В Днепропетровске много промышленных предприятий, которые имеют славные многолетние трудовые биографии и уверенно занимают ведущие позиции в своих отраслях. Одно из них – крупнейшее в СНГ вагоноремонтное предприятие ОАО «Днепропетровский завод по ремонту и строительству пассажирских вагонов» (ДВРС), которое отметило свое 110-летие.
Уверенность в своих силах
В день юбилея для гостей провели научно-практическую конференцию. Представители учебных и научных учреждений, руководители предприятий, как Украины, так и Российской Федерации, обменялись мнениями, опытом и перспективными разработками в области строительства и ремонта пассажирских вагонов как важной составляющей пассажирских железнодорожных перевозок. Кроме того, представители железных дорог Украины, компаний-партнеров и клиенты «Днепровагонремстроя» заверили его руководство в своей помощи и поддержке в ходе реализации новых перспективных разработок для железнодорожного транспорта.
Все желающие могли совершить экскурсию цехами предприятия, а журналисты – достаточно тесно пообщаться с его руководством.
– 110 лет для предприятия – возраст солидный. За это время у «Днепровагонремстроя» были и взлеты и падения, – не скрывает председатель правления завода Алексей Алехин. – Во времена Советского Союза предприятие действительно взлетало достаточно высоко, можно сказать, тогда заводчане купались в славе. При этом слова «честь» и «достоинство» тут никогда не были пустым звуком.
В конце 1949 года за трудовые успехи завод получил награду – орден Трудового Красного Знамени. Она была заслуженной.
– Подобный современный завод, с такими большими площадями, количеством путей, техническими и технологическими наработками специалистов, невозможно создать на базе железнодорожного депо («Укрзалізниця» планирует производить ремонт вагонов на базе своих вагонных депо, которые собирается дооснастить; для Приднепровской ж/д таким ремонтным депо избрано синельниковское – ред.), – уверенно заявляет технический директор ДВРС Николай Алябьев. – Реализуя поставленные перед нами цели и задачи, мы предлагаем своим заказчикам и партнерам передовые и эффективные технологические решения, надежную и комфортную технику, созданную или отремонтированную на уровне мировых стандартов.
Кто не рискует, тот не пьет шампанское
Все началось в конце XIX столетия с основания железнодорожных мастерских Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дороги. Через 30 лет предприятие превратилось в Нижнеднепровский вагоноремонтный завод, который специализировался на ремонте грузовых и пассажирских вагонов.
Несмотря на трудности становления, в 1952 году завод освоил ремонт цельнометаллических пассажирских вагонов, а это требовало значительных как технологических изменений, так и организационно-производственных. Вагоноремонтники успешно справились с этим заданием и сделали свое предприятие ведущим в отрасли.
– Ситуация ухудшилась в 90-е годы прошлого века, – вспоминает начальник отдела перспективного развития ДЗРСПВ Дмитрий Караблин. – Тяжелое экономическое состояние железнодорожного хозяйства страны наложило отпечаток и на наше предприятие. На карту было поставлено все: славное прошлое, невыразительное настоящее и туманное будущее. Но завод рискнул и ныне может пить шампанское. Потому что время показало – выбранный путь развития предприятия был правильным.
В конце 1998 года Днепропетровский ВРЗ был реорганизован в открытое акционерное общество «Днепропетровский завод по ремонту и строительству пассажирских вагонов» (ОАО «Днепровагонремстрой»). В последующие два года предприятие было приватизировано. А в августе 2001 года им был выпущен первый в Украине новый железнодорожный пассажирский вагон.
После ремонта – как новенькие
По словам Алексея Алехина, «Днепровагонремстрой» один из первых в Украине освоил технологию капитально-восстановительного ремонта (КВР) пассажирских вагонов.
– При КВР вагоны обновляются на 90-95% – фактически заново собираются и оснащаются современным оборудованием. Срок службы восстановленных вагонов составляет 23 года, что подтверждено актами специализированных испытаний. При этом по стоимости вагон после КВР, с продлением срока службы почти в два раза, дешевле нового вагона, – говорит председатель правления.
В свое время, как отмечает Николай Алябьев, на заводе ремонтировали до 186 вагонов в месяц. Это его, так сказать, расчетная мощность. Сегодня на территории завода находится в ремонте 31 вагон. Технологический цикл ремонта составляет 90 дней. В 2008 году предприятие уже провело КВР трех вагонов для Казахстана, пяти – Донецкой железной дороги и одного вагона для России. Кроме того, было отремонтировано и выпущено большое количество колесных пар, тележек, бункеров и других железнодорожных изделий. Ведь помимо вагонов на предприятии запущено много попутных программ.
На заводе освоены технологии по ремонту конструктивно сложных вагонов: купейных с кондиционированием воздуха, вагонов-ресторанов, вагонов габарита «РИЦ», используемых на международных маршрутах, вагонов специального назначения – вагонов-лабораторий, вагонов-салонов и пр.
За последние несколько лет завод восстановил более 1.300 вагонов для России и других стран СНГ. Многие фирменные поезда России, Беларуси и Украины с номером «1» (Москва-Владивосток, Киев-Москва, Минск-Москва) восстановлены и модернизированы на ОАО «Днепровагонремстрой». Популярные фирменные поезда Киев-Днепропетровск, Киев-Донецк и другие укомплектованы вагонами, восстановленными на заводе. Также предприятием выполнена модернизация вагонов, курсирующих в международном сообщении между Украиной, Россией, Казахстаном и странами Евросоюза.
По заверениям руководителей завода, до конца этого года они планируют отремонтировать и выпустить 60 вагонов.
Подвести итоги, чтобы двигаться вперед
Сегодня одна из главных задач в развитии предприятия – развертывание мощностей для строительства новых вагонов европейского класса.
Первым шагом в ее реализации стало подписание в июне этого года в немецком городе Галле-Аммендорф протокола о сотрудничестве между ОАО «Днепровагонремстрой» и Промышленной группой «Вагонбау Аммендорф».
– Основными целями этого сотрудничества предусматривается изготовление нового пассажирского вагона, отвечающего европейским нормам и требованиям для железных дорог с колеей 1.520 и 1.435 мм, – отмечает Алексей Алехин. – А также создание сервисного центра и обеспечение запасными частями для КВР пассажирских вагонов любого типа.
Кроме того, руководство завода сегодня находится в стадии ведения переговоров о подписании контрактов для начала работ с казахскими, азербайджанскими и российскими железными дорогами, а также отечественной «Укрзалізницей».
На встрече с журналистами были развеяны слухи о том, что предприятие может быть выведено за пределы Днепропетровска и на его месте будет построен новый жилой микрорайон.
– Все эти многочисленные слухи – это только слухи, не более того, – заявил председатель наблюдательного совета предприятия Александр Михеев. – Во-первых, это очень дорогое мероприятие, во-вторых, наметившийся кризис на рынке недвижимости делает такой проект экономически нецелесообразным. Да, существует проект застройки части территории завода, где находится стадион, но эти шаги были сделаны предыдущим собственником завода. Мы же заявляем, что завод как существовал, так и будет существовать. И будет заниматься ремонтом и строительством железнодорожных вагонов.
В эти дни ОАО «Днепровагонремстрой» широко открыло двери перед ветеранами и друзьями, которых у него немало. А юбилей, утверждает Алексей Алехин, это хороший повод подвести итоги сделанной работы и двигаться дальше.
Анатолий Звягель