеобеспечения.

Особый интерес представляет принципиально иной подход глубинной экологии к во­просам защиты природы. Так как глубинная экология не отделяет человека от природы и наоборот, то природоохранная деятельность сторонников данной концепции рассматривается, как попытка природы самой себя защитить: «Мы не просто сознательные люди, которые защищают лес, мы и есть лес, который защищает сам себя». Простой, на первый взгляд, принцип на самом деле практиче­ски очень значителен, так как способен создавать неведомые доселе юридические прецеденты. Кроме того, считая нынешние ценности антропоцентричными, глубинные экологи считают, что нынешнее законодательство во многом противоречит морали. Следует отметить, что именно этот принцип глубинной экологии положен в основу деятельности ряда радикальных природоохранных организаций, которые рассматривают свою деятельность как самооборону природы. Среди них и достаточно известная «Земля прежде всего!», с деятельностью которой читатель мог ознакомиться в одной из предыдущих публикаций. Основателю этой организации Дэйву Формену принадлежат следующие слова: «Я ни на миг не претендую на то, что я являюсь чем-то большим, чем незначительное пятнышко на этой живой Земле». А одному из симпатиков этой организации Эдварду Эбби принадлежит весьма интересная мысль, высказанная ещё в середине 80-х годов прошлого века, но не утратившая своей актуальности вплоть до нынешнего дня (особенно применительно к нашей стране): «Представители законодательной власти представляют деньги, а не людей, а поэтому утратили право на наше доверие и моральную поддержку».  

Безусловно, глубинная экология имеет ряд значительных недостатков. Даже современные идеологи глубинной экологии признают, что не имеют чёткой политической и экономической программы для осуществления необходимых преобразований и намерений.  

Поэтому, на первый взгляд, глубинная экология — это не более чем набор деклараций. Однако любое социальное учение, будь то марксизм или рыночный либерализм, всегда полагалось именно на ряд сугубо теоретиче­ских принципов, на основе которых впоследствии строились практические шаги. Ведь слова о саморегуляции рыночной экономики тоже, на первый взгляд, не более чем набор звуков. Но этот набор звуков положен в основу нынешнего мирового порядка на практике. В то же время, очевидно, что принципы глубинной экологии коренным образом отличаются от двух вышеупомянутых социальных концепций, так как не ставят человека над природой. В этом её кардинальное и принципиальное отличие. 

Безусловно, совершенно безупречных социальных концепций нет и никогда не было. В то же время, то или иное учение может выполнить определённую функцию на определённом этапе развития общества. В силу ряда своих недостатков вряд ли глубинная экология в нынешнем её виде сможет стать истиной в последней инстанции. В то же время, ряд её положений современное общество обязано воспринять как аксиому. Фактически, основная функция глубинной экологии на данном этапе развития общества состоит не столько в том, чтобы создать совершенно новую социальную систему, а сколько в том, чтобы остановить распространение того извращённого мирового порядка, который мы имеем. 

Представленная выше информация, конечно же, не панацея. Но это попытка пробиться сквозь потоки информационного мусора, чтобы рассказать об альтернативе, о которой вы не узнаете из телевизионных эфиров и большинства газет. Читатель должен понимать, что реальный мир и реальные концепции — это совсем не то, что льётся с телеэкранов и фаршируется в наши головы политологами, пиарщиками и имиджмейкерами коммерциализированного общества, для которых реальный мир — это всего лишь бизнес-пространство.

Отзывы на статью можно присылать на ecologist@ukr.net.

Алексей Бурковский

Поділитися: