Старые приобретения питают новые старания

15 серпня 2008 о 08:11 - 3180

В Днепропетровске много промышленных предприятий, которые имеют славные многолетние трудовые биографии и уверенно занимают ведущие позиции в своих отраслях. Одно из них — крупнейшее в СНГ вагоноремонтное предприятие ОАО «Днепропетровский завод по ремонту и строительству пассажирских вагонов» (ДВРС), которое отметило свое 110-летие.

Уверенность в своих силах

В день юбилея для гостей провели научно-практическую конференцию. Представители учебных и научных учреждений, руководители предприятий, как Украины, так и Российской Федерации, обменялись мнениями, опытом и перспективными разработками в области строительства и ремонта пассажирских вагонов как важной составляющей пассажирских железнодорожных перевозок. Кроме того, представители железных дорог Украины, компаний-партнеров и клиенты «Днепро­вагонремстроя» заверили его руководство в своей помощи и поддержке в ходе реализации новых перспективных разработок для железнодорожного транспорта.

Все желающие могли совершить экскурсию цехами предприятия, а журналисты — достаточно тесно пообщаться с его руководством.

— 110 лет для предприятия — возраст солидный. За это время у «Днепровагонрем­строя» были и взлеты и падения, — не скрывает председатель правления завода Алексей Алехин. — Во времена Советского Союза предприятие действительно взлетало достаточно высоко, можно сказать, тогда заводчане купались в славе. При этом слова «честь» и «достоинство» тут никогда не были пустым звуком.

В конце 1949 года за трудовые успехи завод получил награду — орден Трудового Красного Знамени. Она была заслуженной.

— Подобный современный завод, с такими большими площадями, количеством путей, техническими и технологическими наработками специалистов, невозможно создать на базе железнодорожного депо («Укрзалізниця» планирует производить ремонт вагонов на базе своих вагонных депо, которые собирается дооснастить; для Приднепров­ской ж/д таким ремонтным депо избрано синельниковское ред.), — уверенно заявляет технический директор ДВРС Николай Алябьев. — Реализуя поставленные перед нами цели и задачи, мы предлагаем своим заказчикам и партнерам передовые и эффективные технологические решения, надежную и комфортную технику, созданную или отремонтированную на уровне мировых стандартов.

Кто не рискует, тот не пьет шампанское

Все началось в конце XIX столетия с основания железнодорожных мастерских Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дороги. Через 30 лет предприятие превратилось в Нижнеднепровский вагоноремонтный завод, который специализировался на ремонте грузовых и пассажирских вагонов.

Несмотря на трудности становления, в 1952 году завод освоил ремонт цельнометаллических пассажирских вагонов, а это требовало значительных как технологических изменений, так и организационно-производственных. Вагоноремонтники успешно справились с этим заданием и сделали свое предприятие ведущим в отрасли.

— Ситуация ухудшилась в 90-е годы прошлого века, — вспоминает начальник отдела перспективного развития ДЗРСПВ Дмитрий Караблин. — Тяжелое экономическое состояние железнодорожного хозяйства страны наложило отпечаток и на наше предприятие. На карту было поставлено все: славное прошлое, невыразительное настоящее и туманное будущее. Но завод рискнул и ныне может пить шампанское. Потому что время показало — выбранный путь развития предприятия был правильным.

В конце 1998 года Днепропетровский ВРЗ был реорганизован в открытое акционерное общество «Днепропетровский завод по ремонту и строительству пассажирских вагонов» (ОАО «Днепровагонремстрой»). В по­следующие два года предприятие было приватизировано. А в августе 2001 года им был выпущен первый в Украине новый железнодорожный пассажирский вагон.

После ремонта — как новенькие

По словам Алексея Алехина, «Днепровагонремстрой» один из первых в Украине освоил технологию капитально-восстановительного ремонта (КВР) пассажирских вагонов.

— При КВР вагоны обновляются на 90-95% — фактически заново собираются и оснащаются современным оборудованием. Срок службы восстановленных вагонов составляет 23 года, что подтверждено актами специализированных испытаний. При этом по стоимости вагон после КВР, с продлением срока службы почти в два раза, дешевле нового вагона, — говорит председатель правления.

В свое время, как отмечает Николай Алябьев, на заводе ремонтировали до 186 вагонов в месяц. Это его, так сказать, расчетная мощность. Сегодня на территории завода находится в ремонте 31 вагон. Технологический цикл ремонта составляет 90 дней. В 2008 году предприятие уже провело КВР трех вагонов для Казахстана, пяти — Донецкой железной дороги и одного вагона для России. Кроме того, было отремонтировано и выпущено большое количество колесных пар, тележек, бункеров и других железнодорожных изделий. Ведь помимо вагонов на предприятии запущено много попутных программ.

На заводе освоены технологии по ремонту конструктивно сложных вагонов: купейных с кондиционированием воздуха, вагонов-ресторанов, вагонов габарита «РИЦ», используемых на международных маршрутах, вагонов специального назначения — вагонов-лабораторий, вагонов-салонов и пр.

За последние несколько лет завод восстановил более 1.300 вагонов для России и других стран СНГ. Многие фирменные поезда России, Беларуси и Украины с номером «1» (Москва-Владивосток, Киев-Москва, Минск-Москва) восстановлены и модернизированы на ОАО «Днепровагонремстрой». Популярные фирменные поезда Киев-Днепропетровск, Киев-Донецк и другие укомплектованы вагонами, восстановленными на заводе. Также предприятием выполнена модернизация вагонов, курсирующих в международном сообщении между Украиной, Россией, Казахстаном и странами Евросоюза.

По заверениям руководителей завода, до конца этого года они планируют отремонтировать и выпустить 60 вагонов.

Подвести итоги, чтобы двигаться вперед

Сегодня одна из главных задач в развитии предприятия — развертывание мощностей для строительства новых вагонов европейского класса.

Первым шагом в ее реализации стало подписание в июне этого года в немецком городе Галле-Аммендорф протокола о сотрудничестве между ОАО «Днепровагонрем­строй» и Промышленной группой «Вагонбау Аммендорф».

— Основными целями этого сотрудничества предусматривается изготовление нового пассажирского вагона, отвечающего европейским нормам и требованиям для железных дорог с колеей 1.520 и 1.435 мм, — отмечает Алексей Алехин. — А также создание сервисного центра и обеспечение запасными частями для КВР пассажирских вагонов любого типа.

Кроме того, руководство завода сегодня находится в стадии ведения переговоров о подписании контрактов для начала работ с казахскими, азербайджанскими и российскими железными дорогами, а также отечественной «Укрзалізницей».

На встрече с журналистами были развеяны слухи о том, что предприятие может быть выведено за пределы Днепропетровска и на его месте будет построен новый жилой микрорайон.

— Все эти многочисленные слухи — это только слухи, не более того, — заявил председатель наблюдательного совета предприятия Александр Михеев. — Во-первых, это очень дорогое мероприятие, во-вторых, наметившийся кризис на рынке недвижимости делает такой проект экономически нецелесообразным. Да, существует проект за­стройки части территории завода, где находится стадион, но эти шаги были сделаны предыдущим собственником завода. Мы же заявляем, что завод как существовал, так и будет существовать. И будет заниматься ремонтом и строительством железнодорожных  вагонов.

В эти дни ОАО «Днепровагонремстрой» широко открыло двери перед ветеранами и друзьями, которых у него немало. А юбилей, утверждает Алексей Алехин, это хороший повод подвести итоги сделанной работы и двигаться дальше.

Анатолий Звягель

Поділитися: