УПОЕНИЕ СМЕРТЬЮ

15 серпня 2008 о 08:52 - 1052

Открывается очередной сезон охоты. Это значит, что и без того измученная природа Украины будет добиваться теми, для кого истребление диких животных не более чем приятное времяпровождение.

Проблема природы

Данная проблема связано не только с непосредственным уничтожением жертв охоты, но также с воздействием на множество других звеньев экосистемы. Ведь в экосистеме всё взаимосвязано, а это означает, что при охоте идёт постоянное нарушение экологического баланса. Некоторые охотничьи хозяйства занимаются разведением диких животных. Но кто сказал, что диспропорция видового состава в какой-то экосистеме является для неё благом? Это также одностороннее вмешательство в естественные процессы. Поэтому нет более идиотского аргумента, чем тот, что охотники якобы регулируют численность каких-то животных и что без этой регуляции природе будет хуже. Нужно быть полным невеждой, чтобы нести такую чушь или верить в подобную ахинею. Потому как природа вообще не нуждается в какой бы то ни было регуляции со стороны человека. А отстрел волков или лисиц, которые иногда нападают на домашних животных и людей в населённых пунктах, как раз и является прямым следствием вмешательства человека в природу, в том числе и охотников. Потому что когда уничтожаются животные, которые служат пищей для этих хищников, то, обречённые на голодную смерть, они пытаются найти еду где угодно. Поэтому в первую очередь нужно бороться с причиной, а не следствием.

Следует отметить, что определения и стереотипы на уровне средневековья до сих пор сохранились в ряде законодательных актов. В 2000 году был принят Закон Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте», где в список «вредных» животных попали: сойка, сорока, волк, лисица. Во-первых, шокирует само понятие «вредный вид» для документа, принятого на рубеже 3-го тысячелетия в европейской стране, которая хочет называться цивилизованной и которая пережила самую чудовищную в мире экологическую катастрофу. Во-вторых, удивляет незнание простейших исторических примеров составителями этого закона. В начале ХХ века десятки видов тоже преподносились как «вредные», в результате чего теперь часть их полностью истреблена, а другая часть в Красной книге. Поэтому от фальшивого аргумента о так называемой «регуляции численности» несёт пещерным антропоцентризмом. Известный украинский природозащитник В.Борейко так высказывается по этой проблеме: «Регулирование численности при помощи ружей напоминает мне регулирование численности евреев при помощи автоматов в фашист­ской Германии».

В проблеме так называемого регулирования численности есть ещё одна важная составляющая, о которой мало кто задумывается. На эту проблему в своё время указал российский эколог Н.Реймерс: «Современная охота ведёт к отрицательной селекции: из популяции животных охотники стараются взять наиболее крупных и развитых особей». Действительно, оружие, которое убивает на расстоянии, позволяет это сделать без особых усилий. А вот хищники добывают на охоте, в первую очередь, тех животных, которых могут догнать, т.е. наименее ловких, наименее здоровых и наименее выносливых.

Кроме того, сам процесс охоты — это массовый стресс не только для непосредственных жертв, но и для других животных. Вряд ли животные чувствуют себя хорошо, когда во­круг люди стреляют из ружей, носятся на джипах, катерах и вертолётах.

Проблема человека

Уровень морального разложения общества непомерно высок. А пропаганда насилия захлестнула наше информационное пространство. Поэтому распространение охоты есть прямым показателем уровня культуры общества. Когда в европейских странах идёт всё большее ограничение этого лиходейства, а то и полный запрет на многие виды охоты, которые ещё недавно считались традиционными, в Украине — просто расцвет этого явления. Но если всерьёз поразмыслить, то становится очевидным, что иначе как патологией невозможно назвать удовольствие от убийства. Хотя многие охотники говорят, что важно не убийство, а меткий выстрел. Но в таком случае имеет место патологическое равнодушие к жертве, когда  ради попадания в цель не принимается в расчёт мучение и смерть животных. Кстати, исследования, проведённые в НИИ Психиатрии им. В.П. Сербского, показали, что 85% серийных убийц начинали свои преступления с жестокости к животным. Для жителей Днепропетровска этот пример является более чем наглядным. Ублюдки, совершившие чуть более года назад более 20 убийств, тоже начинали свою деятельность именно с убийств животных. Я не хочу сказать, что все охотники являются маньяками, но то, что все эти люди имеют заниженное чувство сострадания и сопереживания, это как минимум. Кроме того, прокатившаяся по стране месяц назад волна зверских убийств, совершённых пьяными владельцами охотничьего оружия, лишний раз показала, что в стране тотальной коррупции получить разрешение на приобретение оружия может человек с далеко небезупречной психикой.

Когда в древние времена наш предок охотился на животных, это было в большинстве своём биологической необходимостью. И лишь позже охота перешла в вид развлечения. Православный священник Антоний Волков в своей статье «Является ли охота грехом?» отмечает: «Вряд ли сегодня кто-то пойдёт охотиться ради пропитания или от голода. Получается чаще, что — от сытости. И от скуки. Вот он абсурд. Такого рода любительская охота — занятие, безусловно, греховное».

Всякого рода попытки оправдать это увлечение «охотничьим инстинктом» или ещё чем-то подобным являются не более чем оправданием своей безрассудной жестокости. Даже хищный зверь не убивает ради развлечения. Как же в таком случае человек может говорить о каких-то инстинктах? Ведь если бы такой инстинкт действительно был у человека, то охотниками были бы все. А разница между браконьерством и охотой состоит лишь в том, что первое явление можно определить как чрезвычайно плохое, а второе как просто плохое.

Нелепо выглядят попытки оправдать охоту как давнюю традицию. Ценность традиции не определяется возрастом. Когда-то были традиции человеческих жертвоприношений или права первой ночи феодала с любой невестой…

Плохо не только то, что начинается сезон охоты, но также и то, как преподносится это событие в СМИ. С одной стороны, это публикации и репортажи, являющиеся прямой пропагандой этого варварства ХХІ века. С другой стороны, имеют место попытки рассмотреть это явление как бы объективно, с позиций как сторонников, так и противников. Однако второй способ подачи материала не намного лучше первого. Потому что журналисты, в первую очередь, должны понимать, что априорные ценности нельзя заменять либеральными категориями. Следовательно, в вопросе охоты не может быть двух мнений, точно так же как не может быть двух мнений по проблемам алкоголизма, наркомании, табакокурения, проституции и т.п. Отношение к охоте в обществе должно быть как к пока ещё узаконенному пороку. Следовательно, любая пропаганда и реклама охоты должна быть запрещена, точно так же как запрещена реклама официально разрешённых сигарет. Это будет первый шаг на пути к полному запрету охоты.

Конечно, как и все люди, охотники отличаются по своей ментальности, взглядам, характеру, привычкам и т.д., но всех их объединяет одно — желание получить удовольствие путём убийства (или погони,  выслеживания, преследования, которые также заканчиваются уничтожением жертвы). Это желание почувствовать себя «настоящим мужиком» в заведомо неравных условиях, посредством убийства тех, кто слаб и беспомощен. В период глобального экологического кризиса охота выглядит чудовищным архаизмом, абсолютно противоречащим нынешним реалиям. Поэтому хочу закончить публикацию следующими словами уже упоминавшегося выше В.Борейко: «В 21-м веке люди должны наконец понять, что нельзя убивать животных просто так. Жажда убийства, как бы она не маскировалась — под искусство, традиции, спорт и прочее — аморальна сама по себе».      

Свои отзывы на статью можно отправить на e-mail: ecologist@ukr.net

Алексей Бурковский

Поділитися: