Почем стереотипы для народа?

31 липень 2008 о 13:32 - 1461

Я была несколько удивлена, когда мои луганские коллеги, находясь во Львове, по телефону рассказывали своим «домашним» о том, что Западная Украина оказалась настолько красивой и дружелюбной, что тут хотелось бы жить. Дело было в начале июля во время семинара, организованного центром информационных исследований «Меридиан», в рамках которого журналисты из Восточной Украины получили возможность познакомиться с Украиной Западной. Луганские «акулы пера» увидели Львов впервые и, вопреки мифам и стереотипам о хрониче­ской неприязни Востока и Запада, были очарованы городом «с первого попадания». Коллеги не смогли не отметить высокий уровень культуры и интеллигентности львовян и с грустью вздыхали, что в родном Луганске этого не хватает. При этом они все три дня пребывания во Львове говорили на русском, ни разу не смущая «порядних львівських пані» и не ощущая какого-либо дискомфорта.

Вот так и рушатся стереотипы, опровергаются мифы о расколе нашей страны.

 

 

Для меня гостеприимство «западенцев» перестало быть новинкой несколько лет назад, благодаря подобному семинару от того же «Меридиана». После этого посещаю Львов при первой же возможности — после активного и воинственного Днепропетровска здесь можно «отдохнуть душой». Город по-своему уникальный подчеркнутой культурностью. Кому-то он может быть не по душе своим размеренным и полусонным темпом жизни. «Когда днепропетровцы обедают, львовяне только просыпаются», — поделился своими мыслями один знакомый политик. Действительно, «западенцы», казалось бы, никогда не спешат. Уважающий себя львовянин никогда не пробежит мимо, если его остановить на улице и спросить дорогу. Он вежливо поздоровается, улыбнется, будет долго рассказывать о маршруте вашего пути, останавливаясь на каждом повороте и примечательном здании, пожелает хорошей дороги, а может — даже лично проводит до нужной улицы. Львов можно не любить из-за большого количества туристов, желающих рассмотреть все исторические памятники, замки и храмы. Но культурности у него не отнять.

Только здесь водитель троллейбуса может «заговориться» с кондуктором о проблематике прозы Андруховича и забыть обилетить пассажиров. Только здесь группа молодых людей, громко беседующая в трамвае, на замечание посторонней бабульки вежливо извинится и притихнет (попробуйте представить подобную ситуацию в Дне­пропетровске!..).  Львов чарует своей европейской корректностью, которой, пожалуй, так не хватает всей Восточной Украине.

Львовский национализм и «клятI москалI»

Главный вопрос, который по возврату в Днепропетровск обычно задают о Львове, для самих львовян звучит смешно: «А много ли там националистов?» Интересно, что националисты как явление являются такими настойчивыми (до агрессивности) скорее у нас, на Востоке. Национализм процветает лишь там, где украинские ценности и культура требуют защиты и находятся как бы «в оппозиции». Это характерно скорее для наших восточных регионов: Днепропетровска, Запорожья, Харькова… Националисты есть даже в Луганске и Донецке (знакома лично), при этом они гонимы и не поняты большинством населения, а поэтому порою вынуждены защищать свои взгляды как могут — ино­гда агрессивно и настойчиво. Какая надобность подобными методами защищать свою страну во Львове, где большинство населения говорит по-украински, с гордостью называют себя украинцами и живут в самом сердце украинской культуры? Находясь в кругу единомышленников, западноукраин­ские националисты превращаются в патриотов, тихо и мирно любя свою страну, развивая ее исторические ценности.

В итоге, сформировав свое субъективное мнение об украинофилах по их восточных представителях, вся Восточная Украина уверена, что именно такие люди составляют большинство «западенцев». По представлению русифицированных луганчан и днепропетровцев, Львов оказывается настоящим адом для русскоязычного населения, переполненным агрессией и русофобией.

Но стоит им лично попасть в Западную Украину, это мнение развеивается. При этом из уст жителя Ивано-Франковска довольно часто можно услышать фразу «кляті москалі», более того — прочитать ее во франковской прессе. Однако это выражение, ставшее уже крылатым, не несет никакой агрессии — скорее самоиронию. С тем же успехом на львовских или франковских улицах можно услышать слово «жид». «Не спешите причислять львовян к ксенофобам, — поясняет руководитель ЦИИ «Меридиан» Александр Лавринович, — «жидами» долгое время называли коренных львовских евреев. А самим словом «еврей» обозначались приезжие представители этой диаспоры. Так что для Львова слово «еврей» звучит, пожалуй, даже обиднее и непривычнее, чем «жид».

Интересно, что отдельный стереотип в Днепропетровске существует даже по отношению к, казалось бы, соседнему Донецку. Являясь вроде как русскоязычным, наш город испытывает некоторую неприязнь к «донецким». Возник этот стереотип во время Оранжевой революции и пропадет, наверное, еще не скоро. Не отличаясь отсутствием мафиозных структур, Днепропетровск рассказывает байки о донецкой мафии и не спешит развеять придуманный революцией миф. Видимо, нам приятно ощущать себя «золотой серединой» между «львовскими» и «донецкими». А может, нашим уважаемым политикам слишком выгодно всячески поддерживать эти стереотипы — таким образом намного легче формировать свой электорат, основываясь на идеях русофобии — на Западе и русофилии — на Востоке, и находя приверженцев того и другого мнения в Днепропетровском регионе.

«Гостинна гIлляка» для нардепов

Чтобы посмеяться над стереотипом о бандеро-махновском пристрастии «западенцев», местный львовский креативный предприниматель Юрий Назарко несколько лет назад открыл тут кафешку в стиле ОУН-УПА. Официанты в «Криївке» вежливо здороваются: «Слава Україні», а в меню можно встретить сырный пивной набор «Диміли Карпати», вушка хрусткі кошерні «Не хлопай вухами» и орешки к пиву под названием «Шлях карпатських аріїв». При этом цены вполне «божеские»: за 8 гривен вам предложат сало «Бойова серенада», помидоры «Колонізоване закарпаття» обойдутся в 5 грн., а за 26 единиц украинских денег можно отведать «Гостинну гілляку» — так называется салат из говядины с овощами.

Официанты специально обучены украинской истории и во время поглощения сих оригинальных блюд, при вашем желании, еще и расскажут о боевых подвигах «батька Махна» или героизме Симона Петлюры.

По словам Юрия Назарко, идея пришлась по душе не только многочисленным туристам из самых разных стран, а и отечественным депутатам Верховной Рады. Из послед­них «высоких» гостей «Криївки» владелец креативной кафешки называет Юрия Луценко. Впрочем, «Гостинну гілляку» перепробовали уже большинство представителей «сильных мира сего».

В продолжение сети креативных кафе, все тот же бизнесмен в том же Львове открыл еще одно, не менее оригинальное заведение — «Мазох». На этот раз, ресторан посвящен «особенному» виду удовольствий и оформлен в стиле садо-мазо: посетителям выдают наручники и плетки, а возле входа стоит памятник автору данного течения — Леопольду Захер-Мазоху. С виду мужчина довольно таки культурный, но если засунуть руку ему в карман — можно пощупать, прошу прощения, самые настоящие мужские гениталии. «Мне звонили из комиссии по защите общественной морали, — смеется Юрий Назарко, — я им ответил, что не нужно совать руки куда не следует, и мораль будет в порядке. С виду ведь памятник вполне приличный».

Меню, разумеется, тоже специфическое: суп под названием «Стояк на твій смак» обойдется в 29 гривен, торт «Більшого вимагай» — 22 грн., фондю «Спрагла розкішниця» — 79 грн., а мясное блюдо «Підживити стрибунця» будет стоить 46 гривен. 

Есть ли среди завсегдатаев этого кафе народные депутаты, владелец не признался — слишком интимный вопрос.

* * *

Чем схожи наши города, так это транспорт­ными пробками. В Днепропетровске — из-за чрезмерного обилия автомобилей, во Львове — из-за поразительно узких улочек. При этом наши «шумахеры» умудряются ежедневно попадать в десятки серьезных аварий, а львовяне преимущественно «трутся боками», не сумев вырулить в узких проездах.

Объединяет наши города и нервная подготовка к ЕВРО-2012. В честь футбольного чемпионата мы уже достраиваем стадион, а во Львове было налажено водоснабжение (ранее жители получали холодную воду строго по часам). Было бы неплохо из любви к футболу сломать все оставшиеся восточно-западные стереотипы. Украина ведь одна. А люди разные — и это не плохо и не хорошо. Это нормально.

Материал подготовлен в рамках медиа-проекта Центра информационных исследований «Меридиан» при содействии МФ «Відродження» и Агентства международного развития США.

Татьяна Гонченко

Поділитися: