«Долина царей» на Днепропетровщине

31 липень 2008 о 12:55 - 7610

Олена Гарагуц


В «Энциклопедии загадочных, необычных, странных мест мира» ученого Вадима Чернобродова есть три кургана из Днепропетровской области: курган Александропольский, курган Толстая Могила и курган Чертомлык.

О днепропетровских достопримечательностях в Энциклопедии говорится следующее:

«КУРГАН АЛЕКСАНДРОПОЛЬСКИЙ — археологический памятник, один из скифских «царских» курганов 3 века до н.э.; находится близ города Никополя в Днепропетровской области Украины. Данные погребения были ограблены еще в древности, в средние века это место «обросло» множеством легенд. В 1852-1854 годах курган с погребениями знатных лиц в двух камерах-катакомбах был исследован А.Терещенко, а в 1855-1856 годах — А.Е.Люценко. Сохранились могила лошади вблизи центральной камеры, скелеты человека и 14 лошадей в коридоре той же камеры, остатки колесницы в насыпи кургана. При лошадях найдены уздечки и седло с золотыми и серебряными украшениями в скифо-греческом стиле.

КУРГАН ТОЛСТАЯ МОГИЛА — скиф­ское захоронение 4 века до н.э. близ железнодорожной станции Чертомлык в Днепропетровской области Украины. Обнаружены погребения с конями, золотые пекторали, обкладка ножен меча и украшения.

КУРГАН ЧЕРТОМЛЫК — скифский курган 4 века до н.э. близ г.Никополь Дне­пропетровской области Украины. Обнаружены погребения с конями и богатым инвентарем».

 

Почему самые знаменитые курганы — Солоха, Чертомлык, Александропольский, Краснокутский, Толстая Могила сосредоточены в одном месте — по обоим берегам Днепра ниже порогов? Ведь скифы кочевали по всей степной Украине — от Дона до Дуная. В статье «И великие молчальники курганы охраняют сон степных владык» газета «Зеркало недели» писала, что ответ на этот вопрос дает Геродот.

Когда умирал скифский царь, рассказывал древнегреческий историк, его тело бальзамировали и возили по всей стране. Так продолжалось 40 дней. Потом прах доставляли в местность Геррос и там хоронили.

Выходило, что Геррос — своего рода скифская «долина царей», подобная знаменитому древнеегипетскому некрополю, где найдены сокровища фараонов. Последнее прибежище могущественных степных владык, сообщает «отец истории», находится в Геррах, до которых Борисфен судоходен. Это самые отдаленные пределы Скифии. Сюда от устья реки 10-11 дней плавания…

Борисфен — это Днепр. Геррос — ответвляю­щая от него речка. Значит, здесь, ниже порогов, и находилось кладбище скифских царей. Все, казалось бы, совпадало, да вот незадача. События, описанные Геродотом, происходили в V веке до нашей эры, а знаменитые курганы относятся к IV веку до н.э., то есть, они на целых сто лет младше. Из-за этих несоответствий некоторые ученые считали, что Геррос следует искать в ином месте.

Вообще, в украинских степях сотни тысяч курганов: от 20-сантиметровых карликов до 20-метровых гигантов. Прежде исследователи не могли с полной вероятностью отличить визуально скифский курган от нескифского. А разница между ними очень существенная. Курганы эпохи бронзы насыпали постепенно, на протяжении многих веков — по мере захоронения в них все новых и новых людей. Причем землю для досыпок брали тут же, рядом, подрывая верхний слой почвы до самой глины. В результате вокруг рукотворного холма образовывалась кольцеобразная ложбинка, которую не могли уничтожить ни ветры, ни дожди, ни распашка.

Скифы же сооружали свои курганы из плиток дерна, свозимых со всей степи, или строи­ли из болотных вальков, которые лепили в пойме ближайшей реки. Поэтому местность вокруг степной пирамиды оставалась ровной, как стол, пример — Толстая Могила.

Неподалеку от Толстой Могилы, находится один из самых знаменитых курганов Скифии — Чертомлык, который в 1861-1862 годах исследовал известный историк Иван Забелин. Степная пирамида достигала тогда 21-метровой высоты. В раскопках участвовали 300 человек. Тем не менее, им удалось прорезать лишь центральную часть кургана и только таким образом проникнуть в погребение. Несмотря на то, что Чертомлык еще в глубокой древности был ограблен, здесь обнаружили более семи тысяч предметов из золота и серебра. И все же после двух лет упорного труда архитектура степного великана и его внутреннее устройство продолжали таить немало загадок.

Исследовать их полностью в прошлом веке так и не смогли. Это оказалось по силам лишь в наше время украинско-немецкой археологической экспедиции, которую возглавляли Вячеслав Мурзин и Рената Ролле. Более того, рядом с Чертомлыком ими было раскопано еще около 60 мелких курганов. Таким образом, получен своеобразный срез скифского общества: от верховного владыки до рядовых воинов.

В своей «Истории» Геродот сообщает, что через год после смерти царя, скифы расставляли вокруг кургана, под которым он был похоронен, почетную стражу — чучела умерщ­вленных воинов и коней. Этот рассказ многим казался лишь легендой-страшилкой: мало ли что мог сочинить историк, живший две с половиной тысячи лет назад. Но когда археологи начали расчищать землю вокруг крепиды, они действительно увидели кучки, где человеческие и лошадиные кости были перемешаны с фрагментами конской сбруи. Вот и не верь после этого древним источникам!

Если не считать воинов-сторожей, в кургане вместе с царем погребено около двух десятков людей: царица, слуги, оруженосцы, конюхи при конях. Все они были убиты, чтобы сопровождать своего повелителя в за­гробной жизни.

Как уже говорилось выше, Чертомлык оказался ограбленным. Впрочем, подобная участь постигла большинство известных царских курганов. И, как правило, это случалось еще в глубокой древности, хотя в некоторых усыпальницах археологи обнаруживали следы относительно недавних крестьянских ограблений. Впрочем, охотники за скифским золотом не перевелись и в наше славное время. Но ведь это чьи-то могилы! Тревожить покой мертвых у всех цивилизованных народов считается большим грехом!

 

Скифы создали первое государство на территории Восточной Европы. Это была могучая кочевая империя, в состав которой, кроме иранцев, входили также местное население лесостепи и, вероятно, протославяне. Данным обстоятельством можно объяснить тот довольно глубокий след, который оставил скифский период в культуре, языке и традициях славян, и в частности, нашего народа.

Мильоны — вас.

Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,

С раскосыми и жадными очами!

Эти строки из знаменитых «Скифов» Александра Блока многие воспринимают буквально, считая скифов, обитавших в глубокой древности на территории нынешней Украины, нашими непосредственными, чуть ли не прямыми предками. Так ли это?

— У Блока скифы — яркий поэтический образ, — говорит Вячеслав Юрьевич Мурзин. — Называть их своими «кровными» предками мы, конечно, не можем. Подобное утверждение спекулятивно и, что называется, высосано из пальца. Но точно так же нельзя и преуменьшать их роль в становлении поздней славянской культуры. Мы связаны с ними не столько в этническом плане, сколько в духовном.

На земле нашего народа обитали фракийцы, киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, готы — разные народы, которые растворились и ассимилировались в широкой, полноводной реке, именуемой жизнью. Но несколько веков протославяне жили в рамках Скифии. И это не прошло бесследно. Может быть, именно там они получили первый опыт государственно­сти, из семян которого через много столетий взошла могучая Киевская Русь.

Поділитися: