Реконструкции кварталов по-днепропетровски

20 червень 2008 о 08:46 - 1759

То, что у всех нормальных людей в Европе происходит естественно, у нас порождает вселенские проблемы. Во всем цивилизованном мире власть, бизнес и народ живут с учетом интересов друг друга, при этом власть устанавливает такие правила игры для бизнеса, чтобы избиратель был доволен властью. Казалось бы, куда проще? Но не у нас…

Старшее поколение помнит, что, несмотря на нереальные трудности, за 15 послевоенных лет государство переселило миллионы людей сначала из землянок в бараки, а затем, в течение 10 лет — в благоустроенные (по тем меркам) «хрущевки».

Думается, что если бы сегодняшних депутатов горсовета и чиновников мэрии виртуально «отправить» в то далекое время руководить строительством жилья, то люди до сих пор жили бы в землянках…

 

Сегодня рассуждать о том, быть ли реконструкции кварталов, устаревшей жилой застройки или не быть, бессмысленно и просто глупо. Конечно, быть! Вопрос только в одном: КАК? А вот здесь и зарыта собака, которая называется ИНТЕРЕС. И усугубляется эта ситуация тем, что сегодня в строительстве имеет свой бизнес-интерес власть. Таким образом, получается, что между гражданами и строительным бизнесом нет арбитра в лице власти, потому что у нее свой корыстный интерес в виде откатов и своей доли в этом бизнесе. Именно благодаря сегодняшней местной власти город полностью оккупирован коррупцией.

Кто сегодня поверит город­ской власти, утверждавшей, что без общественных слушаний, без совета с горожанами «Детский мир» не будет снесен? Кто сегодня поверит власти, что снос под корень «Детского мира» и выполнение некоторых улучшений при сохранении действительно ветхих конструкций «хрущевок» означает одно и то же — реконструкцию? Кто сегодня поверит любым словам депутатов и городского головы по поводу реконструкции «хрущевок», если принятая ими 21.05.2008 г. Программа рекон­струкции старого жилого фонда г. Днепропетровска не соответствует Закону Украины «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда» (далее — Закон о реконструкции кварталов) и становится легальной коррупционной схемой обогащения чиновников в сверхприбыльном строительном бизнесе за счет имущества горожан? Примеры? Пожалуйста.

 

Согласно Закону о реконструкции кварталов, государственная политика в этой сфере базируется, в числе прочих, на определении инвестора-застройщика реконструкции квартала на конкурсных основах. При этом проведение конкурса инвестиционных проектов является обязательным! В днепропетровском же варианте Программы эта норма не просто отсутствует, — такого слова как «конкурс» просто нет.

Следующий. Законом преду­смотрено проведение комплексной реконструкции кварталов устаревшей жилой застройки. В городской же Программе «потерялись» слова «комплексная» и «квартала». Я думаю, разница уловимая и ощутимая. Ведь если программа не комплексная и не касается всего квартала, то речь может идти только об освое­нии территорий, как сказано в Программе, «повышенной инвестиционной привлекательности». А это уже возможности для различных манипуляций и говорит о том, что власти не собираются комплексно решать серьезную градостроительную задачу реконструкции территории города, ограничиваясь «аппетитами» мест­ных строительных олигархов.

Далее. Законом о реконструкции кварталов предусмотрено проведение реконструкции на основании генплана города и обязательного плана земельно-хозяйственного устройства. О важности последнего документа говорят задачи, которые определены в нем Законом. Среди них — выбор территорий, на которых будет производиться отчуждение объектов после разработки и утверждения проекта застройки квартала (микрорайона); условия предоставления земельных участ­ков на территории реконструкции и условия платы за землю на период строительства; обоснование распределения земли по форме собственности после осуществления реконструкции; порядок и объем компенсации собственникам земли частной собственности. При этом Кабинет министров утвердил своим постановлением от 22.02.2008 г. №79 «Порядок составления плана земельно-хозяйственного устройства». Однако, как уже можно догадаться, и об этом плане нет упоминания в городской Программе. А зачем для наших местечковых деятелей какие-то нормы, Порядок, если они — хозяева города?

Когда же знакомишься с разделом IV Программы, «Этапы выполнения Программы», то становится понятным, что не только Закон о реконструкции кварталов был лишний, но и сама Программа — чистейшей воды формальность. Потому что речь в ней идет не о комплексной реконструкции кварталов, а о строительстве отдельных жилых домов на отдельно взятом земельном участке. Это подтверждает отсутствие в Программе необходимости строительства стартовых домов, формирования маневренного жилого фонда, словом всего того, что необходимо при осуществлении действительной комплексной реконструкции и чего требует Закон.

О том, что принятая Программа является самым настоящим очковтирательством и прочным фундаментом будущих манипу­ляций, свидетельствует и раздел V. Четыре коротеньких абзаца этого раздела годятся разве что для лозунгов на первомайскую демонстрацию трудящихся типа «Привлечем специалистов и общественность к выполнению программы!», «Привлечем частные инвести­ции!», «Горсовет — заказчик программы!» (не забыли еще — «Партия наш рулевой!»?), «Сэкономим 25% народных денег!». Вы что-то поняли из этих лозунгов о самом механизме выполнения программы? Я лично нет.

Ну, и в конце Программы, как положено в таких шоу, воздушные шары в небо. Потому что послед­ний VII раздел Программы «Ожидаемые результаты» напоминает мыльные пузыри бывшей советской госстатистики, по которой мы в эпоху социализма «перегнали и обогнали» Америку.

Просто удивительно, но в Программе нет ни одной кон­трольной цифры! От чего отталкиваться и к чему стремиться?

Почему киевляне, проживающие в Соцгороде (Дарницкий район), знают, что у них согласно плану реконструкции будет снесено 59 домов, из них 37 жилых и 22 нежилых? Что после рекон­струкции население квартала увеличится до 10 тысяч вместо сегодняшних 700 семей. Всего будет построено 14 жилых домов — это 3.202 квартиры, 2 детских садика на 428 мест, паркинги на 2.028 машиномест, продовольственный магазин, пункты бытового обслуживания и другие важные объекты социальной инфраструктуры. А для отселяемых жителей будет построено три 22-х этажных дома на ул. Краковской, 13. Здесь будет 378 одно-, двух- и трехкомнатных квартир площадью от 49 до 92 м кв. Кроме того именно для этих жителей будет обустроен паркинг на 120 машиномест. Кроме того, киевляне знают, что инвесторы передадут городу 5% жилой площади для очередников и 2% служебного жилья для дворников, сантехников и т.д. И это еще не все! Инвесторы отселили районные организации (военкомат, прокуратуру, паспортный стол, милицию, ГАИ, СБУ) из 22 зданий, которые они занимали, в отремонтированное 8-этажное здание.

Или другой пример, уже из Германии (на эту страну составители Программы делают особый упор). Тамошний банк присмотрел себе одну жилую многоэтажку. Он расселил жителей, предоставив квартиры или компенсацию. Но не мог начать реконструкцию из-за одной строптивой жительницы, наотрез отказавшейся выселяться. Долго длилось противостояние. В конце-концов все закончилось… нет, не сожжением квартиры, не отравлением, не вывозом женщины за город в наручниках и не приговором суда, как у нас это бывает. Она получила от банка то, что считала достойной компенсацией за перемену не просто места жительства, а привычных связей, друзей, среды, части своей жизни и истории. Она получила один миллион евро!

Просто авторы днепропетровской Программы, очевидно, не знают, что ни в Германии, ни в любой другой европейской стране своих граждан в товарных вагонах для скота эшелонами в Сибирь не вывозили.

 

Нужны еще комментарии к днепропетровской Программе?

Если не все, то многое может объяснить состав координационного центра по вопросам рекон­ст­рукции жилищно-коммунального комплекса города, утвержденный этим же решением горсовета и состоящий из 18 человек. К слову, в состав Межведомственного совета по вопросам реализации Закона о реконструкции кварталов при Кабинете министров входит всего 13 человек на всю Украину!

Исходя из названия этого центра, вряд ли можно говорить о комплексной реконструкции кварталов и о прозрачности всех решений, касающихся стадий реконструкции, о чем говорилось выше. Более того, Законом преду­смотрена организация фонда реконструкции, четко оговорены источники поступлений средств (статья 11 Закона). А координационный центр взял на себя функции кнута и пряника над инвесторами, которые и без этих «рычагов», по логике, должны быть заинтересованы в скором достижении результата и прибыли. Очевидно, эти «инструменты» в руках центра должны служить для других целей (можно предположить — для коррупционных). В состав центра входят профессионалы по корпоративным землеотводам, «специалисты» тайных сносов зданий («Детского мира», например).

 

Когда я обратил внимание начальника ГлавАПУ Саенко Ю.В. и разработчика Программы директора концерна «Санрайз» Щербакова Г.Л. на противоречие программы реконструкции старого жилого фонда  Закону о реконструкции кварталов, то получил ответ от последнего, что Программа готовилась с учетом изменений в Закон. И этот ответ оказался последним подтверждением того, что ожидания жителей от реконструкции кварталов совершенно противоположны намерениям власти, и что ничего хорошего от этих намерений ждать не стоит. А дело в том, что законопроект 2437 «О внесении изменений в Закон Украины «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда» внесен Кабинетом министров в Верховную Раду 24.04.2008 г. и только проходит в настоящее время рассмотрение в шести комитетах ВРУ! И это при том, что из 8 министерств без замечаний согласовали законопроект только три. До первого чтения нардепами ой как далеко. А еще второе, третье чтение… Плюс неясная политическая обстановка на Печерских холмах. В общем, выдал Г.Щербаков желаемое за действительное.

Но и это не главное. А главное то, что все принципиальные моменты Закона, на которые я обратил внимание Ю.Саенко и Г.Щербакова, остались и в законопроекте о внесении изменений в Закон. А вот те изменения, которые пытается внести в Закон Кабмин, получив возражения министерств и депутатов, касаются приспособления термина «обще­ст­венные потребности» к случаю реконструкции кварталов, возможности отселения жителей домов при условии согласия на такое переселение только части жителей (более 60%), снятия ограничений относительно степени износа жилых домов и их этажности в целях возможности их реконструкции.

В итоге разработчик проекта Г.Щербаков признал, что это не программа действий, а всего лишь намерения. Но если сам разработчик Программы не имеет ясности в вопросах реконструкции кварталов согласно Закону, то можно себе представить как все это будет выглядеть на практике! Как всегда: в противостоянии застройщиков с законом, горожанами и судами…

 

Подведем итог. Программа реконструкции жилого фонда составлена в интересах бизнесменов во власти и мэрии, строительных олигархов.

Ни городская Программа, ни ее разработчики не имеют четкого алгоритма реконструкции отдельных домов (о кварталах речь уже не идет) при решении уравнения с тремя известными — стои­мости земли, объема инвестиций и стоимости социального строительства (реконструкции).

Программа не дает никаких гарантий жителям города при разных рисках, не устанавливает конкретных ориентиров и показателей и не предусматривает ответственности и санкций, в ней отсутствуют механизмы ее реализации, она не прозрачна.

Программа «забыла» о создании необходимых мощностей для переработки тысяч тонн строительных отходов.

Совершенно проигнорирована роль общественности в принятии решений и контроле за соблюдением инвестором и местной властью интересов граждан.

Программа проигнорировала результаты общественного обсуждения проекта реконструкции домов по Запорожскому шоссе в ноябре 2007 года (в режиме Интернет).

Программа противоречит действующему Закону о реконструкции кварталов и ориентирована на строительную деятельность, регулируемую другими законами.

И последнее. Программа не прошла общественных обсуждений громадой города, как того требует Закон.

 

Все эти «но» могут дать основания считать эту программу нелегитимной и такой, которая не соответствует законодательству Украины.

На вопрос «Что делать?» ответ может быть один: чтобы не стать жертвами недобросовестных инвесторов-застройщиков и их лоббистов-чиновников, жителям кварталов, попадающих под реконструкцию, необходимо объединяться для защиты своих прав и интересов.

 Василий Сухов,
координатор  Гражданского актива Днепра (ГРАД)

Поділитися: