ПИТЬ или НЕ ПИТЬ?

06 червень 2008 о 07:32 - 1042

Как невозможно лето без солнца, так наша жизнь невозможна без напитков. Кто-то утоляет жажду холодным чаем, кто-то минеральной водой или квасом, но сладкие безалкогольные напитки — бесспорные лидеры сезона! Они обладают прохладительным свойством и с удовольствием употребляются как детьми, так и взрослыми. Хотя напитки популярны круглый год, но в жаркое время спрос на них существенно возрастает и производители выпускают на рынок все больше товара, — как качественного, так и не очень.

Качество «лимонадов» переживало взлеты и падения. В советские времена их рецептура, а соответственно и качест­во, жестко контролировалось, но это препятствовало вкусовому разнообразию. После этого пришел период неконтролируемых ядовитых смесей из красителей и жутких на вкус ароматизаторов.

Сегодня же наметилась позитивная тенденция добавления в напитки натурального сырья, в частности — соков. Не нужно рассчитывать на натуральность напитков из «маракуйи», «фейхоа» или «карамболы», но вот яблочный сок в большинстве образцов действительно обнаружен. Новинкой также можно считать появление низкокалорийных диетических напитков — вместо сахара они содержат его заменители.

«Натуральность» — это хорошо?

Натуральные добавки несомненно улучшают вкус напитка. Дело в том, что аминокислоты, содержащиеся в соках, делают их заметно мягче. А на основе натурального яблочного сока и хорошо подобранной ароматической композиции делают прекрасные апельсиновые, персиковые и банановые соки. Почему именно яблочный? Все просто — он дешевле и его намного легче получить. Включение сока в состав напитка — еще одна проблема. Ведь составляющие сока вступают в реакцию с другими компонентами напитка, что порой приводит к образованию мутного осадка. Плюс дополнительная забота о консервантах. «Искусственные» компоненты дешевле и намного стабильнее. Напитки делятся на соковые (10-40 % сока в составе) и сокосодержащие (1-9,9 % сока). Кроме того, безалкогольные напитки бывают на пряно-ароматиче­ском растительном сырье, на ароматизаторах, на зерновом сырье, на продуктах брожения. К безалкогольным также относят искусственно минерализированные воды и напитки специального назначения.

О технологии

Сама по себе технология не очень сложная. Упрощенно говоря, сначала составляют купаж — смесь всех ингредиентов. Способы приготовления купажа различные — холодный, полугорячий и горячий. Вкус будущего продукта определяет дозировка и качество компонентов. Вода играет тут немаловажную роль — обычно она составляет около 80 % напитка и крупные заводы предпочитают брать ее из собственных скважин. Но даже такая вода подлежит обязательной филь­трации, смягчению и обеззараживанию.

Освежающий эффект безалкогольных напитков обусловлен наличием в их составе растворенного диоксида углерода и органических кислот (лимонной, например) и отличаются они лишь степенью насыщенности СО2 — негазированные, слабо-, средне-, и сильно газированные.

Но увы это все теория. Чтобы понять, что мы пьем на самом деле, обратимся к практике, а именно — к результатам тестирования отечественных образцов напитков, представленных на семинаре Общества потребителей в Кие­ве. Лаборатория взяла для проверки образцы 8-ми наиболее популярных марок. Семь из них заявлены как лимонад, и один — как ситро. Все тестируе­мые напитки — отечест­венного производства.

Лабораторные исследования

Если раньше подобные напитки выпускались в стекле, то сейчас производители перешли на более удобный, хоть и вредный для организма, пластик. Поскольку вся продукция отечест­венного производства, то к координатам производителей претензий не было. А вот то, что на упаковке не указываются индексы «Е» при пищевых добавках, является серьезным нарушением. Кроме того, у двух образцов («Грейтли» и «Винни») нет полноценного описания пищевой ценности.

Содержание консервантов в исследуемых образцах не превысило норму. Показатель «внеш­ний вид» на «правильный» цвет напитка прошли не все — «Бон Буассон», «Грейтли» и «Новел» показали несоответствие. Кроме того, специалисты сравнивали адекватность цены и качества продуктов.

Итак, по результатам исследования два напитка получили общую оценку «отлично» — это «Оболонь. Лимонад» и «Росинка. Лимонад». Четыре образца были оценены на «хорошо» — «Бон Буассон», «Грейтли», «Новел» и «Росинка. Ситро». А «Биола» и «Винни» получили вялую тройку.

КСТАТИ

— В результате тех же исследований в популярном ныне безалкогольном напитке «Швепс» нашли 6 компонентов, включая опасные красители, запрещенных Минздравом Украины. Но запрещать этот напиток пока не собираются. По слухам, у производителей серьезное лобби в правительстве. А между тем, специалисты утверждают, что «Швепс» опасен не только для физического здоровья, но
и для психического — некоторые составляющие, особенно у детей,  вызывают неестест­венную гиперактивность.

— В соке «Сандора. Сицилий_ский апельсин» сока не обнаружено вообще.

— В «Гранатовом соке» Одесского производства гранатовый сок не обнаружен. Исследования показали некоторый процент сока рябины.

Виктория Лобусова

Поділитися: