Новая версия местной демократии

21 березня 2008 о 09:45 - 1385

Украинский образовательный центр реформ и Международный центр перспективных исследований уже не первый год сотрудничают на предмет сближения власти с народом в Украине. Но, видимо, без заметных фактических результатов.

12 марта в пресс-клубе реформ участники нового проекта «Проведение публичных консультаций и информационной кампании по реформированию местных органов власти в Украине» представили очередной отчет о результатах публичных консультаций.

Проект предполагает использование механизма публичных консультаций для решения проблем местного самоуправления, а также для поиска способа реформировать местные органы власти. Результатом означенного проекта должна стать так называемая «Белая книга» – рекомендации правительству касательно реформирования местных органов власти. Конечной же целью организаторы видят увеличение влияния публичных консультаций на принятие государственных решений, а также теоретическую возможность каждого гражданина принимать участие в реформировании власти.

Чтобы решить проблему, нужно понять ее суть и причину. Выяснением причин проблем  местной власти занимались эксперты данного проекта, в результате чего основными ее недостатками можно назвать:

– недоступность или очень низкое качество публичных услуг;

– несоответствие действий власти и потребностей граждан;

– отсутствие экономического развития некоторых регионов, в связи с чем население массово выезжает в более развитые города, соответственно сводя на нет предпринимательство и появление рабочих мест;

– несогласованность действий и конфликты между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Все эти проблемы имеют под собой вполне логичную почву, сложившуюся как основные признаки украинской политики.

Действующее законодательство фактически препятствует развитию полноценного местного самоуправления в селах и небольших городах. Дело в том, что местные органы таких населенных пунктов в состоянии самостоятельно обслуживать население, но, по закону, не имеют таких полномочий, а соответственно – почти не финансируются. В связи с этим население вынуждено обращаться в высшие инстанции за решением элементарных проблем, что усложняет работу городских и обладминистраций, а также провоцирует нецелевое использование бюджетных средств чиновниками. А о статусе общественных организаций, который не позволяет оказывать населению какие-либо услуги, – вообще отдельный разговор. Это все можно назвать нерациональным распределением полномочий между органами государственной власти, разными уровнями местного управления.

Денежный вопрос. Местное самоуправление не имеет постоянных и полноценных источников дохода, и снова законодательный пробел – финансовые обязательства государства не обеспечены бюджетом. К этому же пункту можно отнести отсутствие стандартов публичных услуг и универсальных методов вычисления их стоимости.

– Самая популярная причина проблем управления – нецелевое использование бюджетных средств, госимущества и прочих ресурсов, связанное с тотальной коррупцией в органах власти. В результате органы местного самоуправления разбазаривают самый ценный ресурс – землю. В то же время органы государственной власти просто чудовищно, с экологической и общенациональной точки зрения, распоряжаются лесными, водными ресурсами и недрами, доводя их до физического уничтожения и раздавая без пользы для государства.

Нехватка профессионалов на местах. Особенно острой эта проблема стала после выборов в 2006 году, когда произошло обновление депутатского состава всех уровней приблизительно на 80%. Из 172 мэров повторно избрали лишь 75. А это значит, что почти 60% городов Украины, в которых проживает более половины украинцев, получили впервые избранных руководителей. Для многих из них муниципальная деятельность оказалась абсолютно новой сферой, – что тогда можно говорить об эффективности и профессионализме?

Исходя из обозначенных проблем, участники проекта сформировали предложения, реализация которых в современных реалиях просто необходима. В основном они направлены на реальную демократизацию политики и деятельности органов власти, а точнее – на развитие общественных организаций, расширение сферы их влияния. Среди прочего прозвучали такие варианты:

– перераспределение полномочий и ответственности между властью и общественными организациями;

– расширение общественных организаций путем их добровольного объединения, а также определение функций каждого из подразделений;

– гарантия целевого использования бюджета путем контроля со стороны общественности.

На публичном обсуждении внедрения данной программы в Украине с днепропетровскими коллегами делилась опытом  заместитель исполнительного директора Венгерской гражданской неприбыльной организации по региональному развитию и планированию  развития городов Георгия Нийкос.

Г-жа Нийкос предложила создать городской и региональный муниципалитет, который на 50% будет состоять из членов общественных организаций, остальное – представители политических сил и активные граждане. Обучение квалифицированных кадров эксперты предлагают проводить на специальных тренингах. В идеале такие муниципалитеты в некоторых сферах будут альтернативой государственной исполнительной власти, а именно – в сферах дошкольного и школьного образования, защиты пенсионеров и инвалидов, первичной медицинской помощи, планирования использования земли, охраны окружающей среды, строительства жилья, коммунальных услуг, содержания придомовых  территорий, парков, автодорог, транспортного обеспечения.

Это все правильно и хорошо, так как может приостановить своеволие чиновников при власти, – ведь когда средства и полномочия начинают утекать из рук, они начинают делать неплохие и нужные вещи. Но есть нерешенный, самый главный, вопрос – финансирование. В Венгрии, к примеру, есть специальный государственный фонд для общественных организаций. Что будет у нас – посмотрим.

Виктория Лобусова

Поділитися: