«Мыльная» программа для днепропетровцев: лишь 4 семьи за 5 месяцев получили «субсидии по-днепропетровски»

27 червень 2008 о 12:57 - 1818

Кто сказал, что с введением выборной системы по партийным спискам депутаты, как декабристы, стали далеки от народа? Не буду говорить за всю Украины, а у нас, в Днепропетровске — как-то не очень хочется верить в это. Но, наверное, придется. Судите сами.

Депутатская рука помощи

На 2008 год народными избранниками Днепропетровского горсовета для блага жителей мегаполиса принято 60 городских программ. Ничего, что финансы — поют романсы. Это тема отдельного разговора. Зато те деньги, что имеются, по-хозяйски дробятся и идут понемногу на их финансирование: немножко на детские дома, немножко на освещение, немножко на озеленение и так далее. Такого «немножко», а именно 15 млн. 200 тыс. грн., выделено из городской казны и на Комплексную программу предоставления адресной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг социально незащищенным слоям населения Днепропетровска.

Зная о том, что многие люди могут, благодаря субсидиям из госбюджета, уменьшить свои платежи за услуги ЖКХ, депутаты горсовета на сессии 26.12.07 г. все-таки решили протянуть руку помощи и тем, кто такой возможности не имеет. По терминологии чиновников — социально незащи­щенным горожанам. Цель жеста благородная — избежать социального напряжения среди людей, которое может возникнуть в течение года в связи с повышением цен и введением новых тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Субсидии из горбюджета — это материальная компенсация разницы в стоимости коммунальных услуг по существующим тарифам и старыми тарифами, действовавшими в нашем городе на 30.11.2007 года.

Дела идут, конторы пишут

Скольким же днепропетровцам была назначена такая адресная помощь? Только не падайте со стула. За пять месяцев 2008 года таких счастливчиков в Днепропетровске оказалось аж… четыре (!) семьи. И это на весь город!

Как сообщила главный специа­лист отдела социально-трудовых отношений и субсидий управления труда и социальной защиты населения горсовета Наталья Сушкевич, адресную помощь сегодня реально получают две семьи, проживающие в Бабушкинском районе города, и по одной — в Жовтневом и Кировском районах. И все.

Неужели в этих районах, да и в остальных тоже нет желающих воспользоваться такой возможностью? Оказывается, есть и немало. Когда принималась программа, было озвучено, что по состоянию на 1.10.2007 г. из 142 тысяч малообеспеченных семей, проживающих в городе, право на получение адресной помощи имеют 21.600 семей. Из них 6.480 семей имеют доходы на одного человека — до 600 грн. в месяц, 15.120 семей — от 601 до 1.000 грн. в месяц. Может, горожане не знают о такой целевой программе?

Как уверяет начальник управления труда и социальной защиты населения Амур-Нижнеднепровского района Ирина Хаба, жители района постоянно обращаются к ним по вопросу назначения адресной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг, получают информацию, разъяснения. Работает соответствующая комиссия, которая рассматривает заявления граждан. Но из-за того, что многие из них уже получают субсидию от государства (из госбюджета), а часть — имеют льготы, права для назначения адресной помощи они не имеют.

И для тех немногих, которые остаются, чиновники, по-видимому, также находят предлоги, чтобы отказать?!

Как говорится: дела идут, контора пишет. Ведь в самом-то деле, не пропадать же 80 тысячам гривен, выделенным решением горсовета на техническое обеспечение (читай: компьютеры, принтеры, бумага, ручки и т.д.) районным управлениям труда для выполнения вышеназванной Комплексной программы?

На помощь надейся, но сам не плошай

Может быть, причина пробуксовки программы в том, что людям сложно оформить документы? Давайте разберемся.

Как объяснили в отделе социально-трудовых отношений и субсидий управления труда и социальной защиты населения горсовета, у претендента на адресную помощь, во-первых, должны отсутствовать законные основания на оформление жилищной субсидии. Основания таковые отсутствуют у:

— трудоспособных граждан, которые не работают, не учатся в учебных заведениях I-IV уровней аккредитации и не зарегистрированы в центре занятости как такие, что ищут работу;

— семья имеет в своем распоряжении больше одного жилого помещения;

— не собственника жилья;

— семья приобрела жилье раньше одного года до момента назначения субсидии;

— семья имеет больше одного автомобиля или транспортного средства.

Во-вторых, «субсидии по-днепропетровски» (адресная помощь согласно Комплексной программы) предоставляются семьям, которые не имеют льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством. Если же в ее составе есть льготники, то помощь предоставляется без учета стоимости ЖКУ льготника и его доходов.

В-третьих, главное условие: совокупный доход на одного члена семьи не должен превышать 1.000 грн. При этом, если на одного человека в такой семье приходится от 600 до 1.000 грн., ей положена материальная помощь в размере 50% от разницы между старыми (тарифами, действовавшими на 30.11.07) и новыми повышенными коммунальными тарифами. Если же совокупный доход на члена семьи не превышает 600 грн., адресная помощь составит 100% разницы в тарифах.

В-четвертых, помощь назначается на фактический размер жилплощади (но не более 21 кв. м на каждого зарегистрированного в жилом помещении) и только на услуги:

— по содержанию зданий, сооружений и придомовых территорий;

— теплоснабжение;

— горячее и холодное водоснабжение.

То есть на те коммунальные услуги, тарифы на которые устанавливаются местными органами власти.

Сколько, сколько?

Как рассчитывается размер помощи? Наглядный пример расчета нам любезно предоставили в городском управлении труда и социальной защиты населения. Правда, учитывается пока только квартплата и холодное водоснабжение.

За пример возьмем семью из 3 человек, которые не имею льгот и живут в стандартной «двушке» 53 кв. м. Если совокупный доход на члена семьи не превышает 600 грн., расчет производят таким образом:

Тарифы, действующие на 30.11.2007 г.:

Квартплата 0,65 грн. х 53 кв. м = 34,45 грн.

Водоснабжение 14,77 грн. х 3 человека = 44,31 грн.

Всего: 78,76 грн.

Тарифы, действующие на 01.01.2008 г.:

Квартплата 1,30 грн. х 53 кв. м = 68,90 грн.

Водоснабжение 9,12 куб. м х 2,41 грн. х 3 человека = 65,94 грн.

Всего: 134,84 грн.

Расчет адресной помощи: (134,84-78,76)х100% = 56,08 грн. ежемесячно.

Если вышеназванная семья имеет совокупный доход на человека от 600 до 1000 грн., ежемесячный размер адресной помощи семье составит: (134,84 — 78,76) х 50% = 28,04 грн. ежемесячно.

Сумма компенсации — безналичная, т.е. направляется непо­средственно на оплату коммунальных счетов и перечисляется прямо на лицевые счета абонентов жилищно-коммунальных услуг.

В случае, если коммунальные тарифы снова поднимутся, размер ежемесячной адресной помощи также будет соответственно пересчитываться.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Так говорят первоисточники и конторы пишут. А как реально в жизни?

Корреспондент отыскал и поговорил с И.П. (данные имеются в редакции — ред.), который сегодня реально получает адресную помощь. По телефону он рассказал, что в течение двух месяцев, пока шло оформление, ему довелось неоднократно посещать районное управление труда и соцзащиты, приносить справки для необходимого пакета документов. Некоторые, кстати, а именно справку про состав семьи, пришлось обновлять. Вышел срок ее действия — один месяц. Кроме того, пожилому человеку пришлось выдержать «десант» из чиновников, которые высадились на его жилплощади, чтобы оценить ее состояние и составить соответствующий акт. А при упоминании некоторых каверзных вопросов, которые ему задавались на заседании районной комиссии, мужчина в редакционной телефонной трубке начал всхлипывать и перевел разговор на другую тему.

На мой вопрос: «Сколько же Вы реально получаете помощи?» собеседник задумался и неуверенно ответил: «Что-то около трех гривен».

Засомневавшись, я перезвонил в районное управление соцзащиты. Здесь меня чиновники заверили, что такого не может быть. И после непродолжительных поисков документов одна из работниц уверенно сообщила, что И.П. получает адресную помощь по кварт­плате — 4 гривны, по холодной  воде — около 7 гривен в месяц.

Узнав о размере помощи, а также о тех мытарствах, которые приходится выдерживать горожанам при ее оформлении, никто не удивится, что 21.596 семей дне­пропетровцев, потенциальные получатели «субсидии по-днепропетровски», так ее и не получают.

Кстати, выплата помощи может быть прекращена, если в течение трех месяцев отсутствует оплата жилищно-коммунальных услуг, меняются доходы семьи, а также ее состав.

У чиновников служб соцзащиты своя правда: люди не оформляют помощь, потому что не хотят «светить» свое реальное имущественное положение и доходы. Ведь известно, что в стране существует и скрытая безработица — денежно-трудовые отношения между людьми, один из которых не зарегистрирован как работодатель, а другой как работник. И если такой «безработный» принес в управление соцзащиты липовые документы, то ему могут и не отказать. Но управления обмениваются информационной базой с БТИ, нало­говой инспекцией, которая фиксирует все доходы граждан, полученные через идентификационный номер. Если человек скрыл доходы и это доказано, то ему придется вернуть адресную помощь.

К тому же, говорят работники соцзащиты, с начала года у многих повысились пенсии. А тарифы изменились только по квартплате и холодной воде. Людям еще не так накладно. Вот когда повысятся тарифы на электроэнергию и газ, а за ними, следовательно, на горячую воду и отопление — вот тогда, с началом отопительного сезона, количество желающих оформить адресную помощь резко возрастет.

А вопрос о 15-ти миллионах гривен, выделенных на программу из горбюджета, между прочим, остается открытым. Если депутаты горсовета хотели как лучше, то получилось, как всегда. Или на бумаге изложили одно, а в уме держат другое? На случай перевыборов, например, или других каких-нибудь форс-мажоров денежки припрятали. Ведь если партия скажет — надо, депутат должен, что ответить? Правильно — есть! Что ж, поживем — увидим. Говорят, цыплят по осени считают…

Анатолий Звягель

Поділитися: