Проблемы образования в Днепропетровске

14 березня 2008 о 15:05 - 1738

В рамках годовой программы социологических исследований «НАСТОЯЩИЙ ДНЕПРОПЕТРОВСК» Институт Горшенина завершил третье исследование, которое проводилось с 16 по 26 февраля 2008 года в г.Днепропетровске.

Всего, согласно маршрутной выборке, с учетом основных социально-демографических характеристик населения Украины, было опрошено 1.204 респондента, которые представляют собой взрослое население города возрастом от 18 лет. Квотами в выборке были: возраст, пол и район города, в котором проживает респондент. Погрешность репрезентативности исследования не превышает +/- 3,2%.

По результатам завершенного социологического исследования эксперты Института сделали следующие выводы:

1. В современной системе образования нивелирована ее основная функция – воспитательная. Менее трети горожан относят влияние воспитателей, учителей, преподавателей к основным факторам формирования личности ребенка. Значительно большая роль в этом процессе отводится не только родителям, родственникам и группам равных, но и телевидению, печатным СМИ, радио. Только каждый пятый горожанин оценивает воспитательную работу в школе как хорошую.

Опрошенные подчеркивают, что, наряду с преобладающим влиянием родителей на формирование личности ребенка, большое влияние оказывают ровесники, одноклассники, друзья, вдвое превышая влияние школы. Это может объяснить широкое распространение курения, сквернословия среди учеников, хотя не исключено и негативное влияние родителей.

2. Процесс обучения детей в школе сопровождается для их родителей целым рядом проблем. По мнению респондентов, каждый второй родитель школьника сталкивается с проблемами из группы «Материально-техническая база школы», каждый третий – с проблемами, связанными с «Педсоставом» школ, каждый пятый недоволен программами обучения, каждый седьмой – плохими системами питания и безопасности детей, каждый десятый – недостаточным уровнем медобслуживания.

3. Более 23% горожан сталкивались с открытой коррупцией в средней школе (платили за хорошие отметки, экзамены). При этом наиболее эффективной мерой борьбы с коррупцией респонденты считают более суровое наказание обеих сторон, участ­вующих в коррупционном процессе.

4. Общественное мнение достаточно лояльно относится к существованию альтернативных обычным средним общеобразовательным учебных заведений. Респондентами приветствуется обучение в специализированных классах и достаточно лояльное отношение отмечается к домашнему начальному и среднему образованию.

5. В Днепропетровске проблема «русского языка» не стоит так остро, как в других восточных регионах: только 38,7% считает, что преподавание в школах (как показатель языковых предпочтений) должно вестись однозначно на русском языке.

6. Достаточно высокой остается ценность хорошего образования. 68% респондентов считают его обязательным условием для жизненного успеха.

7. Престижность высшего образования в общественном мнении не определяется реальной потребностью общества в специалистах определенного профиля, а трактуется скорее устоявшимися стереотипами. Так две трети опрошенных продолжают считать наиболее престижными экономическое и юридическое образование, не взирая на заполненность рынка специалистами данного профиля.

 

1. Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?

l Едва сводим концы с концами, иногда не хватает на питание – 5,1%

l На питание хватает, но приобретение одежды или обуви уже вызывает трудности – 20,5%

l В целом на жизнь хватает, но не на ценные вещи (мебель, холодильник и т.п.) – 40,7%

l Материальных трудностей не испытываем, за исключением особо крупных покупок (жилья, дорогого автомобиля и т.п.) – 30,6%

l Никаких материальных трудностей не испытываем – 3,1%

2. Как бы Вы оценили качество обучения (уровень знаний), которое дается детям в обычной общеобразовательной школе?

l Отличное – 5,3%

l Хорошее – 27,0%

l Удовлетворительное – 44,2%

l Неудовлетворительное – 19,0%

l Затрудняюсь ответить – 4,5%

3. Как можно в целом оценить качество воспитательной работы в обычной общеобразовательной школе?

l Отличное – 1,6%

l Хорошее – 19,1%

l Удовлетворительное – 44,3%

l Неудовлетворительное – 25,8%

l Затрудняюсь ответить – 9,2%

4. Из тех проблем, с которыми сталкиваются родители школьников, отметьте наиболее серьезные на Ваш взгляд (можно указать несколько вариантов ответа)

l Ремонт за свои деньги классов, здания школы – 49,9%

l Постоянные сборы денег на подарки учителям, администрации школ – 47,6%

l Покупка дорогих учебников и учебных материалов – 37,9%

l Безразличие педагогов к детям – 28,9%

l Некомпетентность учителей – 28,5%

l Переполненные классы – 28,3%

l Неукомплектованность педагогического состава – 24,7%

l Низкий общий моральный и культурный уровень учителей – 22,9%

l Использование учителями непедагогических методов – 18,4%

l Несовременные программы обучения – 17,4%

l Плохая система питания в школе – 15,2%

l Низкий уровень безопасности детей в школе – 14,5%

l Плохое медицинское обслуживание детей – 9,8%

l Большие нагрузки в школе – 8,9%

l Другое (напишите) – 0,9%

l Затрудняюсь ответить – 6,4%

5. Что Вам, Вашей семье за последние пять лет во время обучения ребенка в средней общеобразовательной школе приходилось оплачивать за счет собственных средств? (можно указать несколько вариантов ответа)

l Подарки учителям – 49,3%

l Ремонт помещений школы – 42,0%

l Учебно-методические материалы – 37,8%

l Техническое оснащение класса – 31,5%

l Дополнительные занятия по основным предметам – 25,8%

l Охрану школы – 24,6%

l Платить за хорошие отметки, экзамены – 23,1%

l Другое (напишите) – 0,7%

l За последние пять лет в семье не было школьников – 23,0%

l Школьники в семье были, но ничего подобного делать не приходилось – 1,2%

l Затрудняюсь ответить – 5,5%

6. Как Вы оцениваете порядок, дисциплину, культуру поведения детей в современной школе?

l Отлично – 3,8%

l Хорошо – 16,5%

l Удовлетворительно – 40,2%

l Неудовлетворительно – 34,6%

l Затрудняюсь ответить – 4,9%

7. Как бы Вы оценили в целом квалификацию большинства педагогов?

l Отлично – 1,9%

l Хорошо – 30,7%

l Удовлетворительно – 44,2%

l Неудовлетворительно – 16,4%

l Затрудняюсь ответить – 6,7%

8. Как бы Вы оценили деятельность Министерства образования?

l Отлично – 2,9%

l Хорошо – 18,3%

l Удовлетворительно – 36,2%

l Неудовлетворительно – 31,7%

l Затрудняюсь ответить – 10,9%

9. Как Вы относитесь к введению в школах уроков толерантности (обучение толерантному отношению к лицам с иной культурой, сексуальной ориентацией, других политических взглядов, национальности и т.д.)?

l Положительно – 57,8%

l Отрицательно – 26,8%

l Затрудняюсь ответить – 15,4%

10. Как Вы относитесь к введению в школах независимого тестирования и обязательного использования его результатов при поступлении в высшие учебные заведения?

l Положительно – 47,4%

l Отрицательно – 33,0%

l Затрудняюсь ответить – 19,6%

11. Как Вы считаете, пользуются ли учителя авторитетом, уважением у родителей школьников или нет?

l В целом пользуются – 10,8%

l Пользуются отдельные педагоги – 48,1%

l Не пользуются – 29,2%

l Затрудняюсь ответить – 11,9%

В какой мере, на Ваш взгляд, среди школьников распространено:

12. Как Вы считаете, какое высшее образование сейчас наиболее престижно? (не более 3 вариантов ответа)

l Юридическое – 60,3%

l Экономическое – 59,6%

l Лингвистическое (языки) – 32,0%

l Медицинское – 30,5%

l Социальные науки (психология, история и т.д.) – 19,8%

l Инженерно-строительное – 19,4%

l Техническое – 15,3%

l Естественно-научное (физика, химия и т.д.) – 5,2%

l Педагогическое – 4,4%

l Военное – 3,8%

l Сельскохозяйственное – 2,8%

l Художественное – 2,7%

l Другое (напишите) – 0,5%

l Затрудняюсь ответить – 5,1%

13. Как Вы считаете, можно ли сегодня поступить в престижное высшее учебное заведение без денег?

l Возможно – 28,9%

l Невозможно – 59,5%

l Затрудняюсь ответить – 11,6%

Какие из следующих мер, по Вашему мнению, будут способствовать борьбе с коррупцией и взяточничеством в системе образования, а какие – нет?

14. Каким, по Вашему мнению, должно быть в Украине высшее образование?

l Полностью государственным (бесплатным) – 37,3%

l И государственным, и частным – 48,3%

l Полностью частным, но с развитой системой грантов на обучение для талантливых детей – 10,1%

l Полностью частным – 1,9%

l Другое (напишите) – 0%

     l Затрудняюсь ответить – 2,3%

Поділитися: