ЖСК и ОСМД в городе

25 липень 2008 о 10:48 - 1692

Часть 1. Водоканалу можно не платить!

В прошлый четверг на своем городском собрании, прошедшем по инициативе Ассоциации «Наш дом» и общественной организации ГРАД, председатели ЖСК и ОСМД обсудили несколько актуальных вопросов, связанных с компетенцией городских властей, и приняли обращения к городскому голове, депутатам городского совета и прокурору города. Вот о чем там говорилось.

Водоканалу можно не платить и, причем, на вполне законных основаниях. Речь идет о той ситуации, когда у ЖСК или ОСМД заключены общие договоры с коммунальным предприятием «Днепроводоканал» на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, и они являются исполнителями этих услуг.

Дело в том, что руководители кооперативов и объединений устали выполнять эти, несвойственные им функции в своих домах, то есть, проще говоря, заниматься сбором денег с жильцов, а затем оплачивать от имени всего дома монополисту. В свое время водоканал, вопреки действующему законодательству, навязал ЖСК и ОСМД, как юридическим лицам, договоры на предоставление своих услуг, и теперь ежемесячно выставляет им счета на оплату. Кроме беготни по должникам, председатель должен еще заниматься оформлением субсидий и льгот для «своих» жильцов, ежемесячно снимать показания квартирных водомеров и прочая прочая, причем за весьма условную зарплату, то есть бесплатно выполнять работу, которую в «жэковских» домах полностью выполняет водоканал силами своих многочисленных сотрудников.

Каким же образом кооперативу или объединению перестать быть исполнителем услуг «по воде»? Согласно законодательству собственник жилья (в данном случае ЖСК и ОСМД) определяет исполнителя услуг в своем доме. То есть достаточно провести собрание своих членов, на котором принять решение о том, что исполнителем услуг по водоснабжению и водоотведению в доме будет коммунальное предприятие «Днепроводоканал». Более того, решением городского совета от 23.05.07р. № 25/15 это предприятие автоматически определено исполнителем этих услуг во всем городе! Другое дело, что руководство коммунального предприятия отказывается выполнять решение депутатов…

Далее, если у ЖСК или ОСМД заключен договор с водоканалом, то нужно обратиться к нему с просьбой расторгнуть этот договор. «Днепроводоканал», естест­венно, откажет, после чего кооперативу или объединению необходимо будет обратиться в суд. Как правило, суд обяжет коммунальников выполнить требования законодательства, поскольку ЖСК и ОСМД могут быть исполнителями услуг только по содержанию дома, получению других услуг они только содействуют, но никак не являются их исполнителями. Другой вариант — расторгнуть договор в момент его окончания, когда обычно проводится его пролонгация.

После расторжения договора каждый собственник квартиры должен написать заявление в «Днепроводоканал» с просьбой открыть лицевой счет и заключить договор на оказание его услуг. Коммунальники, как правило, ничего не ответят, но и воду отключить они никак не смогут. То есть возьмут на себя односторонние обязательства по бесплатной поставке воды и по канализации. Жильцы же заплатить водоканалу тоже не смогут — нет лицевых счетов, нет договоров, то есть нет оснований. Не будет оснований у коммунальников взыскать оплату за прошедший период с таких потребителей и в дальнейшем, даже после открытия лицевых счетов.

Получится ситуация точь-в точь, как в ОСМД «Затишок-3» по ул. Знаменская, 3. Объединение в судебном порядке разорвало общий договор с водоканалом, его совладельцы просят выдать им абонентские книжки, как в «жэковских» домах, а принципиальный монополист упорно судится и проигрывает суды, при этом, записывая себе в убытки затраты на водоснабжение дома из 120-ти квартир в течение 9-ти месяцев. Кстати, похожая ситуация и в ОСМД «Решетиловская» по ул.Решетиловская, 18, где водоканал спонсирует водопользование и водоотведение 60-ти квартир уже 1,5 года.

Можно сразу же задать вопрос — каким же образом собираются компенсировать коммунальники эти потери? Ответ не оригинален для водоканала — за счет других кооперативов и объединений!

Как правило, водоканал начисляет стоимость своих услуг ЖСК и ОСМД выше фактических затрат — что по нормативу, что по водомеру. Сверхначисления возникают из-за различного рода «ошибок»:

— использование нового тарифа на услуги водоснабжения не с даты его внедрения 01.09.2006., а месяцем раньше;

— неверного расчета стоимости льгот;

— начислений на умерших и лиц, которые уже не проживают, невзирая на регулярное информирование со стороны председателей ЖСК-ОСМД;

— начислений на полив в зимний период;

— начислений за горячую воду при отсутствии сети горячего водоснабжения в доме и наличии общедомового счетчика холодной воды и т.п.

В результате этих «левых» начислений стоимость услуг водоснабжения увеличивается для жителей кооперативов, в среднем на 5-15 тысяч гривен в год. Однако случаются и ЖСК-рекордс­мены, которым водоканал за несколько лет «понавешивал» уже лишних тысяч 100 и более.

В первом случае, при разбирательствах излишне начисленные деньги пересчитывают, но не факт, что в следующем месяце не повторится та же самая история. Во втором случае, кооперативы судятся с коммунальниками, как правило, суды выигрывают, но предприятие решений суда не выполняет, продолжая насчитывать мнимые долги.

Нет сомнений в том, что такие «ошибочные» начисления являются сознательными и организованными со стороны менеджмента предприятия, и рассчитаны они на то, что большинство председателей ЖСК и ОСМД не будут разбираться с их справедливостью, а кто и будет разбираться, то в результате махнет рукой, столкнувшись с твердолобостью коммунальников.

Поэтому, дабы заставить горводоканал открыть лицевые счета жителям ЖСК и прекратить незаконно увеличивать для них стои­мость своих услуг, а депутатов с горисполкомом, говоря современным языком, заставить не «отмораживаться», а действительно управлять городским хозяйством, сейчас ЖСК и ОСМД города подумывают о том, чтобы последовать примеру вышеупомянутых ОСМД-пионеров и законно перестать платить «Днепроводоканалу».

Такой, несколько деструктивный подход вызван тем, что коммунальники и власть реагируют не на обычные многочисленные обращения и даже судебные решения, а, как правило — на какие-либо эксцессы.

Поэтому, если адресаты их обращений — горсовет, горисполком и прокуратура, не примут соответствующих мер по восстановлению законности, то городские ЖСК и ОСМД будут вынуждены такой эксцесс создать, открыто и законно увеличив убытки коммунального предприятия «Днепроводоканал».

Часть 2. Горисполком наносит материальный ущерб кооперативам

Как известно, главный смысл создания и деятельности жилкооперативов и объединений совладельцев многоквартирных домов состоит в их хозяйствнной самостоятельности, и, в первую очередь, в том, что они сами, на своих общих собраниях устанавливают размер взноса (тарифа) по содержанию дома. Это их право определено и Законом Украины «О кооперации», и Законом Украины «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома».

Одновременно существуют еще и Законы Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и «О местном самоуправлении в Украине», по которым органы местного самоуправления должны согласовывать размеры всех тарифов на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, не относящихся к коммунальной собственности. Поэтому чиновники считают, ЖСК и ОСМД тоже должны к ним обратиться за соответствующим решением о согласовании.

И если председатель самоуправляемого дома пойдет в управление социальной защиты населения для оформления компенсаций за субсидии и льготы жильцам, то с него сразу же потребуют решение горисполкома о согласовании тарифов по содержанию дома — протокол собрания ЖСК или ОСМД о том же для «собесовцев» не будет являться необходимым документом.

На самом же деле, утверждение членских взносов на возмещение затрат по содержанию дома является сугубо внутренним делом каждого ЖСК или ОСМД, что следует из упомянутых выше профильных законов для кооперативов и объединений. Однако на практике чиновники, через шантаж отказа в компенсациях за льготы и субсидии, все равно вынуждают кооперативы и объединения обращаться к ним за согласованием жилищных тарифов.

Наряду с такой общеукраинской практикой существует еще и практика днепропетровская, когда управление соцзащиты требует от ЖСК и ОСМД решения горисполкома о согласовании тарифа, а горисполком эти решения попросту не принимает почти уже целый год.

Почему не принимает? Наверное, от бюрократической безответственности. Дело в том, что чиновники никак не могут определиться — какое из управлений должно готовить проекты этих решений. Обычно этим занималось управление жилищного хозяйства, которому помогало управление экономики. Затем обнаружилось, что в положении о горжилуправлении якобы данная функция отсутствует, то есть формально оно не может готовить такие документы. По задачам наиболее подходит к согласованию тарифов ЖСК и ОСМД управление экономики, имеющее соответствующий отдел по жилищно-коммунальным тарифам. Однако, поскольку в положении об этом управлении о кооперативах и объединениях ничего не сказано, то лишней нагрузкой экономисты заниматься не хотят.

Судя по тому, что подобным бюрократическим футболом эти управления занимаются уже почти год, то складывается впечатление, что живут и работают они сами по себе, как какие-то частные предприятия, и что ними точно никто не управляет — ни сами начальники, ни профильные заместители мера.

А ЖСК и ОСМД вместе со свои­ми жителями несут в это время материальные убытки, измеряемые тысячей-двумя тысячами гривен в месяц. В том смысле, что собес, как правило, возвращает деньги кооперативам и объдинениям не по фактическим затратам на содержание дома, а исходя из старой «квартплаты» пятилетней давности — 29 или 37 копеек. Разница же ложится на сами ЖСК и ОСМД, то есть на их жителей.

Правда, компенсировать этот материальный ущерб, причиненный бездеятельностью горисполкома можно, подав соответствующий иск в суд. Но не будешь же везде и всюду обращаться в суд — и чтоб тариф согласовали и убытки покрыли, и чтоб водоканал признали исполнителем услуг, и чтоб дом на баланс передали, и пр. пр.

Поэтому не хотелось бы призывать кооперативы и объединения совладельцев города к организованному бунту и массовой подаче исков в суд на горисполком. Уже есть прецедент разрешения вопроса согласования тарифов в начале прошлого года, когда десятки домов смогли получить справедливые компенсации за льготы и субсидии из бюджета.

Надеемся, что в ближайшее время городские мужи «схаменуться» и решат действительно простой для них вопрос, требующий лишь обычной административной воли.

Павел Хобот,

координатор ГРАД, председатель Ассоциации «Наш дом»

Поділитися: