В Днепропетровске презентовали результаты исследования «Состояние коррупции в сфере регуляторной политики в Украине».
К сожалению, фразу, вынесенную в заголовок, в нашей стране понимают даже школьники. Одно из наиболее распространенных явлений коррупции – взяточничество – считают неискоренимым. И причиной тому не только чрезмерно раздутые штаты чиновников, неэффективность судебной системы и лояльное законодательство, а в первую очередь – наш менталитет.
А в Днепропетровске все спокойненько
Конституция и Земельный кодекс гарантируют каждому гражданину Украины право получить земельный участок для строительства собственного дома, на сельскохозяйственные нужды, а также для ведения предпринимательской деятельности. Под строительство жилья в селе Кодекс гарантирует до 25 соток, в поселке – до 15, в городе – до 10. Однако попробуйте воспользоваться этим правом, если местная администрация не заинтересована материально. Процедура получения разрешений на строительство и операции с землей переполнена коррупционными ловушками. Случаи мздоимства в современной Украине не единичны, а исчисляются десятками тысяч. Несмотря на то, что правоохранительные органы систематически выявляют вымогателей взяток и тех, кто их предлагает, за решеткой почему-то оказываются немногие.
Об этом и многом другом говорили участники круглого стола, заседание которого состоялось в Днепропетровском отделении Союза журналистов Украины, в котором приняли участие гости из Киева – директор проекта «Гідна Україна» Юхани Гроссманн и заместитель директора компании «In Mind» Надежда Пирон. Тема – защита прав граждан и выявление случаев коррупции в сфере выдачи документов разрешительного характера на строительство и операции с землей, а также поддержка развития сети единых разрешительных центров (ЕРЦ) по всей Украине.
Рассказывая о проекте, Юхани Гроссманн привел результаты Национального исследования, которое в ноябре 2007 – марте 2008 года провел Институт маркетинга In Mind. Были опрошены руководители 126 предприятий, которые получали разрешения на строительство и 136 – на проведение операций с землей – покупку, продажу или аренду, по всем областям и в Крыму. Основной источник выборки – Единый государственный реестр предприятий, организаций и учреждений, из которого случайным методом выбрали предприятия для проведения опроса.
Отмечая свою работу в нашем городе, директор проекта «Гидна Украина» отметил, что Днепропетровск – сложный по доступу к бизнесменам. Если 70% компаний, расположенных в других городах размером 100 тысяч человек и более, дали согласие на проведение опроса и только 30% отказались, то в Днепропетровске это соотношение оказалось с точностью до наоборот. Большинство днепропетровских бизнесменов объясняют это тем, что «у них все уже налажено, и они ничего не хотят менять».
Почему не смотрят в «единые окна»
Согласно результатам исследования, более половины (!) украинцев считают, что коррупция может быть оправдана как способ быстрого решения нужного вопроса. В основном от этого явления страдает средний и малый бизнес. Но коррупцию можно уменьшить как минимум в 4 раза, если бизнесмен будет получать документы в едином разрешительном центре, который работает по принципу так называемого «единого окна». В то же время, по Украине из шестисот запланированных ЕРЦ сегодня работают не более пятидесяти. В них обратилось только 10% респондентов, кому необходимо было получить разрешение на проведение операций с земельным участком, и 14% – чтобы получить разрешение на строительство. Среди барьеров и трудностей использования таких центров большинство респондентов назвали значительную продолжительность процедуры получения разрешений; необходимость дополнительного самостоятельного обращения в разрешительные органы, прибегая при этом к услугам посредников; ограниченность диапазона услуг, которые предоставляются через ЕРЦ, а также отсутствие информации по процедуре использования центров.
«Идея – хорошая. Но в том виде, в котором сегодня реализована, она не позволяет помочь предпринимателям», – отметил председатель правления областной общественной организации «Днепропетровский координационно-экспертный центр по вопросам регуляторной политики» Алексей Литвинов.
По словам Надежды Пирон, большинство предприятий, которые получали разрешения на строительство, считают, что новая система аналогична по сути старой (59%). Треть (33%) считает, что система «единого окна» является более открытой системой получения разрешений. Лишь 30-40% отметили, что работа ЕРЦ более эффективна по сравнению с традиционной системой, и это несмотря на то, что скорость в системе ЕРЦ значительно выше, а количество обязательных шагов меньше.
О чем болит душа у депутата?
В Днепропетровске «единые окна» – услуга также пока не очень популярная, и не только по вышеуказанным причинам. У нас, по мнению экспертов, «вопросы земли все чаще перемещаются от исполнительных органов местного самоуправления к представительским органам, а именно – в сессионный зал депутатского корпуса, в комиссии по архитектуре и землепользованию».
Результаты такой заботы о городской земле – очевидны. По данным общественной организации ГРАД, только в течение последнего депутатского созыва (с весны 2006 года) более 750 гектаров днепропетровской земли были переданы в аренду различным коммерческим структурам, минуя какие-либо аукционы или конкурсы.
«Это так называемая система на заказчика, – говорит координатор Гражданского актива Днепра (ГРАД) Андрей Денисенко. – Сейчас даже судебные решения, которые заставляют чиновников горсовета рассматривать вопросы землеотвода, согласуются с депутатским корпусом, руководителями фракций большинства».
По убеждению Андрея Денисенко, сегодня до 80-90% коррупционных средств идут не в технические службы, которые обеспечивают прохождение управлений горсовета, а направляются в руки наших народных избранников, действия которых, в соответствие с действующим законодательством, никоим образом не подпадают под криминальное преследование.
Позицию представителя общественной организации поддержал и чиновник. «Будет десять или двадцать «единых окон» в городе – это проблему не снимет, если мы не поставим депутатов горсовета в какие-то рамки», – сказал главный специалист управления развития предпринимательства и регуляторной политики Днепропетровского горсовета Виктор Тимченко.
К тому же действия депутатов местных Советов – это не классический вид коррупции. Почему? Согласно сегодняшнего законодательства Украины, депутат не является должностным лицом органа местного самоуправления. Они – «слуги народа», люди, которые работают на общественных началах. В тоже время, в их руках сегодня имеются достаточно большие возможности для того, чтобы задерживать рассмотрение того или иного земельного либо строительного вопросов, возвращать их на повторное рассмотрение и так далее.
Панацеи нет, но делать что-то нужно
Как отмечали практически все участники «круглого стола», панацеи от коррупционных схем – нет. Но должны быть конкретные шаги по ее уменьшению. Среди них: усовершенствование законодательной базы, которая часто бывает непрозрачной, неоднозначной, а иногда и противоречивой. Андрей Денисенко, в продолжение этой темы, не исключил законодательных изменений того, чтобы депутаты местных советов рассматривались как должностные лица органов местного самоуправления. Для этого члены громады, которые платят налоги, могли бы заплатить еще дополнительно на уменьшение уровня коррупции, то есть установить депутатам фиксированную зарплату и поставить их под контроль антикоррупционного законодательства. Вопрос только: кто это сделает? Верховная Рада? С трудом верится, что старшие товарищи дадут в обиду своих младшеньких…
Не последней причиной существования неофициальных отношений между бизнесом и властью как представители бизнеса, так и эксперты отметили менталитет нашего населения (в том числе и чиновников), воспитанного на образцах двойной морали, кумовства, неформальных договоренностей и т.п. «Привыкли так. Поколениями это воспитывалось, – говорят как одни, так и другие. – Надо дать. Вот и дают».
Что тут скажешь. Умом Украину не понять…
Анатолий Звягель